Биография Августина (Аврелия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:37, биография

Краткое описание

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

Файлы: 1 файл

августин.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

Биография

 

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой  женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

 

В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте  он отправился учиться в ближайший  культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству  жившего в Тагасте друга семьи  — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой  женщиной, которая стала его сожительницей  на 13 лет и на которой он никогда  не женился, т. к. она принадлежала к  более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес свое изречение: "Добрый Боже, дай  мне целомудрие и умеренность... Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!". В 372 г. у Августина в конкубинате  родился сын Адеодат.

 

В 373 году, после прочтения «Hortensius»  Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в  Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую  потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский  вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую  должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане.

 

Прочитав некоторые трактаты Плотина  в латинском переводе ритора Мария  Викторина, Августин познакомился с  неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное  Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства.

 

Во время пребывания Августина  в Милане в 384-388 гг. его мать нашла  сыну невесту, ради чего он оставил  свою конкубину. Однако, он должен был  ждать два года до того, как невеста  достигнет необходимого возраста, поэтому  он завел другую конкубину. В конце  концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.

 

После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного  епископа Симплициана историю обращения  в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу  цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских  диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с  Адеодатом и Алипием, крестился  в Медиолане принял крещение от руки Амвросия.

 

После этого, предварительно распродав  всё своё имущество и почти  совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

 

Часть сведений о дальнейшей жизни  Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где  организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать  на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через  год умер.

 

 

Августин умер 28 августа 430 г., во время  первой осады Гиппона вандалами.

 

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в  руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены  в Павии в церкви св. Петра.

 

В 1842 г., с согласия папы, они опять  перевезены в Алжир и сохраняются  там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

 

Этапы творчества

 

Первый этап (386—395), характерно влияние  античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги»  «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование  семи свободных искусств как подготовительного  цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение  музыки Musica est ars bene modulandi с подробным  толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле»  или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода  также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в  нынешней Италии называется Casciago), где  Августин работал в 386—388 гг.

 

Второй этап (395—410), преобладает  экзегетическая и религиозно-церковная  проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

 

Третий этап (410—430), вопросы о  сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и  «О граде Божьем»; критический обзор  собственных сочинений в «Пересмотрах».

 

24 августа 410 г. вестготы Алариха  захватывают Рим. Это потрясло  всех, в том числе и Августина.  После падения Рима он начинает  писать свой грандиозный труд "О Граде Божьем", в котором  соотносит дела людские и волю Господню. На создание этого труда у Августина ушло почти 20 лет жизни. Летом 4530 г. вандалы, которые переправились через Гибралтар в 429 г., достигли Гиппона.

 

Концепция "Града Божьего". История двух "Градов" — Земного и Небесного — начинается в момент появления первой разумной твари и они настолько переплетены, что разделить их историю на две невозможно на протяжении всего времени существования человечества. Так же, как нельзя, по Августину, разделить всю историю человечества на "священную" и "светскую" — такое разделение не только невозможно, но и кощунственно. Два Града образованы двумя родами любви: Град Земной — любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а Град Небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к себе (XIV,28). Но оба этих рода любви — крайности. В настоящем мире они очень редки и поэтому два этих Града никогда не существовали и не будут существовать на земле. Третий же град — дьявола — не будет существовать никогда, потому что для существования подобного Града нужна полная власть дьявола. со времени же своего отступничества дьявол получает свободу только на 3,5 года. Это время будет последним в истории человечества — время прихода антихриста. Но и на протяжении этих лет он не будет иметь полной власти, поскольку против него будут бороться истинные христиане. И эти 3,5 года будут даны Богом не как возможность дьяволу построить свой Град, а для того, чтобы праведники осознали, какого врага они победили.

 

После этой победы настанет последний  день — день страшного суда, во время  которого все жившие на земле воскреснут в своих телах и те, кто не верил в истинного Бога или  не выполнял его заповедей, умрут  вторично — их душа будет "отделена от Бога", а тела будут страдать в геенне огненной, в которую будут  заключен как дьявол, так и все  падшие ангелы. Поэтому, говоря о Граде  Земном, Августин говорит не о Граде, а о тех, кто мог бы его составить  — о грешниках, после страшного  суда осужденных на вечные мучения.

 

Те же, кто своей жизнью и верой  заслужили высшей награды и прощения за свои грехи (т.к. не бывает безгрешных людей, любой человек вначале  проходит период заблуждений, прежде чем  придти к истинному пути), станут гражданами Божьего Града. Этому  Граду предстоит существовать вечно. Те, кто попадет в него, уже  не будут людьми — они станут сродни ангелам. а их тела станут само совершенство. Единственным их занятием будет созерцание Бога, хотя они  не забудут ни своей жизни, ни мучений  осужденных. Мир, к котором они  будут жить, будет совсем другим., т.к. после Страшного суда мир  погибнет в очистительном огне, а  на его месте будет создан новый, более совершенный, и, главное, не оскверненный грехом мир.

 

Но все же кто они — граждане Земного и Божественного Градов — в этой земной жизни? Люди, принадлежащие  к первому, ищут славу в самих  себе, а к последнему — в Боге. Поэтому мудрые Земного Града  добиваются блага для мира или  души своей, или и того, и другого  вместе, а те, кто мог бы познать  Бога, превозносились под влиянием гордости за свою мудрость. Они создавали  идолов, напоминавших людей и животных. почитая их, они становились или  вождями народов, или их последователями.

 

Будущие граждане Божьего Града  не имеют человеческой мудрости. Главная  их черта — благочестие. Они понимают истинного Бога, ожидая в будущем  высшей награды — права принадлежать к Божьему Граду в обществе святых и ангелов. поэтому они  не основывают городов и государств — они странники на этой земле.

 

Но тогда возникает вопрос —  так как история и конец  обоих Градов предрешены — существует ли свобода воли у человека?

 

Проблема свободы воли проходит через всю историю христианства. Не решена она и у Августина. Более того, им настолько блестяще были доказаны как та, так и другая точка зрения, что его труды признаны как в католичестве, так и протестантизме, придерживающихся разных точек зрения на этот вопрос.

 

Может ли сам человек выбирать свою судьбу? Может ли он только по своему решению присоединиться к Граду  Земному или Небесному? С одной  стороны — да. Ведь "Бог сотворил и самого человека правым, со свободным  произволением, как существо, хотя и  земное, но достойное неба, если он останется  со своим Творцом; если же он от Него отступит, постигнет его злополучие, свойственное этой природе этого  рода. Но Бог, предвидя, что он отступит от Бога, не лишил его свободной  воли…" (XXII,1).Но с другой стороны, граждане этих двух Градов отличаются даже по природе. Граждан Земного  града рождает испорченная грехом природа, а Небесного — благодать. и историческим подтверждением этого  является, по Августину, история двух сыновей Авраама — Исаака и  Измаила.

 

Всю "земную" историю людей  можно разделить на три эпохи: от сотворения человека до потопа; от Ноя  до прихода Христа; от Христа до Страшного  суда. И на всем протяжении истории  существуют граждане и того, и другого  Градов. Среди ангелов — два  общества: павших и оставшихся верными  Богу. У человека была изначально чистая природа, но своим грехом он портит ее и в наказанье получает две смерти — физическую и духовную. поэтому уже в первом поколении людей появилось разделение. Каин, первый сын Адама и Евы, был гражданином Земного Града и родоначальником его первого племени, которое из-за своих грехов было целиком уничтожено в результате потопа.

 

После потопа, без сомнения, ключевым моментом в истории является разделение человечества на народы в результате вавилонского столпотворения. Августин говорит далее, что народ —  это "собрание разумной толпы, объединенное согласным общением вещей, которые  любит" (XIX,24). Следовательно, чтобы  судить народ, надо понять, что же он любит. Естественно, что есть только один народ божий — израильский. с этого момента у Августина  появляется новое деление истории  — история народа божьего, изложенная в библии, и история всех остальных  народов. Их история — история  Града Земного. И все же, рассуждая  о всех народах, которые были, нужно  помнить, что "Бог одним заповедует одно, другим — другое в соответствии с условиями времени…" (Исп. III,7). Поэтому, рассматривая правила и  обычаи, нельзя судить по меркам одного народа (даже божьего) о праведности  того или иного обычая. И это  не потому, что правда бывает разная или меняется. Просто время, которым  она управляет, протекает разно. Люди при своей кратковременной  жизни не в состоянии сопоставить  деяния жизни прежних веков и  других народов в условиях, им неизвестных, с тем, что им известно. Поэтому  о других временах, не изложенных в  библии, человек может иметь лишь очень субъективное мнение, т.к. перенос  условий Библии на другие народы не правомерен. Поэтому Августин всегда, говоря о всех народах, говорит о "своем мнении".

 

Все эти народы имеют свои блага  на земле. Но многие желают либо того, что  невозможно, либо того, что доступно не всем. Поэтому Земной Град часто  разделяется "сам на себя", вступая  в ссоры, войны. Он добивается побед, несущих смерть, ибо каждый народ  хочет быть победителем, сам находясь в плену у пороков. Если, победив. он делается более гордым, победа несет  смерть духовную, а если он думает об общей судьбе человеческих дел и  тревожится о возможных в будущем  случайностях, то его победа сама смертна.

 

Тем не менее, несправедливо говорить, что блага, к которым стремится  этот народ, не являются благом. Он и  сам в человеческом роде есть нечто  лучшее. Он стремится к земному  миру для своих земных дел: этот мир  он желает достигнуть войной, т.к. когда  он победит. не будет никого, кто  оказывал бы сопротивление и настанет мир, у которого не было бы врагов, спорящих под гнетом нужды и бедности о  тех вещах, которыми могли бы владеть вместе. Поэтому, если "побеждают те, кто боролся за справедливость", то кто будет сомневаться, что настал желанный мир? Это благо — дар божий. Но так как они пренебрегают высшими благами, относящимися к Граду Божьему, то неизбежно последуют новые несчастья, а бывшие прежде увеличатся.

Информация о работе Биография Августина (Аврелия)