Философские воззрения Анаксимандра Милетского

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:02, реферат

Краткое описание

Анаксимандр Милетский – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой (« О природе», 547 год до н.э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

Федеральное государственное общеобразовательное  учреждение

Смоленская  государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра агрономии и экологии 
 
 
 

      Реферат на тему:

« Философские  воззрения Анаксимандра Милетского» 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студентка 1курса экфака

                    16 группы

                    Селезнёва Светлана

                    Проверил:

                    Драгунова О.Г. 
                     
                     
                     

         1.Анаксимандр  Милетский

     Анаксимандр Милетский – древнегреческий  философ, представитель  милетской  школы натурфилософии, ученик Фалеса. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой (« О природе», 547 год до н.э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

     Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих  и гибнущих миров, считал, что Земля  неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных сфер. Составил первую географическую карту, соорудил первые в Греции солнечные  часы и астрономические инструменты. Ввел в употребление небесный глобус.

     Анаксимандр отличался активность в политической жизни еще более чем Фалес. Сохранилось свидетельство о  том, что он руководил миграцией  из Милета в Аполлонию.

           2.Проблематика  первоначала

     Анаксимандром углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное  и полагает началом (архэ) бесконечное, - «физис» бесконечный и неопределенный, из которого проистекают вещи.

     Термин, употребляемый Анаксимандром, - апейрон, - означает нечто, лишенное границ, как внешних (в пространственном смысле, следовательно, количественно бесконечное), так и внутренних (значит, качественно детерминированное). Как  количественно и качественно неограниченное апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Но Анаксимандр приписывает свой первопринцип богам не совсем в духе Гомера и античной традиции, как бессмертное начало, управляющее и поддерживающее все; он уточняет, что оно не только не имеет границ, конца, ног также и начала. Античные боги не умирали, но рождались. Божество Анаксимандра не умирает, и не рождается. Таким образом, у него, как и у Фалеса, мы видим смещение основы, на которой возводились теогония, т.е. генеалогия Богов, в ином значении, нежели в традиционной греческой мифологии.

     У Анаксимандра Бог – первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они – то циклически возникают и гибнут. Фалес не ставил вопрос о том, как и почему из первопричины происходят все вещи. Анаксимандр ставит вопрос и отвечает на него: «Там, где вещи получают свое рождение, там же и находят разрешение сообразно необходимости; взаимообразно платят дань несправедливости по вине своей в порядке времени».

     Анаксимандр, возможно, размышлял над фактом, что мир состоит из серии противоположностей, где одна стремится превозмочь другую (холодное и горячее, сухое и влажное, и т.п.) Несправедливость влечет за собой  противодействие. И время виделось ему как судья, который указывает  границу каждому из вступающих в  противодействие начал, ограничивая  господство одного в пользу другого, и наоборот. Ясно также, что не только чередование противоположностей есть «несправедливость», родиться для каждой из них означало противопоставить себя другой. И, поскольку мир рождается  из раскола на противоположности, сначала  выступает несправедливость, которая должна искупить себя смертью (концом) того же мира, который, впрочем, потом рождается вновь в порядке определенных циклов бесконечного времени.

     Есть  даже, как было замечено, двойная  несправедливость, значит, двойная  нужда в искуплении: «а)Мир рождается  из раскола, основа же едина, б) Узурпировать права того, что уцелело, и доминировать, подобно бессмертному Богу». Представляется неоспоримым в таком понимании трансформация религиозных понятий орфического оттенка в рациональное.

     Как мы уже видели, идея первоначальной вины и ее искупления в орфизме  соединяется с идеей уравновешивающей справедливости. Логос Анаксимандра еще заимствует эти представления. Но уже его ученик Анаксимен пытается дать сугубо рациональное решение этой проблемы.

     Если  бесконечна первооснова, бесконечны и  миры, как в том смысле, что  наш мир – это один из бесконечных  миров, в ряду как тех, что предшествовали и тех, что воспоследуют (по схеме  рождение – жизнь – смерть), так  и в том смысле, что наш мир  сосуществует с множеством других миров.

             3.Генезис  космоса

     Вот как выглядит генезис космоса. В  некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и  горячее. Холодное по первоначальной природе  было жидким; частично трансформированное горячим – огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь  в земных впадинах, образует моря.

     Земля, воображаемая в форме цилиндра, ничем  не поддерживаемая, покоится в подвешенном  состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т.е. равновесия сил. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из коих мало – помалу развиваются животные все  более сложные.

     Неразумны были бы насмешки поверхностного читателя, посчитавшего ребяческими представления, предвосхитившие, например, идею о том, что землю держит силовое равновесие (еще Фалес видел ее плавающей на воде). Дерзкая идея о зарождении жизни в водной сфере содержит примитивное понятие об эволюции живых видов. Этого достаточно, чтобы понять, как далеко логос уходит от мифа. 

         4. Идеи о происхождении  жизни

     Представляют  интерес наивно – материалистические идеи Анаксимандра о происхождении  жизни на Земле и происхождении  человека. По его мнению, первые живые  существа возникли во влажном месте. Он были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

     Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений  высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все  обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

         5. Апейрон материален, веществен

     Все древние авторы согласны с тем, что  апейрон материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне «мигму», т.е. смесь (земли, воды, воздуха и огня), другие –  «метаксю», нечто среднее между  двумя стихиями – огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон –  это нечто неопределенное. Аристотель думал, что Анаксимандр пришел к  идее апейрона, считая, что бесконечность  и беспредельность какой –  либо одной стихии привела бы к  ее предпочтению перед тремя другими  как конечными, а потому свое бесконечное  Анаксимандр сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Симпликий  находит два основания. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциональное  начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения  стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни водой, ни землей. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, т.е. неопределенный.

     Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся  словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон  «не знает старости», что он «бессмертен  и неуничтожим». Он находится в  состоянии вечной активности и вечного  движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство.

     Апейрон – не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Из него не только состоят все сущности в  своей основе, но и все возникает. Анаксимандрова космогония принципиально  отличается от космогонии Гесиода и  орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра никаких элементов теогонии уже  нет. От теогонии остался лишь атрибут  божественности, но только потому, что  апейрон, как и боги мифологии, вечен  и бессмертен.

         6.Апейрон  выделяет противоположности

     Апейрон сам все из себя производит. Находясь во вращательном движении, апейрон  выделяет из себя такие противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных  свойств образуют землю (сухое и  холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как тяжелейшее земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой  и огнем, воздухом и огнем. Под  действием небесного огня часть  воды испаряется, и земля выступает  частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается  на три кольца, окруженных плотным  непрозрачным воздухом. Эти кольца, говорил Анаксимандр, подобны ободу  колеса колесницы (мы скажем: подобны  автомобильной шине). Они полые  внутри и наполнены огнем. Находясь внутри непрозрачного воздуха, они  невидимы с земли. В нижнем ободе  множество отверстий, сквозь которые  просматривается заключенный в  нем огонь. Это звезды. В среднем  ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем тоже одно. Это Солнце. Время от времени эти отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец.

     Эта картина мира неверна. Но все же поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить  происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого  материально – вещественного  начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является, и то, что он есть, не одно и то же. Мы видим  звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов, отверстиями которых являются и  Солнце, и Луна, и звезды. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного  созерцания.

         7.Материализм и диалектика Анаксимандра.

     Материалистический  монизм (учение, согласно которому все возникло из одного начала) мировоззрения Анаксимандра поражал самих древних греков. Античный автор Псевдо - Плутарх подчеркивал: «Анаксимандр утверждал, что апейрон - единственная причина рождения и гибели». Христианский теолог Августин горько сетовал на Анаксимандра за то, что тот «ничего не оставил божественному уму».

     Диалектика  Анаксимандра выразилась в учении о  вечности движения апейрона, о выделении  из него противоположностей, об образовании  четырех стихий из противоположностей, а сама космогония – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т.е. в общей  идее эволюции живой природы.

        8.Понятие  эсхатологии

     Эсхатология (эсхатологическая мудрость) – это  учение о конце мира. «Эсхатос» - крайний, конечный, последний. Об этом мы узнаем из сохранившегося фрагмента Анаксимандра. Там сказано: «Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое исчезает по необходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени». Слова «друг от друга» потому стоят в скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других нет. Так или иначе, по этому фрагменту мы можем судить о форме анаксимандрова сочинения. По форме выражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение между вещами мира выражено в этических терминах.

     Дж. Томсон думал, что выражение «получает  возмездие» взято из этическо –  правовой практики родового общества. Это формула урегулирования споров между соперничающими родами. Так  что первые греческие философы не так уж абсолютно отличались от китайских  и индийских. Но этической у греческих  философов была лишь форма, в которой  представлялся, однако ,физический мир, мир природы, а не мир человека. Но то, что мир природы представлялся  через мир человека, есть не что  иное, как пережиток социоантропоморфического мировоззрения, что вообще свойственно  протофилософии. Однако олицетворения  уже нет, нет и полной антропоморфизации.

     В греческом тексте выражение «из  чего» стоит во множественном  числе, а потому под этим «из чего»  не может подразумеваться апейрон, а вещи рождаются друг из друга. Такое  истолкование противоречит космогонии Анаксимандра.

     Мы  думаем, что вещи, возникая из апейрона, виновны друг перед другом. Их вина состоит не в рождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что  они агрессивны. Нарушение меры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение вещей в состояние  безмерности, их гибель в безмерном, т.е. в апейроне.

Информация о работе Философские воззрения Анаксимандра Милетского