Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:30, доклад
Для того, что бы лучше понять какую роль играет философия Фрэнсиса Бэкона в философии в целом, я решила прочитать одно из его сочинений: «О достоинстве и приумножении наук. Том 1. Книга 1». Для начала хотелось бы вспомнить что Фрэнсис Бэкон жил в XVII веке, когда еще государством правили цари, и свое сочинение он адресовал Государю, таким образом он хотел принести своему царю и государству в целом некую пользу. Сам Бэкон в начале сочинения говорит, что каждый поданный должен принести некий «дар» своему Государю и, по мнению Бэкона, нет лучшего приношения, чем данное сочинение, где он хочет донести до самого Государя и скорее всего, до нас, своих будущих читателей, о «выдающейся роли знания и наук во всех областях жизни, а также о заслугах тех, кто с большей энергией и настойчивостью прилагает все силы для их развития».
Ведение.
Для того, что бы
лучше понять какую роль
Глава 1.
Для начала хотелось
бы вспомнить что Фрэнсис
Следующее, что Бэкон
решил до нас донести, было
те возражения, которые выдвигают
против науки политики. Они сводились
к том, что «искусства изнеживают
людей, делают их неспособными
к военному делу и
Бэкон стремиться разумно рассуждать о таком абсурдном, по моему мнению, положению о том, что «науки сродни безделью и переполнят душу сладостью покоя и уединения» [стр. 93, том 1, книга 1]. Сам же Бекон отзывается об этом положении так: «Одни только ученые получать удовольствие от трудов и научных занятий, как от действий, согласных с природой и не менее полезны для ума, чем физические упражнения для тела, думая о самом деле, а не о той выгоде, которую оно может принести, так что из всех людей они самые неутомимые, если только дело таково, что захватывает и увлекает их ум». И все же понятно, что многие придерживаются мнения что, науки отнимают слишком много времени, того времени которое можно было бы потрать более разумно. И конечно многие задавались вопросом: Если есть у человека свободное время, когда он не занимается своей основной деятельностью, чем лучше заняться в эти свободные часы? Для занятий науками или для наслаждений? Духовным или чувственным устремлениям? На эти вопросы Бэкон решил ответить словами Демосфена Эсхину, человеку всегда предававшемуся чувственным наслаждениям : «Но, - сказал он, - есть большая разница между тем, что делаю я и что делаешь ты при свете дампы». Что означает, что « не следует опасаться, что занятия наукой мешают практической деятельности; наоборот, они удерживают ум от безделья и стремления к удовольствиям, которые в противном случае незаметно охватывают его к ущербу и делам, и науке».
Следующий положение, которое сам Бэкон назвал «в какой-то мере заслуженной», ставится в упрек ученым людям, состоит в том, что они «собственные интересы и собственную безопасность приносят в жертву интересам и чести своей родины или своих государей» и здесь Бэкон ссылается на слова Демосфена, которые он говорил афинянам : «Если вы всерьез поразмыслите, то поймете, что советы мои не таковы, чтобы я благодаря им возвысился среди нас, а вы сами стали предметом насмешек для греков; наоборот, весьма часто они самому мне грозят опасностью, для вас же всегда полезно использовать их»[ стр.100, том 1, книга 1]. А также приводит в пример известного Сенека, который после своего правления, не переставал честно и бесстрашно давать советы своему господину, уже «запятнанную всеми пороками и преступлениями, несмотря на ту опасность, которая грозила ему и в конце концов привела его к гибели».Таким образом, Бэкон убеждает нам, что такие люди не дадут себя убедить в том, что увеличение собственного благополучия может считаться превыше всех благ, «поэтому они и живут таким образом, как будто собираются давать отчет сначала перед богом , а затем уже перед своими господами, т.е. либо перед государями, либо перед государствами, следуя принципу «я принес тебе пользу», а не принципу «я принес себе пользу»(конец цитаты).
Последнее заблуждение, рассмотрением которого, Бэкон закрывает вопрос о заблуждениях в области науки и ученых, заключается в том, что «ученые не всегда заботятся о соблюдении приличий в вещах, по существу незначительных и внешних( выражение лица, жесты, походка, манера разговаривать и т.п.)». Конечно, Бэкон абсолютно твердо утверждает, что данное суждение глубоко ошибочно, и в полюбившей ему манера, в пример приводит знаменитых людей, а именно о похвале, которой удостаивает Платон своего учителя Сократа, «по его словам весьма напоминающего баночки торговцев лекарствами, на которых снаружи нарисованы обезьяны, совы, сатиры, внутри же содержатся драгоценные жидкости и великолепные лекарства, иными словами, он заявляет, что в нем, в его внешности есть некоторые несерьезны и даже уродливые черты, которые и бросаются прежде всего в глаза толпе и служат предметом сплетен, но глубины его духа заключают в себе величайшие способности и добродетели». После столь яркого и понятного всем примером и сказать нечего.
Стараясь разоблачить все ложные представления о науке и ученых, Бэкон все же напоминает, что ни в коем случае не ставит под свою защиту некоторые грязные и недостойные обычаи ученых, например, обычаи, присущие философам позднего периода, которые жили в богатых семья, питались с их стола и которых по праву называли бородатыми паразитами. Но в основном, как сам говорит Бэкон, «ничто не наносит такого вреда, как грубая и отвратительная лесть, на службу которой весьма многие, и не только люди невежественные и неученые, поставили свои перья и таланты, превращая, как говорит Дю Бартас: « Гекбу в Елену, Фаустину в Лукрецию»(конец цитаты)»[стр.102, том 1, книга 1]. Еще Бэкон размышляет о том, почему же большинство философов посвящают свои труду богатым, могущественным людям. Ведь Дюген отвечая на насмешливый вопрос: «Почему философы идут за богатыми, а не богатые за философами?», сказал: «Это происходит потому, что философы хорошо знают, в чем они нуждаются, богатые же этого не знают».
Глава 2.
После рассуждений о заблуждений о самой науке и ученых, Бэкон решил поговорить о ошибках и ненужных рассуждениях, которые встречаются в самих исследованиях ученых. Первостепенной своей задачей Бэкон ставит не защитить сами эти заблуждения, а именно выделить какие из этих заблуждений являются здравыми и твердыми, и защитить их от клеветы. И начал Фрэнсис Бэкон с того, что разделили все бесполезное и ненужное в науке, что главным образом дает повод для нападок на нее, на три категории. «Первое – это, если можно так выразиться, «наука фантастическая», второе – «наука сутяжная» и третье – «наука, подкрашенная и изнеженная; или можно сказать так : пустые мечтания, пустые пререкания, пустые аффектации»[стр. 104, том 1, книга 1]. Причина «науки подкрашенной и изнеженной » заключалась в том, что, чтобы народ заинтересовать и произвести на него впечатление необходимы были «пылкость и выразительность речи на сходках, а это требовало доступного народу красноречия». Итак люди стали обвинять науку в том, что она уделяет в первую очередь внимание словам, а не самому делу, в доказательство этой теории Бэкон приводит множество примеров: « Тогда Штурм без устали тратил бесконечные усилия на изучение оратора Цицерона и ритора Гермогена. Тогда же Кар и Ашэм у нас в Англии, превознося до небес Цицерона и Демосфена в своих лекциях и сочинениях, увлекли молодежь к этому изящному и процветающему роду науки. А Эразм решил вывести свою насмешливую Эхо: «Десять лет потратил я на чтение Цицерона», а Эхо ответило «Осел» (конец цитаты) [стр. 105, том 1, книга 1]. Рассуждая на счет этой категории, Бэкон пишет, что само по себе это не может серьезно подорвать авторитет и значение науки даже в глазах необразованной толпы, хотя этот стиль в какой – то мере мешает тщательному исследованию истины и живому стремлению у философии. Следующую категорию Бэкон назвал «сутяжной утонченностью т.е. излишними ухищрениями в споре». О данной категории Бэкон говорит так: «…люди обычно склоны вообще отвергать истину из-за тех споров, которые ведутся вокруг нее, и считают, что все те, кто никогда не может договориться друг с другом, просто заблуждаются; и когда люди видят, как ученые сражаются друг с другом из-за вещей, не имеющих никакого значения, они сразу же вспоминают слова Дионисия, сицилийского тирана: «Это болтовня стариков, которым нечего делать»(конец цитаты) [стр. 108, том 1,книга 1]. Последнею категорию, считающуюся самой отвратительной, так как касается лжи и заблуждений, что разрушает саму природу и душу науки, Бэкон назвал «наукой фантастической»,что главным образом основана на обмане и доверчивости, вторая обманывается, первый обманывает. «Готовность верить и принимать с легкостью что угодно бывает двух родов в зависимости от от объекта веры; ведь верят либо рассказу или факту, либо какой-то догме.<…> В первом случае мы видим, что естественная история включает много несерьезного материала, взятого без всякого отбора и оценки, как об этом ясно свидетельствуют сочинения Плиния, Кардана, Альберта и большинства арабских авторов, книги которых полны нелепых и фантастических рассказов, не только не точных и малообоснованных, но и заведомо лживых и явно вымышленных, что наносит огромный ущерб авторитету естественной философии в глазах людей строгих и здравомыслящих. <…> Другой вид легковерия, которое распространяется не на историю или повествование, а на науки и теорию, т.е. речь идет о том, что мы слишком доверяем либо самим наукам, либо деятелям этой науки. Самих же наук, опирающих скорее на фантазию и веру, чем на разум и доказательства, насчитывается три: это – астрология, естественная магия и алхимия. Причем цели этих наук отнюдь не являются неблагородными» [стр. 110, том 1, книга 1].
В заключении, могу сказать что, все то, о чем я написала в своем докладе является только ничтожно малой частью тех трудов, которые написал Фрэнсис Бэкон, и если найдется человек, заинтересованный в том, чтобы более детально изучить его философию, может взять в нашей библиотеке его сочинения, состоящие из двух томов, или же прочитать его интереснейшую работу под название «Новая Атлантида», которая представляет собой философскую утопию, а также другие его произведения. Если честно, мне самой не очень интересна наука, но мне было не скучно читать Первую книгу, по которой я делала данную работу, так как Бэкон размышляя о проблемах философии приводил не только интересные примеры из истории известных людей, но и позволяет задуматься о том, что те самые проблемы и заблуждения, что существовали в семнадцатом веке, относительно науки и философии, наблюдается и в нашем поколении, и все те проблемы, что он затрону в этой работе, актуальны до сих пор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ф. Бекон «Сочинения» Том 1,2 – Изд.: Мысль,1977-1978 гг.
2. В.В. Соколов «Европейская философия XV –XVII веков». Издание третье, исправленное. Москва «Высшая школа» 2003 г.
3. Д. Реале и Д. Антисери «Западная философия. От истоков до наших дней». Книга 3. ТОО ТК «Петрополис» С.-Петербург, 1996 г.