Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:25, реферат
Цель данной работы состоит в исследование философского учения одного из представителей периода патристики Аврелия Августина.
Для достижения этой цели автором были выдвинуты задачи:
Изучение особенностей философии периода патристики
Выявление основных черт учения Аврелия Августина
Оглавление
Введение………………………………………………………….1
Глава 1. Философия периода патристики: общая характеристика……………………………………………………….. 2
Глава 2. Философские воззрения Аврелия Августина………...3
Заключение……………………………………………………….5
Список использованных источников………………...............
Полесский государственный университет
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Философские воззрения Августина Аврелия»
Подготовил студент гр. 1221311
Климович Евгения Юрьевна
Проверил: Гориш И. В.
Пинск 2012
Средневековье стоит на рубеже
между древностью и средними веками
: собирая обломки древней
Августин - во всех отношениях олицетворение
той переходной эпохи V-го столетия,
когда один обветшавший мир рушится,
а другой созидается на его развалинах.
Это во всех отношениях двойственная
личность: в ней воплотились и
сосредоточились все
Цель данной работы состоит в исследование философского учения одного из представителей периода патристики Аврелия Августина.
Для достижения этой цели автором были выдвинуты задачи:
Структура работы соответствует выдвинутым цели и задачам.
При периодизации истории Западной
Европы новой эры за точку отсчета
обычно принимается V век - век крушения
рабовладельческой Римской
Философия средневековья - это особое
явление духовной жизни того периода.
Былые признаки самостоятельности,
свойственные философии античного
рабовладельческого общества, ею утрачены.
Возникла новая парадигма, составляющая
самые глубинные основания
История средневековой философии уходит своими корнями в первые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей мы видим попытки использования идей античной греческой и римской философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее классическом понимании, а именно - некое подобие синтеза ряда положений философии и богословия исключительно в интересах богословия. Роль философии сводится к служению религии. «Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии».
В литературе принято делать всю средневековую философию на два периода, имеющих качественное отличие, а именно - патристику и схоластику. «Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей». Это происходило в период с I по VIII (V) века. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII (V) по XII ст. и ее расцвет приходился на XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.
Каковы же общие черты средневековой
философии и периода
Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное существо, абсолютное начало. Это положение дополняется и уточняется креационизмом (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в едином акте. Из этих двух положений вытекает и третье - провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средневековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.
Первое состоит в понимании человека как персоны (от лат. persona - личность), то есть неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога, наделенной совестью. Каждая личность - это особый замкнутый мир, внутри которого происходит борьба сил добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонности; при этом всегда присутствует судья - совесть и закон души - логос, связанный с логосом божественным. Этот мир непроницаем для людей, но он открыт для Бога. Праведность, чистота помыслов не менее значимы, чем правильные поступки.
Ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение) относится к принципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.
Собственно философская мысль античности в первые века приходит в состояние упадка. Это происходит на фоне роста и становления теологии, христианского вероучения, которое в это время обретает себя через осмысление и выработку своих ключевых, принципиальных положений. Все это происходит в очень динамичной форме: столкновение разных подходов и трактовок, соперничество религиозных сект между собой, сложные отношения христианской религии со светской властью и т.д. Утверждение христианских догматов и вероучения в целом было связано с жесткими расправами с инакомыслящими (пытки, казни), официальным осуждением еретиков и приданием их анафеме.
Таким образом, в рассматриваемый нами период возникла патристическая философия, то есть учение отцов церкви, теоретиков богословия, которые так или иначе определили свое отношение к античной философии, сами же развивали и высказывали свое видение религиозных проблем, прибегая к методам философии (логические рассуждения, сопоставление противоположностей и т.п.).
Одним из первых основателей патристики
в литературе называют Квинта Тертеллиана
(160-220 гг. н.э.). Тертуллиану ставят в
заслугу обоснование учения о
святой Троице, что является принципиально
важным для христианской теологии.
Суть этого учения такова: каждое из
трех лиц есть Бог; все три лица
тоже есть Бог. Они различаются как
Лица, но их троичность едина как
субстанция. «В трактовке самих лиц
- Бога, Сына, Логоса - Тертуллиан исходил
из того, что в начале Бог был
один и размышлял наедине с
собой, тогда он был единой личностью».
Но в тот момент, когда он пожелал
открыться, он изрек из себя творческое
слово - до мира и для мира, и этим
словом стал Логос - реальное существо.
От Отца и Сына еще произошел Дух.
Он тоже есть самостоятельное существо,
"замещающая Сына сила". В источниках
со средневековой философии
Одним из других ярких предсавителей отцов церковной науки был Ориген (182-251 гг. н.э.). «Система Оригена, в которой он высказал свое видение Бога состоит из таких разделов: а) Бог и его раскрытие, б) отпадение тварных духов и последствия этого, в) спасение и восстановление».
В середине VI ст. на Вселенском соборе в Константинополе воззрения этого философа были признаны еретическими, а сам Ориген был предан анафеме.
Становление христианской патристики
невозможно представить без участия
платонизма в ней. Это влияние
осуществилось через школу
Плотин предстает перед нами
как истолкователь идей Платона,
но не всех идей, а только тех, которые
могли быть каким-либо образом ассоциированы
в новую реальность. Речь идет прежде
всего о христианской религии. Плотина
привлекает главным образом учение
Платона о мире идей, о едином
(диалог Платона "Парменид"), учение
о благе ("Государство"), учение
об антагонизме души и тела ("Федр"),
учение о богенусе-демиурге и о
космической душе ("Тимей"), а
также другие идеи. Христианство враждовало
с неоплатонизмом из-за его приверженности
к языческим корням древнегреческой
философии, но сам неоплатонизм был
той сферой, через которую язычество
сравнительно безболезненно
Смысловым стержнем неоплатонизма является учение о Едином. Единое - это Бог. Оно согласно Плотину, имеет надмировую природу, возвышается над многим; оно недосягаемо для познания, поскольку, в силу своей абсолютной отделенности от многого (мира вещей), является, по существу, ничем. Оно ни мысль, ни дух, ни воля, ни тем более предмет; оно абсолют, а поэтому непознаваемо. Но оно вместе с тем ничто иное, как порождающее начало, первопричина, вечная первопричина всего существующего. Таким образом, все возникает, в принципе, из ничего.
Однако Единое не творит мир, оно излучает, иначе говоря, происходит эманация (от лат. emanate - течь, литься). Единое - это вершина вертикали (источник божественного света); ниже на ступень стоит порожденный им мировой разум (нус); еще ниже на ступень находится мировая душа (мир идей, эйдосов); и наконец, последняя ступень - природа.
Таким образом, в неоплатонизма, мы видим многое из того, что составляет стержневые положения христианской теологии: вместе с тем здесь проявляется "готовность" языческой философии трансформироваться в христианскую теологию, она же, в свою очередь, оказывается не чуждой античной философии.
Одним из наиболее ярких представителей
неоплатонизма и периода
Глава 2. Философские воззрения Аврелия Августина
В истории христианской патристики в IV-V вв. н.э. появляется фигура, которой суждено было стать едва ли не в центре духовной жизни средневековья. Это Аврелий Августин (Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный) (354-430 гг.), известный как епископ из Гиппона (город на Севере Африки, который не сохранился). Он родился в г.Тагасте (на территории современного Алжира), в молодые годы вел беззаботную жизнь обеспеченного человека, но затем приобщился к философскими религиозным идеям и принял решение посвятить себя религии - об этом он чистосердечно и подробно рассказывал в своей "Исповеди", которая может рассматриваться как опыт автобиографии эпохи средневековья.
Блаженный Августин - одна из самых интересных исторических личностей, которые когда-либо существовали. Оценка ее - одна из сложнейших и труднейших задач в виду разнообразия и богатства элементов, вошедших в состав его учения и так или иначе повлиявших на образование его характера. Августин - во всех отношениях олицетворение той переходной эпохи V-го столетия, когда один обветшавший мир рушится, а другой созидается на его развалинах.
«Сын развратного африканца-