Философские воззрения Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:08, реферат

Краткое описание

Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент философии. Великий античный мудрец, стоял у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней

Оглавление

1. Введение. Личность Сократа.
2. Философские взгляды.
2.1. Отношение к софистам и натурфилософии.
2.2. Этика в диалектике. Диалектика.
2.3. Политика.
3. Заключение. Смерть Сократа. Сократические школы.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

План.

  1. Введение. Личность Сократа.
  2. Философские взгляды.
    1. Отношение к софистам и натурфилософии.
    2. Этика  в диалектике. Диалектика.
    3. Политика.
  3. Заключение. Смерть Сократа. Сократические школы.
  4. Список литературы.
 

 

    Кто этот человек, дерзающий  в одиночку отрицать греческую сущность,   которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» 

        — Фридрих Ницше 

Введение.Личность Сократа.

       Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент философии. Великий античный мудрец, стоял у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

      Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду – на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.

      Это то чем является Сократ для нас, потомков и наследников. Однако, своими беседами, умы современников он так же будоражил. При своей обманчиво «не философской внешности» он являлся ярким представителем прекрасного обладания мастерством полемики. Из-за этого многие считали его софистом, но только более искусным. Выразительна в этом плане приводимая у Диогена Лаэртского (II, 19) характеристика Сократа, данная Тимоном: 

    Каменотес, болтун и реформатор мира, 

    Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик, 

    Заносчивый насмешник и притворщик.

О «колдовской» силе сократовских речей сообщают и  другие источники. Красочно говорит  об этом Алкивиад в платоновском «Пире». Он сравнивает Сократа с уродливым  и козлоногим сатиром Марсием, который  завораживал людей своей божественной игрой на флейте. Как и у Марсия, внешность Сократа резко контрастировала с его внутренними, душевными талантами. Внешне Сократ был некрасив, небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с большими выпученными глазами, огромным, нависающим лбом, большой лысиной. Этот облик Сократа очень смахивал на забавно уродливые фигурки Марсия. Увидев Сократа впервые, сирийский маг и физиогном Зопир заявил, что, судя по внешнему виду, Сократ по своей натуре — человек духовно ограниченный и склонный к пороку. Это вызвало смех присутствовавших друзей Сократа, но сам он признался, что Зопир совершенно прав и все обстоит именно так, как он сказал, но ему, Сократу, удалось с помощью разума побороть свои пороки и обуздать страсти.

    Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все сметалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден ошарашено признать, что в данном предмете он полностью несведущ. «И еще, по-моему, если можно пошутить,— обращается он к Сократу,— ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое — я оцепенел... Ты, я думаю, прав, что никуда не выезжаешь отсюда и не плывешь на чужбину: если бы ты стал делать то же самое в другом государстве, то тебя, чужеземца, немедля схватили бы как колдуна» (Платон. Менон, 80 а—b).

   Мастерство Сократа, собеседника-исследователя, пришло, конечно, с годами, по мере формирования его собственной морально-философской позиции. Но вкус к беседам и талант вдумчивого и острого полемиста он проявил уже в молодости. По биографической версии Аристоксена, молодой Сократ, работавший каменотесом, привлек внимание философа Архелая именно своим умелым и продуманным спором с товарищами по работе, когда речь шла о заработках. 

Философские взгляды.

   «Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.»

   Воззрения Сократа явились поворотным пунктом в развитии античной философии. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости.

   Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов.

   Приезжие учителя мудрости пользовались в Афинах шумным успехом и брали за свое учение весьма высокую плату. И даже Сократ, довольно скептично относившийся к софистам, потратил из своих скудных средств целую драхму на учебу у Продика. И когда как-то зашел разговор об именах, Сократ полушутливо заметил своему собеседнику Гермогену: «Так вот, оказывается, и об именах немалая есть наука. Конечно, если бы я успел прослушать у Продика пятидесятидрахмовый урок, после чего, по его словам, можно и самому стать учителем, ничто не помешало бы тебе тотчас досконально узнать всю истину о правильности имен. Да вот такого-то урока я не слыхал, а прослушал всего лишь драхмовый» (Платон. Кратил, 38 b).

       Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: размышлений о природе, её первоначале, о мироздании, космосе, хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что его диалоги являются основой их воззрений.  По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

    По его мнению, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.

   Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель  — это знание, дурное — это  незнание. Основные добродетели для  Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость. Он достаточно подчеркивает мысль о единстве и о родовой общности частных видов «мужества» («Лахес»), «благоразумия» («Хармид»), «прекрасного» («Гиппий Больший»).         Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. По ранним диалогам Платона мы можем составить ясное и точное представление о том, чем была «диалектика» Сократа. Сократ, несомненно, дал толчок к развитию в философии учения об общем понятии. Однако от толчка до выяснения диалектической функции общего понятия дистанция оставалась еще значительной. Сократ не прошел этой дистанции не по недостатку проницательности, а потому, что весь его интерес был сосредоточен не на области общей теории диалектики, а на области этики. Диалектика Сократа есть только подспорье его этических исследований. Тем не менее, в ранних диалогах Платона сократовская диалектика получила характеристику рельефную и яркую.

    Все его диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

   Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения.

   Политические  воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая  определяется как власть немногих знающих  и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам. 

Заключение. Смерть Сократа. Сократические  школы.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как  принял свою смерть. Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд.

    Сократ  был человеком, для которого собственная  жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. У него было много последователей. В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.

1. Мегарская школа. Основанная уроженцем Могары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям.

2. Элидо-эретрийская школа. Элидо-эретрийская школа была основана Федоном из Элиды.

3. Киническая  школа. Основателем кинической  школы был Антисфен. Из учеников  Антисфена выделился Диоген из  Синопа (умер в 323 г. до н.  э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения.

   Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах его учеников.

    Мудрость и чувство юмора Сократа актуальны до сих пор. Чего только стоит одно из его высказываний: «Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Философия.  Под редакцией доктора философских  наук Н.И.Сидоренко. М.2004

2. АнтипенкоЗ.Г.  Проблема Сократа у Ницше. Зарубежное философское антиковедение:Критический анализ. М., 1990.

3. В.Ф.Асмус. Античная философия. Глава III. 1.

4. Рожанский И. Д. Загадка Сократа. Прометей.1972. Т.9.

5. Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта. Историко-философский ежегодник 2007.М. 2008.  
 
 

Информация о работе Философские воззрения Сократа