Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII — середины XIX столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:08, реферат

Краткое описание

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали исключительно большое влияние на формирование философской мысли этого периода в целом, включая и философию права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта…………………4
2. Философия права Георга Гегеля…………………………………………11
3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма...............................................................................................18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 55.93 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – 

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

Реферат

по дисциплине «Философия права»

тема: «Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII — середины XIX столетия»

 

 

Работу выполнила студентка

Мельникова Н.С.

группа 5-1Ю

г. Орел

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил

Горбань В.С.


 

 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________2011 г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

 

 

 

г. Орел, 2011 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта…………………4
  2. Философия права Георга Гегеля…………………………………………11
  3. Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма...............................................................................................18

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...26

 

Введение

 

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали исключительно большое влияние на формирование философской мысли этого периода в целом, включая и философию права.

С их именами  связана глубокая философская разработка проблем права, государства, закона. Не случайно, что их концепции считаются классикой философии права и рассматриваются многими исследователями в виде общетеоретической основы философии права как научной дисциплины. Значительное место в философско-правовых учениях данного периода занимают также историческая школа и правовая концепция марксизма.

Поэтому знание особенностей этих направлений  и их места в истории философско-правовой мысли является необходимым условием для понимания содержания современных  концепций философии права.

 

 

  1. Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта

 

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804). Вплотную разработкой государственно-правовых вопросов Кант занялся в последние десятилетия своей жизни. В 1795 г. Кант опубликовал широко известный трактат ≪К вечному миру≫, где, в частности, им были развиты общие взгляды на право и государство. Наиболее полно кантовская философия права представлена в его работе ≪Метафизика нравов≫ (1797), которая состоит из двух частей - ≪Метафизические начала учения о нраве≫ (часть первая) и ≪Метафизические начала учения о добродетели≫ (часть вторая). Этот период литературной деятельности Канта совпадает с развитием событий Великой французской революции. Кант откликнулся на нее разработкой проблем права и государства, решение которых дал на основе уже созданного им философского учения, и, прежде всего, моральной философии.

Заслуга Канта в развитии философии права  состояла прежде всего в том, что ему удалось ответить на вопрос, почему индивид — такой, каким он был описан в предшествующих договорных теориях, столь страстно требует законности и столь мало способен дорожить ею.

Кант  развивает гуманистический пафос  теорий естественного права, предлагая свой, более обоснованный взгляд на право. Это стало возможным благодаря тому, что он положил в основу как познания, так и поведения принцип личности, или принцип субъективности. Исходным пунктом кантовской теории стало представление о человеческом индивиде как о существе, принципиально способном стать ≪господином себе самому≫ и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностного

и нормативного выбора. Лишь в той мере, в какой  индивиду удается осознать эти предписания, подчинить им свои непосредственные влечения и мотивы и дать закон  самому себе, он становится субъектом, способным противостоять экспансии  любой чужой воли, возведенной  в закон.

Учение  Канта о праве и государстве  опирается на трансцендентальную философию  и непосредственно связано с  резким противопоставлением области теоретического и практического разума, разрывом между мышлением и волей. Теоретический разум, считает Кант, - область человеческого познания. Здесь все явления, данные нам в опыте, в том числе и поступки людей, подчинены причинности, здесь нет места для свободы. Теоретический разум может достоверно ответить лишь на вопрос ≪Что человек может знать?≫, но не на вопросы ≪Что человек должен делать?≫ и ≪На что человек может надеяться?≫. Эти два последних вопроса, недоступные собственно познанию, теоретическому разуму, оказываются у Канта проблемами практического разума — сферой должного, где трансцендентальные идеи разума играют лишь регулятивную, а не собственно познавательную роль. Практический разум — это область нравственных долженствований. Поэтому все кантовское учение о праве и морали предстает как учение о социальных регуляторах, о должном и недолжном, социальных отношениях и вообще человеческих действиях.

Сфере теоретического соответствует естественный закон, сфере же практического — закон свободы. Практическая философия Канта отвергает значение внешнего для субъекта объективного мира в качестве основания для истины, а следовательно, и согласие разума с внешним миром в качестве критерия нравственности. Этот критерий заключается в согласии разума (как теоретического, так и практического) со своими собственными законами, то есть носит характер самозаконности. Таким образом, истоки идеи должного (как нравственной, так и правовой), по Канту, следует искать не во внешнем мире, не в сфере опыта, а во внутреннем мире субъекта. В этом и заключалось основное требование принципа субъективности применительно к сфере нравственности и права1.

Исследованию  и обоснованию принципов нравственности посвящена работа Канта ≪Критика практического разума≫. Основной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, ее способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления.

Человек, по Канту, с одной стороны, эмпирическое явление (феномен), с другой — трансцендентальная сущность (ноумен). В качестве эмпирического существа человек (как часть природы или мира явлений) и все его поведение подчинено всеобщей каузальности и внешней необходимости. Все поведение человека — это совокупность необходимых причинно-следственных связей, а стало быть, его поступки тоже не свободны. Но, с другой стороны, человек — это трансцендентальная сущность (ноумен), ему присуща свобода, его поступок является актом свободной воли, независимой от внешних детерминаций. Следовательно, свободная воля одновременно является и моральным законодателем (установлением), и добровольным исполнителем моральных правил (максимум разума)2.

Иначе обстоит  с социальными требованиями, которые Кант возводит к понятию категорического императива. Первая формулировка категорического императива подразумевает требование того, чтобы человек как разумное существо поступал в соответствии с его требованиями из уважения к самому закону, из сознания своего долга; вторая — требование того, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нем не средство для достижения своих целей, но только самостоятельную, абсолютную самоценность. Эта формулировка — исходный постулат кантовской философии о ценности личности, идеи о человеке как цели самой по себе, как высшей ценности. Для Канта категорический императив - это нравственный закон. Он не навязан человеку извне, но находится в нем самом.

В качестве закона он обладает следующими качествами: объективностью, абсолютностью, необходимостью, универсальностью.

В качестве такового он запрещает делать людям  то, что, став всеобщим правилом поведения, привело бы к разрушению основ цивилизованного общежития.

Методологическая  проработка И. Кантом проблемы категорического  императива имеет огромную ценность для обоснования сущности естественного  права. Идея категорической императивности естественно-правовых норм позволяет  обосновать их безусловную повелительность для общественного и индивидуального правосознания. Она доказывает, что их адресатом являются все, без исключения, субъекты правоотношений. Перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых требований все равны, поскольку эти требования доводят до людей содержание всеобщего нравственного закона.

Важным  вопросом для понимания этико-правовых идей Канта является его понимание  понятия права.

Само понятие права Кант считает априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной познанию. В то же время Кант осознавал, как важна проблема правопонимания и насколько необходимо верно ее поставить, должным образом сформулировать.

Понимание Кантом права тесно связано с  его пониманием свободы как единственного прирожденного права. В то же время Кант допускает, что, несмотря на наличие в сознании каждого разумного индивида нравственного закона, человек может поступать вопреки ему, то есть, что свобода воли, понимаемая лишь в отрицательном смысле - как способность лица поступать по собственному усмотрению, — сводится к произволу лица3. Право, следовательно, подразумевает свободу индивидов (свободу их воли) и связанную с этой свободой возможность и необходимость произвола, столкновение и коллизию различных произвольных действий.

И вот  тут важно подчеркнуть, что, по Канту, решение сложной проблемы, связанной  со свободой и антагонизмом среди  людей, состоит в определении  и сохранении границ свободы. Поэтому  необходимо, чтобы произвол каждого  лица был поставлен в обществе в определенные границы с тем, чтобы никто не мог нарушить свободу других. Лишь при этом условии свобода согласуется сама с собой. Эту задачу, с точки зрения Канта, и выполняет право. Смысл и назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, то есть, иначе говоря, выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещенного.

Иначе говоря, задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц, которая внешне объективно была бы совместимой с требованием нравственного закона. Разум выражает это как постулат, дальнейшее доказательство которого невозможно. Поэтому правомерным является любой поступок, при котором проявление свободного произвола каждого могло сосуществовать со свободой всех других людей. Наоборот, в соответствии с всеобщим правовым законом все, что препятствует осуществлению свободы, является неправомерным действием.

Для осуществления  указанных требований всеобщего  правового закона необходимо, чтобы  существовали какие-то реальные гарантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определенной принудительной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требования, препятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное.

Кант  делит право на естественное и  положительное. Естественное право, считает он, по своему происхождению априорно — существует до всякого опыта и базируется на требованиях разума. Иными словами, по Канту, естественное право — это право, каким оно должно быть согласно требованиям практического разума.

Положительное же право —лишь исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Отсюда можно сделать вывод, что правовая теория Канта —это теория естественного права, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума.

Кант  также различает право в широком  смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и в силу этого основаны на справедливости и на крайней необходимости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).

Важным  понятием кантовской философии права  является также понятие правопорядка. Он является условием надежности правоотношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, субъекты правоотношений должны быть лично свободными людьми и наделены правами человека и элементарными политическими правами.

Согласно  Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах:

1) свободе  каждого члена общества как  человека;

2) равенстве  его с каждым другим как  подданного;

Информация о работе Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII — середины XIX столетия