Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:56, реферат
В своей "Исповеди" Августин вспоминает, что участвовал в состязаниях драматических поэтов, но особую притягательность таил в себе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем больше, чем искуснее он врал. Через некоторое время Аврелий приезжает в Италию, где продолжает преподавать риторику.
Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовного красноречия былАврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Его мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное духовное влияние, отец же оставался язычником, Августин в отрочестве учился в Карфагене (столице римской Африки) главной науке того времени - риторике, без овладения которой невозможно было участвовать в общественной жизни, выступать в суде, торгуя, по словам Августина, "красивой ложью" и "победоносной болтливостью". Там же в 374 г. он начал преподавать риторику и стал одним из самых известных ораторов.
В своей
"Исповеди" Августин вспоминает,
что участвовал в состязаниях
драматических поэтов, но особую притягательность
таил в себе форум, где, по его словам,
он был бы осыпан похвалами тем
больше, чем искуснее он врал. Через
некоторое время Аврелий
После
десятилетнего пребывания в манихейской
общине Августин покинул ее и стал
неоплатоником, а затем под влиянием
проповеди епископа Амвросия Медиоланского,
у которого он принял крещение в
З87 г., - христианином. Тут стоит вспомнить,
что еще в ранней юности, ознакомившись
с Библией, Августин с высокомерием
ритора осудил ее за темноту суждений
и косноязычие. Ему показалось, что
истина не может быть преподана столь
некрасиво. Теперь же необработанность
и безыскусность Писания
В 391 г. епископ североафриканского города Гиппона, вняв просьбам верующих, рукоположил Августина в священнический сан, а затем доверил и проповедь. Вскоре Августин стал его ближайшим полноправным помощником, а в 395 г. унаследовал епископскую кафедру. До самой смерти он вдохновенно проповедовал и яростно боролся против еретических течений своего времени.
К сонму вознесенных вместе с Христом Августин Блаженный хотел бы приобщить Платона, Цицерона и Вергилия, которые предчувствовали, по его мнению, Бога-спасителя, «Не только среди ораторов и поэтов, которые презирали и выставляли на посмешище своих фальшивых богов и их деяния, были исповедовавшие единого Бога. Но и среди тех, кто заблуждался относительно почитания Бога и воздавал хвалу мupу, а не его Создателю, были, без сомнения, люди, которые жили честно, подавали прекрасный пример чистоты, бескорыстия, воздержаниям».
Учение Блаженного Августина о Проповедничестве.
Блаженный Августин известен не только как проповедник, но и как автор первого по времени руководства по церковному проповедничеству.
Начиная с третьего века, когда христианская проповедь стала по форме превращаться в ораторское произведение, христианские проповедники нередко вынуждены были пользоваться правилами светского ораторского искусства.
Блаженный Августин первый составил правила "духовного красноречия" и изложил их в книге "Христианская наука."
По своему содержанию эта книга относится отчасти к герминевтике и отчасти к гомилетике.
В первой части автор смотрит на проповедничество, как на изъяснение слова Божия и предлагает правила: 1) как находить истинный смысл Писания и 2) как передавать его другим. Здесь же говориться о пользе изучения языков и светских наук.
Во второй части "Христианской науки" излагается, как нужно применять общие риторические правила к христианскому проповедничеству.
Блаженный Августин учит, что красноречию следует учиться практически и на примерах опытных ораторов.
Внутрення сторона проповеди (содержание) должно иметь большее значение, чем внешняя (форма).
В идеальной проповеди глубина содержания соединяется с красотой формы. Церковный оратор должен говорить так, чтобы "учить, нравиться и убеждать."
Первое относится к сущности предмета, а второе и третье - к способу выражения. Если народ несведущ в истинах веры, то его, прежде всего, надобно учить, потому что люди хотя могут делать и не делать то, что знают, но нельзя требовать, чтобы они делали то, чего не знают. Потребность нравиться занимает немаловажное место в красноречии тогда, когда мы имеем дело с людьми брезгливыми, которым самая истина не иначе нравиться, как только под условием, чтобы нравился самый слог оратора. Но и самый способ нравиться бывает вовсе недостаточен, когда у нас дело с людьми упорными и закоренелыми в пороках. Иной признаёт истину, хвалит способ её выражения, но не принимает её сердцем и не переводит в дело. Тут-то необходим способ убеждать.
Соответственно этим трём потребностям оратора - учить, нравиться, убеждать и слог проповедника может быть простой, средний и возвышенный. Первый употребляется там, где нужно чему-нибудь учить, второй - где что-нибудь хвалить или порицать. а третий - где нужно побуждать к действию.
Впрочем немаловажное искусство - производить приличное смешение слогов и разнообразить проповедь всеми способами выражений, иначе речь выйдет монотонною и наскучит слушателю. Образцы всех родов слова Августин указывает и в Св. Писании, и в творениях отцев, и учителей Западной Церкви (у Киприана и Амвросия). Для того, чтобы проповедник мог достойно проходить своё звание, он рекомендует чтение Св. Писания, изучение отеческих произведений и особенно молитву, а чтобы проповедь производила большое впечатление на слушателей, от проповедника требуется, по его взгляду, добродетельная жизнь, которая бы подкрепляла слово его.
Говоря о ясности и доступности языка, блаженный Августин приводит слова известного ритора Квинтилиона: "Всё что ни говорите, должно быть так прозрачно и ясно, чтобы смысл речи без особенного внимания, как бы сам собою напечатлевался в уме слушателей. Нужно заботиться не о том, чтобы изложение можно было понять, но о том, чтобы его нельзя было не понять."
Малоопытным проповедникам блаж. Августин советует развивать в себе проповеднический такт чтения и даже заучиванием Св. Писания и писаний св. отцов. По его убеждению, слабый и малый духовным ростом проповедник может в этом случае перелить в себя, занять силу, крепость и рост от духа Библии и духа отеческого, выраженного в их писаниях.
Тем, кто не в состоянии сам составить хорошую проповедь, Святитель советует произносить чужие, предварительно заучив их наизусть. "Через это, по его словам, вдруг сделаются много проповедников и провозвестников истины, без умножения числа учителей."
Большинство гомилетических указаний "Христианской науки" действенны и на сегодняшний день.
Теоретические указания, впервые изложенные блаж. Августином в научной форме, легли со временем в основу большинства средневековых гомилетических учебников.
Главная заслуга Блаженного Августина в том, что он попытался, осуществить синтез античной культуры и христианства, без которого новая религия никогда бы не стала общеевропейской, а потом и мировой.