Аврелий Августин

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:56, реферат

Краткое описание

В своей "Исповеди" Августин вспоминает, что участвовал в состязаниях драматических поэтов, но особую притягательность таил в себе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем больше, чем искуснее он врал. Через некоторое время Аврелий приезжает в Италию, где продолжает преподавать риторику.

Файлы: 1 файл

Христианское проповедничество.docx

— 20.03 Кб (Скачать)
  1. Христианское  проповедничество (Аврелий  Августин)

Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовного красноречия  былАврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Его мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное духовное влияние, отец же оставался язычником, Августин в отрочестве учился в Карфагене (столице римской Африки) главной науке того времени - риторике, без овладения которой невозможно было участвовать в общественной жизни, выступать в суде, торгуя, по словам Августина, "красивой ложью" и "победоносной болтливостью". Там же в 374 г. он начал преподавать риторику и стал одним из самых известных ораторов.

В своей "Исповеди" Августин вспоминает, что участвовал в состязаниях  драматических поэтов, но особую притягательность таил в себе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем  больше, чем искуснее он врал. Через  некоторое время Аврелий приезжает  в Италию, где продолжает преподавать  риторику.

После десятилетнего пребывания в манихейской  общине Августин покинул ее и стал неоплатоником, а затем под влиянием проповеди епископа Амвросия Медиоланского, у которого он принял крещение в  З87 г., - христианином. Тут стоит вспомнить, что еще в ранней юности, ознакомившись  с Библией, Августин с высокомерием ритора осудил ее за темноту суждений и косноязычие. Ему показалось, что  истина не может быть преподана столь  некрасиво. Теперь же необработанность и безыскусность Писания произвели  на него совсем другое впечатление. Августин понял, что высшая истина только выигрывает от простоты изложения. После этого он стал указывать на Библию как источник и духовного, и светского знания, в частности риторики.Возвратившись в Африку, Аврелий продал все свое имущество и обосновался с группой христиан в Тагасте, чтобы в бедности вести молитвенную жизнь.

В 391 г. епископ североафриканского города Гиппона, вняв просьбам верующих, рукоположил  Августина в священнический сан, а затем доверил и проповедь. Вскоре Августин стал его ближайшим  полноправным помощником, а в 395 г. унаследовал  епископскую кафедру. До самой смерти он вдохновенно проповедовал и яростно  боролся против еретических течений  своего времени.

К сонму  вознесенных вместе с Христом  Августин Блаженный хотел бы приобщить  Платона, Цицерона и Вергилия, которые  предчувствовали, по его мнению, Бога-спасителя, «Не только среди ораторов и поэтов, которые презирали и выставляли на посмешище своих фальшивых богов и их деяния, были исповедовавшие единого Бога. Но и среди тех, кто заблуждался относительно почитания Бога и воздавал хвалу мupу, а не его Создателю, были, без сомнения, люди, которые жили честно, подавали прекрасный пример чистоты, бескорыстия, воздержаниям».

Учение Блаженного Августина о Проповедничестве.

Блаженный Августин известен не только как проповедник, но и как автор первого по времени  руководства по церковному проповедничеству.

Начиная с третьего века, когда христианская проповедь стала по форме превращаться в ораторское произведение, христианские проповедники нередко вынуждены  были пользоваться правилами светского ораторского искусства.

Блаженный Августин первый составил правила "духовного  красноречия" и изложил их в  книге "Христианская наука."

По своему содержанию эта книга относится  отчасти к герминевтике и отчасти  к гомилетике.

В первой части автор смотрит на проповедничество, как на изъяснение слова Божия  и предлагает правила: 1) как находить истинный смысл Писания и 2) как  передавать его другим. Здесь же говориться о пользе изучения языков и светских наук.

Во второй части "Христианской науки" излагается, как нужно применять общие  риторические правила к христианскому  проповедничеству.

Блаженный Августин учит, что красноречию следует  учиться практически и на примерах опытных ораторов.

Внутрення сторона проповеди (содержание) должно иметь большее значение, чем внешняя (форма).

В идеальной  проповеди глубина содержания соединяется с красотой формы. Церковный оратор должен говорить так, чтобы "учить, нравиться и убеждать."

Первое  относится к сущности предмета, а  второе и третье - к способу выражения. Если народ несведущ в истинах  веры, то его, прежде всего, надобно  учить, потому что люди хотя могут  делать и не делать то, что знают, но нельзя требовать, чтобы они делали то, чего не знают. Потребность нравиться  занимает немаловажное место в красноречии  тогда, когда мы имеем дело с людьми брезгливыми, которым самая истина не иначе нравиться, как только под  условием, чтобы нравился самый слог оратора. Но и самый способ нравиться  бывает вовсе недостаточен, когда  у нас дело с людьми упорными и закоренелыми в пороках. Иной признаёт истину, хвалит способ её выражения, но не принимает её сердцем и не переводит в дело. Тут-то необходим способ убеждать.

Соответственно  этим трём потребностям оратора - учить, нравиться, убеждать и слог проповедника может быть простой, средний и  возвышенный. Первый употребляется  там, где нужно чему-нибудь учить, второй - где что-нибудь хвалить или  порицать. а третий - где нужно  побуждать к действию.

Впрочем немаловажное искусство - производить  приличное смешение слогов и разнообразить  проповедь всеми способами выражений, иначе речь выйдет монотонною и наскучит слушателю. Образцы всех родов слова Августин указывает и в Св. Писании, и в творениях отцев, и учителей Западной Церкви (у Киприана и Амвросия). Для того, чтобы проповедник мог достойно проходить своё звание, он рекомендует чтение Св. Писания, изучение отеческих произведений и особенно молитву, а чтобы проповедь производила большое впечатление на слушателей, от проповедника требуется, по его взгляду, добродетельная жизнь, которая бы подкрепляла слово его.

Говоря  о ясности и доступности языка, блаженный Августин приводит слова  известного ритора Квинтилиона: "Всё  что ни говорите, должно быть так  прозрачно и ясно, чтобы смысл  речи без особенного внимания, как  бы сам собою напечатлевался в  уме слушателей. Нужно заботиться не о том, чтобы изложение можно  было понять, но о том, чтобы его  нельзя было не понять."

Малоопытным проповедникам блаж. Августин советует развивать в себе проповеднический такт чтения и даже заучиванием Св. Писания и писаний св. отцов. По его убеждению, слабый и малый  духовным ростом проповедник может  в этом случае перелить в себя, занять силу, крепость и рост от духа Библии и духа отеческого, выраженного в  их писаниях.

Тем, кто  не в состоянии сам составить  хорошую проповедь, Святитель советует произносить чужие, предварительно заучив их наизусть. "Через это, по его словам, вдруг сделаются много проповедников и провозвестников истины, без умножения числа учителей."

Большинство гомилетических указаний "Христианской науки" действенны и на сегодняшний  день.

Теоретические указания, впервые изложенные блаж. Августином в научной форме, легли  со временем в основу большинства  средневековых гомилетических учебников.  

      Главная заслуга Блаженного Августина в  том, что он попытался, осуществить  синтез античной культуры и христианства, без которого новая религия никогда бы не стала общеевропейской, а потом и мировой.

Информация о работе Аврелий Августин