Философские воззрения Дидро

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 23:13, реферат

Краткое описание

Дени Дидро – французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошёл путь от теизма и идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма.

Оглавление

I. Введение …………………………………………………………………….. с. 3
II. Биография Дидро………………..……………………………………….….с. 4
III. Философские воззрения Дидро..…………………………………..…..…..с. 9
А). Идеи…………………………………………………..…………….…..с. 9
Б). Творчество………………………………………………….....……….с. 9
IV. Высказывания, цитаты и афоризмы Дидро………………………...……с. 14
V. Заключение …………………………………………………………….…. с. 15

Список использованной литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Философия Дидроо.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

I. Введение …………………………………………………………………….. с. 3

II. Биография Дидро………………..……………………………………….….с. 4

III. Философские воззрения Дидро..…………………………………..…..…..с. 9

А). Идеи…………………………………………………..…………….…..с. 9

Б). Творчество………………………………………………….....……….с. 9

IV. Высказывания, цитаты и афоризмы Дидро………………………...……с. 14

V. Заключение …………………………………………………………….…. с. 15

 

Список использованной литературы ……………………………………..... с. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Дени Дидро – французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошёл путь от теизма и идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма.

В материалистическое понимание природы Дидро внёс некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.  Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весьма проста, бедна событиями и обыденна в своем внешнем житейском течении.

 

II. Биография Дидро

 

Дени Дидро родился 5 октября 1713 в Лангре (Шампань), старинном французском городке, славившемся лишь своими историческими достопримечательностями – развалинами римских крепостных сооружений и великолепным собором XII столетия. В XIX в. к достопримечательностям города прибавился монументальный памятник великому мыслителю Франции.  Мать Дидро,  Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец — Дидье Дидро — принадлежал к потомственным ремесленникам, которые насчитывали в своем роду немало поколений, передающих от отца к сыну искусство выделки ножей. Семья была зажиточная, что дало возможность Дени Дидро получить образование в одном из лучших учебных заведений столицы, в парижском коллеже Гаркур. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной профессии. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.  Отец отказал ему в содержании, поэтому Дидро зарабатывал на жизнь частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение проповедей.

В 1741 году в Философских мыслях, своего рода опровержении Мыслей Паскаля, Дидро выступает как скептик и вольнодумец. Он «с напускным притворством ставились все религии на один уровень, чтобы не признать в конце концов ни одной». К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте, скептике. Напечатанные без имени автора Философские мысли имели значительный успех, но парижский суд (парламент) приговорил это сочинение к уничтожению, и оно было публично сожжено.

В это же время Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в большой бедности с овдовевшей матерью. Они решили вступить в брак, и он отправился в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, однако отцу удалось посадить его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами книг иностранных писателей.

Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение стать во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. Издатель поначалу рассматривал этот словарь просто как перевод Энциклопедии Э.Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции.

В 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о слепых в назидание, в котором изложил основные принципы материализма, ведущие к отрицанию религии. Дидро утверждал, что мир материален, мы познаем его путем ощущений через наши органы чувств. Всякая идея есть лишь результат деятельности нашего мозга, она есть отражение определенной материальной сущности. Сочинение свое Дидро послал Вольтеру, желая получить поддержку и одобрение вождя французского Просвещения. Вольтер ответил неодобрительно, заявив, что было бы наглостью хвастаться знанием сущности бога, однако было бы вместе с тем и дерзостью отрицать его существование. Дидро не стал спорить с «мэтром». «Я верю в бога, хотя живу в ладах с атеистами», – уклончиво писал он ему. Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев.

По выходе из тюрьмы работа над Энциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания» Ф.Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет для реализации. На первых порах поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных противников и несколько раз приостанавливалась королевскими цензорами.

Иногда «Энциклопедию» «спасали» капризы двора. Вольтер рассказывает, что однажды в Трианоне зашел разговор о том, как делают порох (этого не знал герцог Нивернуа), как изготовляют румяна и шелковые чулки (этого не знала всесильная фаворитка короля маркиза Помпадур). Обратились к «Энциклопедии». Узнали и восхитились. Так была решена ее судьба.

В издании «Энциклопедии» участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго – о политэкономии. Статью «Разум» написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике (статью «Вкус»). По вопросам религии писал Гольбах.

«Энциклопедия» просветителей, конечно, отличается от наших современных энциклопедий. Это скорее огромное коллективное литературно-публицистическое произведение, чем научный справочник в его прямом смысле. Сами материалы «Энциклопедии» просветителей свидетельствуют о том, что не было заранее подготовленного и научно обработанного словника с точным расчетом количества строк, столбцов и пр. в зависимости от важности и значения слова, как это делается в настоящее время при подобных изданиях. Поэтому современному читателю покажется странным, что для слова «Европа» «Энциклопедия» выделила один столбец, а рядом термин «Военные эволюции» занял несколько страниц, что многие важные слова вообще не объяснены: нет, например, статьи о Шекспире. В ряде случаев материалы, приведенные в «Энциклопедии», не соответствовали даже тогдашнему уровню науки; таковы, например, сведения о России.

Нужно учитывать трудности работы немногочисленных редакторов, не имевших ни соответствующего штата работников, ни достаточного количества добросовестных авторов. «У вас плохие солдаты при хороших генералах», – писал Вольтер д'Аламберу. Редакторы иногда сознательно печатали материалы, противоречащие их собственным взглядам (главным образом по вопросам религии и богословия). Для этого они приглашали в качестве авторов самих духовных лиц. Так, например, в «Энциклопедии» долгое время писал по вопросам религии некий аббат Малле, о статьях которого Вольтер говорил, что его «тошнит от чтения их». Дидро и д'Аламбер во вступлении к IV тому «Энциклопедии» специально декларировали свой принцип: «Мы готовы даже допустить печатание противоположных по точке зрения статей на одну и ту же тему, если вопрос этого заслуживает». Они так и поступали: печатали длинную, тошнотворно скучную богословскую статью, а рядом помещали какой-нибудь анекдот о чудесах, смехотворную историю о святых или иронический каламбур по поводу христианской догмы. Читатели, конечно, проходили мимо рассуждений смиренномудрого аббата, зато читали запоминали и передавали другим какой-нибудь хлесткий антицерковный анекдот.

Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. «Энциклопедия» подвергалась жёсткой критике, в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию. «Энциклопедию» обвиняли в том, что она наносит вред религии и общественной морали, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. «Энциклопедия» высказывалась в пользу протестантизма (упрощенный культ, отсутствие монашества, икон, ангелов…) и оспаривала католические догмы. Больше того, в ней религия рассматривалась как ветвь философии, а не как последнее слово в науке и морали. Кроме того, «Энциклопедия» служила справочником и кратким руководством по всем существующим на тот момент технологиям, описывая инструменты и способы их применения. Когда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера, который без ведома Дидро осуществил цензуру статей. «Энциклопедия» получила по тому времени довольно широкое распространение. Она не только давала информацию, но навязывала мнение. «Энциклопедия» распространяла знания, способные всколыхнуть волю человека и помогла сформировать те общественные проблемы, на которых фокусировалась французская революция. Несмотря на то, что вряд ли художники, техники и все те, чья работа и присутствие рассеяны по „Энциклопедии“, читали её, признание их работы равной работе интеллектуалов, церковников, и правителей фактически подготовило почву для протестов и вопросов. Так, „Энциклопедия“ послужила для того, чтобы распознать и оживить новую основу власти, полностью разрушая старые ценности, и создавая новые. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, однако, необходимость социальной иерархии в обществе. Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.

Вскоре после появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых, продолжавшее более раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья считали истиной: все знание приобретается из опыта. В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода – Мысли об объяснении природы (1753), серия размышлений о роли «догадки» в науке, получения знаний опытным путем.

Начиная с 1759 Дидро освещал в «Корреспонданс литерер» устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре. Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная система взглядов. Эта система хорошо видна на примере Парадокса об актере. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, так как Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой – одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами.

В середине 1760-х годов, когда работа над Энциклопедией почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Его друг и работодатель Гримм, благодаря «Корреспонданс литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. (Жалованье было уплачено за 50 лет вперед, поэтому философ шутил, что честь обязывает его жить еще пятьдесят лет.). Незадолго до того Екатерина II купила ему особняк в дворянском районе Парижа в предместье Сен-Жермен, куда писатель переселился из бедной своей квартиры на четвертом этаже одного из домов Латинского квартала Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа.

Когда его здоровье стало ухудшаться Дидро еще несколько лет отдавал много сил литературным проектам. Он приготовил обширный материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего Историю обеих Индий, с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur S n que), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие. В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II.

 

 

 

III. Философские воззрения Дидро

А). Идеи

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал духовное начало, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания.

Информация о работе Философские воззрения Дидро