Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:46, реферат
Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Вопрос № 6: Философская сущность концепций
сенсуализма и рационализма.
Сенсуализм и
рационализм - две крайности в
оценке соотношения чувственного и
рационального отражения в
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк,
Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного
отражения, отстаивая тезис: нет ничего
в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании
роли чувственного познания как важнейшего
источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания,
в попытке свести весь процесс познания
к различным комбинациям чувственных
данных, принизить и свести на нет роль
мышления. В итоге сенсуализм всегда
пасовал перед вопросом о природе общих
понятий, перед математическими истинами
и т.д.
Сенсуализм (франц.
sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство,
ощущение), направление в теории познания,
согласно которому чувственность является
главной формой познания. В противоположностьрационализму
В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С. Материалистический С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический С. видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.
Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.
Непоследовательность
локковского С. была использована Дж. Беркли, который полностью
отбросил внешний опыт и стал рассматривать
ощущения ("идеи") как достояние только
человеческого сознания, т. е. интерпретировал
С. идеалистически. Однако берклеанский
субъективно-идеалистический С. не выдерживал
своего исходного принципа, вводя идею
бога, деятельность которого, согласно
Беркли, определяет возникновение всех
идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический
сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом
субъективно-идеалистического ф
Виднейшими представителями материалистического С. были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 - начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельностьрассудка и разума. Однако С. французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
Эти слабости сенсуализма
активно использовал
Таким образом, лишь в единстве чувственного
отражения и рационального познания, эмпирического
и теоретического познания - реальный
путь к постижению истины. И мы как раз
и обратимся теперь к конечной цели познания
- к проблеме истины.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.
Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт,Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.
Р. 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Р.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.
И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классическом Р.), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Р. сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма,он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р. приобретает характер панлогизма.
В буржуазной философии
19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого
разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей
становится критика классического Р. с
его идеалами могущества разума и ничем
не ограниченной рациональной деятельности
человека. Эта критика ведётся как с позиций
иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает
ведущую роль нерациональных, подсознательных
компонентов, в интуитивизме и экзистенциали
Ограниченность и односторонность Р. были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 152—53).
Вопрос №16 бытие
В процессе осмысления
мира философия формирует фундаментальные
понятия — категории, фиксирующие наиболее
общие и существенные свойства и отношения
действительности. Категорией, с которой
начинается это осмысление, является «бытие»
- наиболее широкое по объему и бедное
по содержанию понятие, охватывающее все
существующее и выражающее единственное
свойство — быть, существовать.
Категория бытия основывается на признании
того очевидного факта, что мы сами, окружающие
нас вещи, явления природы, Солнце, небо,
звезды, весь мир существуют. Существованием
обладает не только чувственно воспринимаемый
мир, но и мир духовных явлений: мысли,
чувства, переживания, идеи и теории, фантазии
и мифы.
Охватывая все существующее, «бытие» близко
по смыслу понятиям «космос» в древней
философии, «действительность», а также
«мир», «природа» в их широком понимании
(мироздание, вся существующая природа),
употребляемым в разных философских системах.
Противоположностью бытия является небытие,
отсутствие существования.
Отдельные проявления бытия — элементарные
частицы, растения, животные, человеческие
цивилизации — рождаются и гибнут, возникают
из небытия и возвращаются в небытие. И
в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах
бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна
вещь, явление или процесс возникает из
ничего и не превращается в ничто. Они
переходит в иные формы бытия, в инобытие.
Происходят взаимопревращения элементарных
частиц, природных явлений, на обломках
погибших цивилизаций возникают новые
цивилизации. Поэтому небытие относительно,
в абсолютном смысле существует только
бытие, хотя формы его существования различны.
Это бытие вещей, свойств и отношений неживой
и живой природы, бытие человека и бытие
общества, материальных предметов и их
Идеальных образов: представлений, понятий,
теорий.
Формирование «бытия» как исходной категории
подтверждается историей философии. В.древнеиндийском
собрании гимнов «Ригведа» говорится
о «сат» (бытии), возникающем из «асат»
— небытия или, точнее, из потенциального
бытия. О бытии речь идет и в других восточных
учениях.
Категория бытия — важнейшая в древнегреческой
философии. Значительное внимание ей уделяли
элеаты. Основываясь на вложении о тождестве
мышления и бытия, Парменид считал, есть
только единое неизменное, неподвижное
бытие и только оно — истинно сущее. Небытия
нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит
рассматривал бытие как непрерывно становящееся.
По Демокриту, существуют и бытие (атомы),
и небытие (пустота). Пустота — такая же
реальность, как и атомы, она безгранична
содержит в себе все существующее, в ней
нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.
Противопоставив миру вещей мир бестелесных
и нечувственных идей, обладающих «истинным
бытием», Платон распространяет бытие
на идеальное. Аристотель рассматривал
бытие как абстракцию, которая лежит в
основе объяснения отдельных конкретных
предметов материальной и духовной жизни.
Всеобщностъ бытия проявляется в отдельных
явлениях. Наряду с действительным, актуальным
бытием Аристотель вводит понятие возможного,
потенциального бытия. Таким образом,
уже в античной философии категории бытия
было уделено значительное внимание. Проблемы
бытия занимают важное место во всей последующей
истории философии.
Как исходная категория философии «бытие»
является предпосылкой постановки и осмысления
кардинальных философских проблем, формирования
важных категорий.
Осмысление бытия человека
приводит к признанию его раздвоенности
на тело и душу, физическое и психическое,
материальное и идеальное, к проблеме
их соотношения.
Личный опыт человека, опыт других людей
убеждает в том, что бытие существует не
только в данном месте, но и в других местах,
и не только в настоящем, но также существовало
в прошедшем и будет существовать в будущем
(глагол «есть» имеет временные формы,
он употребляется в прошедшем и будущем
времени: «был», «будет»). Формируются
категории «пространство» и «время». Размышление
о пространстве и времени ставит проблему
о пространственных и временных границах
бытия, проблему его вечности во времени
и бесконечности в пространстве.
Признание существования во времени приводит
к размышлениям об изменчивости различных
форм бытия, к разработке категорий «изменение»,
«движение», «развитие».
Эти к ряд других проблем и категорий составляют
содержание онтологии — раздела философии,
предметом которого является бытие как
таковое, его фундаментальные принципы
и свойства (греч. «онтос» — сущее, «логос»
— учение, слово). Онтология — важная часть
философии, ее проблемы, категории, принципы
являются основой постановки и решения
проблем гносеологии, социальной философии,
философской антропологии и других разделов
философского знания.
Одной из онтологических проблем является
проблема единства бытия.
Информация о работе Философская сущность концепций сенсуализма и рационализма