Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:08, реферат
Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент философии. Великий античный мудрец, стоял у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней
1. Введение. Личность Сократа.
2. Философские взгляды.
2.1. Отношение к софистам и натурфилософии.
2.2. Этика в диалектике. Диалектика.
2.3. Политика.
3. Заключение. Смерть Сократа. Сократические школы.
4. Список литературы.
План.
Кто этот человек, дерзающий
в одиночку отрицать греческую сущность,
которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила,
Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно
вызывает в нас чувства изумления и преклонения,
как глубочайшая бездна и недостижимая
вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство
и пессимизм»
— Фридрих Ницше
Введение.Личность Сократа.
Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент философии. Великий античный мудрец, стоял у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду – на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.
Это то чем является Сократ для нас,
потомков и наследников. Однако, своими
беседами, умы современников он так же
будоражил. При своей обманчиво «не философской
внешности» он являлся ярким представителем
прекрасного обладания мастерством полемики.
Из-за этого многие считали его софистом,
но только более искусным. Выразительна
в этом плане приводимая у Диогена Лаэртского
(II, 19) характеристика Сократа, данная Тимоном:
Каменотес,
болтун и реформатор мира,
Князь
колдовства, изобретатель каверз, спорщик,
Заносчивый насмешник и притворщик.
О «колдовской»
силе сократовских речей сообщают и
другие источники. Красочно говорит
об этом Алкивиад в платоновском «Пире».
Он сравнивает Сократа с уродливым
и козлоногим сатиром Марсием, который
завораживал людей своей
Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все сметалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден ошарашено признать, что в данном предмете он полностью несведущ. «И еще, по-моему, если можно пошутить,— обращается он к Сократу,— ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое — я оцепенел... Ты, я думаю, прав, что никуда не выезжаешь отсюда и не плывешь на чужбину: если бы ты стал делать то же самое в другом государстве, то тебя, чужеземца, немедля схватили бы как колдуна» (Платон. Менон, 80 а—b).
Мастерство
Сократа, собеседника-исследователя, пришло,
конечно, с годами, по мере формирования
его собственной морально-философской
позиции. Но вкус к беседам и талант вдумчивого
и острого полемиста он проявил уже в молодости.
По биографической версии Аристоксена,
молодой Сократ, работавший каменотесом,
привлек внимание философа Архелая именно
своим умелым и продуманным спором с товарищами
по работе, когда речь шла о заработках.
Философские взгляды.
«Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.»
Воззрения Сократа явились поворотным пунктом в развитии античной философии. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости.
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов.
Приезжие учителя мудрости пользовались в Афинах шумным успехом и брали за свое учение весьма высокую плату. И даже Сократ, довольно скептично относившийся к софистам, потратил из своих скудных средств целую драхму на учебу у Продика. И когда как-то зашел разговор об именах, Сократ полушутливо заметил своему собеседнику Гермогену: «Так вот, оказывается, и об именах немалая есть наука. Конечно, если бы я успел прослушать у Продика пятидесятидрахмовый урок, после чего, по его словам, можно и самому стать учителем, ничто не помешало бы тебе тотчас досконально узнать всю истину о правильности имен. Да вот такого-то урока я не слыхал, а прослушал всего лишь драхмовый» (Платон. Кратил, 38 b).
Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: размышлений о природе, её первоначале, о мироздании, космосе, хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что его диалоги являются основой их воззрений. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.
По его мнению, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.
Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом,
в этике Сократа четко
Все его диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).
Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения.
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.
Аристократию, которая
определяется как власть немногих знающих
и моральных людей, Сократ предпочитает
всем другим государственным формам.
Заключение. Смерть Сократа. Сократические школы.
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как принял свою смерть. Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд.
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. У него было много последователей. В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.
1. Мегарская школа. Основанная уроженцем Могары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям.
2. Элидо-эретрийская школа. Элидо-эретрийская школа была основана Федоном из Элиды.
3. Киническая школа. Основателем кинической школы был Антисфен. Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н. э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения.
Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах его учеников.
Мудрость
и чувство юмора Сократа актуальны до
сих пор. Чего только стоит одно из его
высказываний: «Женись, несмотря ни на
что. Если попадется хорошая жена, будешь
исключением, а если плохая — станешь
философом.»
Список литературы.
1. Философия.
Под редакцией доктора
2. АнтипенкоЗ.Г. Проблема Сократа у Ницше. Зарубежное философское антиковедение:Критический анализ. М., 1990.
3. В.Ф.Асмус. Античная философия. Глава III. 1.
4. Рожанский И. Д. Загадка Сократа. Прометей.1972. Т.9.
5. Черняховская О. М. Политические
взгляды Сократа у Ксенофонта. Историко-философский
ежегодник 2007.М. 2008.