Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:08, реферат
В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали исключительно большое влияние на формирование философской мысли этого периода в целом, включая и философию права.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта…………………4
2. Философия права Георга Гегеля…………………………………………11
3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма...............................................................................................18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26
В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.
Моральная автономия предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.
Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.
Гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.
Таким является, в общих чертах, основной смысл кантовского морального обоснования права. Суть дела, как мы видим, состоит не в том, что Кант пытается дедуцировать правовые нормы из моральных. Тенденция кантовского морального обоснования права совершенно иная. В правовой законности он видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального ≪самовоспитания≫. Моральное обоснование права Кант осуществляет посредством разведения и последующей корреляции моральных и правовых норм.
Критическая философия права Канта, таким образом, преодолевает традиционно слабые места теории естественного права. Поэтому она оказывается принципиальной основой многих ≪теорий справедливости≫, в частности концепций Джона Роулза, Юргена Хабермаса, Отфрида Хёффе. Однако при всей оригинальности и фундаментальности этой теории она содержит ряд спорных вопросов, вызывающих критику и дискуссии среди них: абсолютизация безусловных моральных требований для обоснования права, а также ситуация, когда не учитываются мотивы целесообразности и выгоды при оправдании правовых требований; чисто трансцендентальный характер его подхода, слабо учитывающий эмпирические моменты права; приоритет априорных требований перед апостериорными; настаивание на универсальном характере права, единого для всех культур, и т.д.
Дальнейшее развитие классическая традиция правопонимания находит в творчестве Георга Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 —1831) является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошел в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.
Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах его творчества. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как ≪Конституция Германии≫ (1798—1802), ≪О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве≫ (1802-1803), ≪Феноменология духа≫, ≪Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг≫, ≪Философия истории≫, ≪Английский билль о реформе 1831 г.≫ и ряде др. В наиболее цельном и систематизированном виде философско-правовое учение Гегеля изложено в его работе ≪Философия права≫ (1820).
Это одна
из наиболее известных работ во всей
истории правовой политической и
социальной мысли. В ≪Философии права≫ в концептуально-
В самом общем виде философия права Гегеля представляет собой еще один вариант естественно-правового мышления, основывающегося на идеалистическом мировоззрении. Продолжая во многом линию Канта, он стремится реализовать принцип субъективности. Это значит, что истоки права и его критерий он пытается отыскать в человеческом сознании. Так, сравнивая законы природы и законы права, он отмечает, что мерило природы находится вне нас, а законы права — ≪это законы, идущие от людей≫5. Человек, считает Гегель, ≪внутри себя обладает масштабом правового≫, ≪его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона≫6.
Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа.
Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права. Его естественное право и разумно, и действительно. Разумно потому, что относится к сфере подлинной реальности, к тому, что есть, а то, что есть, есть Разум. Действительно потому, что как сущность приобщается к существованию (позитивному праву).
Разумное — это есть ≪чистое понятие≫ (в себе несущее право) и его осуществление (для себя сущее право) в конкретном правопорядке, то есть действительное. Поэтому для него право и естественное право есть одно и то же. Все, что не разумно, не обладает действительностью, а следовательно, не является и правом.
Специфический
смысл философии права Гегеля,
как отмечает В. Нерсесянц, раскрывается
в его расхождении с
Таковы
мировоззренческо-
В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолютного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе.
Это — инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея снова возвращается к себе, в область духа (синтез).
Тремя основными
ступенями диалектически
Объективный дух, по Гегелю, — это та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, то есть наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований (право, государство, общество). Таким образом, в ≪Философии права≫ Гегеля развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права: от его абстрактных форм до конкретных, или от абстрактного права к морали, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).
Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности. Присвоение является выражением верховенства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения. Однако для Гегеля последствия права собственности, являющегося результатом действия свободной воли, заключаются не в том, чтобы собственность была поделена поровну между людьми, но, скорее, в том, что она должна быть разделена неравно, в зависимости от разных способностей и талантов. Антитезисом собственности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли8.
Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Преступление поэтому представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права, или, другими словами, восстановление истинной воли преступника — той, которая находится в согласии со всеобщейволей.
Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли.
Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.
Социальная этика (
Семья является институтом, основанным на чувствах. Однако в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения.
Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдельных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистические интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума. Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, поскольку их цели более универсальны, чем цели индивида.
Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю.
В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.
В отношениях
государства с другими
В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определенных рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории9.
Право универсального всемирного разума является верховным правом.
Таким образом, под правом Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, исследовав диалектические стадии, он заключает, что государство стоит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума.
Гегелевское
философское учение о праве было
пиком в истории объективно-
Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является историческая школа.
Информация о работе Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII — середины XIX столетия