"Мир" бывает нескольких
родов. Мир тела — упорядоченное
расположение частей. Мир души
неразумной — упорядоченное успокоение
порывов. Мир души разумной
— упорядоченная жизнь и благосостояние
существа одушевленного. мир человека
смертного и Бога — упорядоченное
в вере под вечным знаком
повиновения. Мир града — упорядоченное
и единодушное согласие граждан.
Мир Небесного Града — самое
упорядоченное и единодушное
общение в наслаждении Богом
и взаимно в Боге. Мир всего
— спокойствие порядка, расположения
равных и неравных вещей, дающего
каждой ее место.
Война — с какими бы намерениями
она не велась — есть бедствие. Поэтому
граждане Небесного Града должны
подчиняться и не разрушать порядки
стран, в которых они живут, если
это не противоречит их вере (IX). Хотя
здесь есть оправдание священной
войны, но в XX книге, говоря о природе
антихриста, Августин отмечает, что
особая добродетель святых в их твердости,
что они не опускаются до борьбы
с дьяволом его же методами.
Если посмотреть на всю историю
человеческую, то не найти никого, кто
не захотел бы иметь мир. Те же, кто
желали войны, желали победы, и, тем
самым, славного мира, или же хотели
устроить мир по-своему. Но высший мир
— это главная черта Града
Божьего. поэтому каждый, сам того
не понимая, желал в конечном счете
его. Поэтому конечная цель истории
человеческой, как и, на самом деле,
человека — именно высший мир. Но получить
возможность жить в нем и понять
всю его красоту можно только
поверив в Единого Истинного
Бога. И поэтому будут страдать
в геенне огненной и души, а не
только тела грешников, которые поймут
это слишком поздно.
Поэтому Бог и создал человечество,
"ибо наперед знал, что сделает
он доброго из его зла, собирая
своей благодатью из смертного, заслуженного
и правосудно осужденного рода многочисленный
народ в восстановление и восполнение
падшей части ангелов, дабы, таким
образом, возлюбленный и горний Град
тот не умалялся в числе своих
граждан, а даже, может быть, еще
и радовался возрастанию" (XXII,1).
Способ изложения материала
в трудах Августина соответствует
его бурному, неспокойному характеру;
писал он страстно и неукротимо,
резко переходил от одной позиции
к другой. О нем говорили, что
ни у кого из великих мыслителей
не было таких перепадов между
высочайшим и низменнейшим, что
среди церковных святых он
был наименее святым и наиболее
человеком. Его творчество не
имеет монолитного характера,
оно не образует единой системы,
но является источником, из которого
долго черпала христианская философия.
Философия Августина возникает
как симбиоз христианских и
древних доктрин. Из древних
античных философских доктрин
главным источником для него
был платонизм, который он знал
по преимуществу в изложении
неоплатоников. Идеализм Платона
в метафизике, абсолютизм в теории
познания, признание различия духовных
принципов в структуре мира (добрая
и плохая душа, существование
отдельных душ), упор на иррациональные
факторы духовной жизни -
- все это повлияло на формирование
его собственных воззрений.
Учение Августина стало определяющим
духовным фактором средневекового
мышления, оказало влияние на
всю христианскую Западную Европу.
Никто из авторов периода патристики
не достиг той глубины мысли,
которая характеризовала Августина.
Он и его последователи в
религиозной философии считали
познание бога и божественной
любви единственной целью, единственной
полной смысла ценностью человеческого
духа. Весьма мало места он
отводил искусству, культуре и
естественным наукам.
Христианской основе своей
философии Августин придавал
большое значение. Он осуществил
то, что только обозначено у
его предшественников: сделал бога
центром философского мышления,
его мировоззрение было теоцентрическим.
Из принципа, что бог первичен,
вытекает и его положение о
превосходстве души над телом,
воли и чувств над разумом.
Это первенство имеет как метафизический,
так и гносеологический и этический
характер.
Бог является высшей сущностью,
только его существование вытекает
из собственного естества, все
остальное с необходимостью не
существует. Он единственный, существование,
которого независимо, все остальное
существует лишь благодаря божественной
воле. Бог является причиной существования
всякого сущего, всех его перемен;
он не только сотворил мир,
но и постоянно его сохраняет,
продолжает его творить. Августин
отвергает представление, согласно
которому мир, будучи сотворенным
однажды, развивается дальше сам. Бог является
также наиважнейшим предметом познания,
познание же преходящих, релятивных вещей
бессмысленно для абсолютного познания.
Бог выступает в то же время и причиной
познания, он вносит свет в человеческий
дух, в человеческую мысль, помогает находить
людям правду. Бог является наивысшим
благом и причиной всякого блага. Так как
все существует благодаря богу, так и всякое
благо происходит от бога. Направленность
к богу для человека естественна, и единственно
через соединение с ним человек может
достичь счастья. Философия Августина,
таким образом, открывает простор для
теологии.
Душу, Августин понимает чисто
спиритуалистиески, рассуждая в
духе идей Платона. Душа как
самобытная субстанция не может
быть ни телесным свойством,
ни видом тела. Она не содержит
в себе ничего материального,
имеет лишь функцию мышления,
воли, памяти, но не имеет ничего
общего с биологическими функциями.
От тела душа отличатся совершенством.
Такое понимание существовало
и в греческой философии, но
у Августина впервые было сказано,
что это совершенство
происходит от бога, что душа близка
богу и бессмертна. Душу мы знаем лучше,
чем тело, знание о душе является определенным,
о теле же наоборот. Более того, душа, а
не тело познает бога, тело же препятствует
познанию. Превосходство души над телом
требует, чтобы человек заботился о душе,
подавлял чувственные наслаждения.
Основой духовной жизни является
воля, но не разум. Это утверждение
основано на том, что сущность
каждой вещи проявляется в
ее активности, но не в пассивности.
Отсюда вытекает заключение, что
человеческую сущность характеризует
не разум, который имеет пассивный
характер, но действия, активная
воля. Учение Августина о первенстве
воли отличается от древнегреческого
рационализма. Иррационалитическое
понимание человеческого духа
приходит к тому, что сущностью
духа является свободная воля.
Эту позицию Августин воплощал
не только в психологии, но
и в теологии: первенство воли
относится и к божественной
сущности. Его философия переходит,
таким образом, от интеллектуализма
и рационализма к волюнтаризму.
Вся философия Августина
сосредоточилась на боге как
едином, совершенном, абсолютном
бытии, мир же имеет значение
как божье творение и отблеск.
Без бога ничего нельзя ни
совершить, ни познать. Во всей
природе ничего не может произойти
без участия сверхъестественных
сил. Мировоззрение Августина
очень четко противостояло натурализму.
Бог как единое сущее и истина
является содержанием метафизики,
бог как источник познания
является предметом теории познания;
бог как единственное благо
и прекрасное является предметом
этики, бог как особа всемогущая и полная
милости является главным вопросом религии.
Бог не только бесконечное
бытие, но и особа преисполненная
любви. В этом же направлении
теоретизировали и неоплатоники,
но бог ими понимался не
как особа. В неоплатонизме
мир - эманация божественного
единого, необходимый продукт
естественного процесса, у Августина
же мир - акт божественной воли.
У Августина проявляется тенденция
к дуализму в отличие от
неоплатонического монизма, основанного
на идее, что бог и мир имеют
один и тот же характер.
Согласно Августину, мир как
свободный акт бога является
творением разумным, бог создал
его на основе собственной
идеи. Христианский платонизм был
августинианским вариантом учения
Платона об идеях, которое понималось
в теологическом и персоналистическом
духе. В боге сокрыт идеальный
образец реального мира. Как у
Платона, так и у Августина
существуют два мира: идеальный
- в боге и реальный - в мире
и пространстве, возникший благодаря
воплощению идеи в материю.
Августин, в согласии с эллинистической
философией, полагал, что целью
и смыслом человеческой жизни
является счастье, которое должна
определить философия. Счастья
можно достигнуть в едином - в
боге. Достижение человеческого
счастья предполагает прежде
всего познание бога и испытание души.Августин
находит еще один пункт, подтверждающий
возможность познания. В подходе скептиков
к миру, в самом сомнении он видит определенность,
достоверность сознания, ибо можно сомневаться
во всем, но не в том, что мы сомневаемся.
Это сознание сомнения при познании является
непоколебимой истиной.
Сознание человека, его душа
являются устойчивым пунктом
в постоянно меняющемся, неспокойном
мире. Когда человек погрузится
в познание своей души, он найдет
там содержание, которое не зависит
от окружающего мира. Это лишь
видимость, что люди черпают
свои знания из окружающего
мира, в действительности они
находят их в глубинах собственного
духа. Сущность теории познания
Августина - априорность; творцом
всех идей и понятий является
бог. Человеческое познание о
вечных и неизменных идеях
убеждает человека, что их источником
может быть лишь абсолют - вечный
и надвременный, бестелесный бог.
Человек не может быть творцом,
он лишь воспринимает божественные
идеи.
Истину о боге не может
познать разум, но вера. Вера
же скорее относится к воле,
чем к разуму. Подчеркивая роль
чувств или сердца, Августин утверждал
единство веры и познания. При
этом он стремился не возвысить
разум, но лишь его дополнить. Вера и разум
взаимно дополняют друг друга: "Разумей,
чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь".
Философия Августина отвергает концепцию
автономного положения науки, где разум
является единственным средством и мерой
истины. Это понимание соответствует духу
христианства, и на этой основе могла строиться
последующая фаза - схоластика.
Характерной чертой понимания
Августином процесса познания
является христианский мистицизм.
Главным предметом философского
исследования были бог и человеческая
душа.
Преобладание в сфере познания
иррационально волевых факторов
над рационально-логическими выражает
одновременно и Августиново первенство
веры над разумом. Не самостоятельность
человеческого разума, а откровения
религиозных догматов являются
авторитетом. Вера в бога - исходное
человеческого познания. Тезис о
первенстве веры над разумом
не был новым в христианской
философии. В отличие от предшествующих
"отцов церкви", которые видели
источник веры лишь в Библии, Августин
провозгласил наивысшим авторитетным
источником веры церковь как единственную
непогрешимую, последнюю инстанцию всякой
истины. Это воззрение соответствовало
тогдашней ситуации. Церковь в западной
части Римской империи становилась идеологически
и организационно сильным централизованным
институтом. Вклад Августина состоял также
в том, что попытался обосновать первенство
веры над разумом. Все человеческое познание
имеет два источника, утверждал он. Первым
является опыт, чувственный контакт с
вещами окружающего мира. Его границей
служат рамки явления, преступить которые
невозможно. Другой источник, более богатый
и значительный, заключен в приобретении
знания от других людей. Это опосредованное
познание и есть вера. Августин смешивает
веру вообще и религиозную веру, освященную
авторитетом церкви. Однако вера, которая
опирается на опыт, в целом совсем иная,
она имеет другую суть и характер, чем
религиозная вера, исходящая из "истин"
Священного писания. Оценка добра и зла
в мире, их различение были наиболее проблематичными
в философии Августина. С одной стороны,
мир как творение бога не может быть недобрым.
С другой стороны, существование зла несомненно.
При определении понятия теодицеи, или
защиты совершенства творения. Августин
исходил из того, что зло не принадлежит
природе, но является продуктом свободного
творчества. Бог создал природу доброй,
но отравила ее злая воля. С этим связан
другой тезис: зло не является чем-то, что
абсолютно противоположно добру, оно есть
лишь недостаток добра, его релятивная
ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро
абсолютно. Зло возникает там, где ничто
не делается хорошо, зло - это отвращение
от высших целей, это либо гордыня либо
вожделенность. Гордыня проистекает из
стремления обойтись без бога, вожделенность
- из страстей, направленных на преходящие
вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина
состоит в том, что зло не нарушает гармонии
мира, но необходимо для нее. Наказание
грешников так же не противоречит этой
гармонии, как и вознаграждение святых.
Августин, таким образом, не отрицает наличия
зла в мире, однако понимает его чисто
негативно, как отсутствие добра.