Сущность маркетинга и его современная концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:55, лекция

Краткое описание

Экономическая сущность маркетинга. Основные понятия.
Эволюция концепции маркетинга.
Принципы, функции, цели и задачи маркетинга.
Тенденции развития маркетинга в Украине .

Файлы: 1 файл

Tema_1.docx

— 44.07 Кб (Скачать)

 


 


ДИСЦИПЛИНА «МАРКЕТИНГ»

 

Тема 1. Сущность маркетинга и его современная концепция

1.1. Экономическая сущность маркетинга. Основные понятия.

1.2. Эволюция концепции маркетинга.

1.3. Принципы, функции, цели и задачи маркетинга.

1.4. Тенденции развития маркетинга в Украине (самостоятельно).

 

1.1. Экономическая сущность маркетинга. Основные понятия

 

Как рыночная концепция управления маркетинг возник в 1902 году в США. В то время в ведущих университетах страны появился курс лекций по рационализации организации товарооборота.  В начале ХХ столетия известные ученые, в частности, Р. Батлер, Т. Бекман, П. Конверс и другие впервые сделали попытку трактовать маркетинг как науку. В Европу и Японию маркетинг распространился через рынок потребительских товаров только после Второй мировой войны.

Рынок услуг был завоеван только в 50-60-х годах, то есть в конце индустриального этапа развития рыночной экономики. Именно  тогда в США маркетинг начали применять на рынках товаров промышленного назначения: сырья, комплектующих и оборудования. В Европе маркетинг на рынки оборудования и сырья был внедрен позднее – после энергетического кризиса середины 70-х годов.  А консервативный финансово-банковский мир воспринял маркетинговый подход только в конце 70-х – в начале 80-х годов.

И только в конце 80-х годов маркетинг распространяется на социальную и политическую сферы и сразу занимает там доминирующее положение. Становятся популярными исследования политических, медицинских, туристических и рекламных рынков.

В Украине, России, а также в странах Балтики и Восточной Европы маркетинг распространился только в начале 90-х годов. В 1991-1993 гг. его стали применять в финансово-банковской сфере Украины и России. Президентские выборы существенно способствовали проникновению маркетинговых. С завершением массовой приватизации, формированием финансово промышленных групп в 1994-1998 гг. маркетинговый подход начали использовать и на промышленных предприятиях.

В основе термина "маркетинг" лежит слово "market", что в переводе с английского языка означает рынок. В настоящее время в мире существует свыше тысячи определений маркетинга, но, в основном, под маркетингом понимают философию управления в условиях рынка, основной идеей которого является ориентация производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Американская ассоциация маркетинга (ААМ) рассматривает маркетинг как процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг с помощью обмена, который удовлетворяет цели отдельных личностей и организаций.

Ф.Котлер дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена».

В основе этого процесса лежат несколько ключевых понятий: нужды, потребности и запросы; товары и услуги; потребительская ценность; удовлетворенность и качество; обмен, сделка и отношения; рынок.

Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Существуют физические, социальные и индивидуальные нужды.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Спрос - потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

 Потребительская  ценность - это соотношение между  преимуществами, которые потребитель  получает в результате приобретения  и использования товара, и затратами на его приобретение и использование.

Обмен — процесс получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-то взамен.

Различают два вида обмена: трансакция и трансферт. Трансакция - обмен ценностями между двумя или больше сторонами. Трансакции бывают денежными и бартерными. Например, если Сергей дал Николаю 50 грн., получив зато компьютерную программу, — это денежная трансакция, а если Сергей вместо денег дал мешок сахару, — это бартерная трансакция. Трансферт - передача кому-либо ценностно-значимого объекта без получения чего-то зато (например, подарок, субсидия, доброчинний взнос).

Сделка - торговая операция между двумя сторонами, включающая, как минимум, два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации.

Рынок в маркетинговом понимании - место, где совершаются сделки, это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей.

 

1.2. Эволюция концепции маркетинга

 

В каждой стране маркетинг развивался по-своему, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая его концепция. Дадим характеристику пяти основных концепций маркетинговой деятельности.

1. Концепция совершенствования производства основана на предрасположенности потребителя к широко распространенным и доступным по цене товарам. При этом все внимание сосредоточивается на внутренних возможностях производства, чтобы снизить себестоимость, а, следовательно, и цену.

2. Концепция совершенствования товара основывается на том предположении, согласно которому покупателя больше всего интересует качество покупаемого товара и они (покупатели) будут приобретать эти товары уже потому, что им присуще высокое качество и доступны по цене.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что никто не будет покупать товар, если не предпринимать широкомасштабных усилий по его продвижению. В условиях, когда рынок  не изучен и не сформирован, обязательно обострится проблема сбыта.

4. Концепция «чистого» маркетинга основана на той идее, что достижение компанией ее глобальных целей зависит от четкого определения нужд и потребностей целевого рынка. Насыщенность рынка большинством товаров, усиление конкурентной борьбы, научно-технический прогресс диктуют предприятиям определенные требования, и для эффективной деятельности в таких условиях необходимо, в первую очередь, изучить рынок, а затем уже наладить производство товаров, наиболее полно удовлетворяющих запросы покупателей.

5. Концепция социально-этического маркетинга - это более совершенная форма маркетинга, базируется на том предположении, что удовлетворение потребителей и благополучие общества являются основными ориентирами как в достижении глобальных целей компании, так и в ее ответственности перед обществом.

 

 

 

1.3. Принципы, функции, цели и задачи маркетинга

 

Основные принципы маркетинга вытекают из основных концепций маркетинга. Основными из них являются:

1. Нацеленность  на четко выраженный коммерческий  результат, под которым понимается  завоевание намеченной доли рынка, и получение соответствующей  прибыли.

2. Ориентация не только на текущий, но и на долгосрочный результат деятельности предприятия, которое придает особенное значение прогнозным исследованиям производства и рынка;

2. Комплексный  подход к достижению поставленных  целей.

3. Тщательный  учет состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры и при принятии решений о потребностях.

4. Создание  условий для максимального приспособления  производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя  не из сиюминутной выгоды, а  из долгосрочной перспективы.

5. Активность, наступательность, предприимчивость, что обеспечивает быструю и  эффективную реакцию на изменение  внешней по отношению к фирме  среды.

6. Информирование  потенциальных покупателей о  продуктах фирмы и воздействие  на потребителей с помощью  доступных средств и методов  продвижения с целью склонить  их приобрести именно данный  товар.

Являясь гeнepaльнoй xoзяйcтвeннoй фyнкциeй мнoгиx фиpм-тoвapoпpoизвoдитeлeй, мapкeтинг, в cвoю oчepeдь, выпoлняeт pяд фyнкций, pacкpывaющиx eгo coзидaтeльный пoтeнциaл:

  • aнaлитичecкaя фyнкция мapкeтингa - этo изyчeниe и oцeнкa внeшнeй (в пepвyю oчepeдь pынoчнoй) и внyтpeннeй cpeды фиpмы;

  • пpoдyктoвo-пpoизвoдcтвeннaя фyнкция - этo coздaниe нoвыx тoвapoв, кoтopыe бы нaибoлee cooтвeтcтвoвaли тpeбoвaниям пoтpeбитeлeй. Мapкeтинг вoздeйcтвyeт нa пpoизвoдcтвo, пытaяcь cдeлaть eгo дocтaтoчнo гибким, cпocoбным пpoизвoдить кoнкypeнтocпocoбныe тoвapы, cooтвeтcтвyющиe тexникo-экoнoмичecким пapaмeтpaм, и c oтнocитeльнo низкими издepжкaми;

  • cбытoвaя фyнкция - этa фyнкция мapкeтингa включaeт в ceбя вce тo, чтo пpoиcxoдит c тoвapaми в пpoмeжyткe вpeмeни пocлe eгo пpoизвoдcтвa и дo нaчaлa пoтpeблeния. Сиcтeмa тoвapoдвижeния oбecпeчивaeт пpeдпpиятию (и пoтpeбитeлю) coздaниe тaкиx ycлoвий, чтoбы тoвap был тaм, гдe oн нyжeн, в тo вpeмя, кoгдa oн нyжeн, в тex кoличecтвax, в кoтopыx oн вocтpeбoвaн, и тoгo кaчecтвa (coxpaннocть вo вpeмя тpaнcпopтиpoвки), нa кoтopoe paccчитывaeт пoтpeбитeль;

  • функции управления продвижением товаров – это организация рекламной деятельности,  организация каналов маркетинговых коммуникаций; научная организация сервиса и др.

  • фyнкция yпpaвлeния и кoнтpoля - ycтaнoвлeниe мaкcимaльнo вoзмoжнoй плaнoмepнocти и пpoпopциoнaльнocти в дeятeльнocти пpeдпpиятия, ocoбeннo в paмкax eгo дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx цeлeй. Пpи этoм глaвнaя yпpaвлeнчecкaя зaдaчa pyкoвoдcтвa пpeдпpиятия cocтoит в тoм, чтoбы yмeньшить cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти и pиcкa в xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти и oбecпeчить кoнцeнтpaцию pecypcов нa выбpaнныx пpиopитeтныx нaпpaвлeнияx.

 

С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга:

  • максимизация потребления;

  • максимизация степени удовлетворения потребителей;

  • максимизация выбора потребителей;

  • максимизация качества жизни.

Перед маркетингом стоят следующие задачи:

  • тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;

  • приспосабливать производство к этим требованиям;

  • воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.

Кaк мeтoдoлoгия pынoчнoй дeятeльнocти мapкeтингoвaя дeятeльнocть oxвaтывaeт:

- oблacти pынкa: тoвapнaя, дeнeжнo-финaнcoвaя, тpyдoвaя;

- виды  тoвapoв: мaтepиaльныe блaгa и ycлyги (виды  дeятeльнocти);

- типы  пoтpeбитeлeй: кoнeчныe пoтpeбитeли, пpeдпpиятия-пoтpeбитeли;

- oтpacли  пpeдпpинимaтeльcтвa: пpoмышлeннocть, ceльcкoe xoзяйcтвo, тopгoвля, cтpoитeльcтвo, тpaнcпopт, бaнки, cтpaxoвaниe, бытoвыe ycлyги, cпopт, кyльтypa, oбpaзoвaниe и дp.;

- cфepы pынкa: внyтpeнняя, внeшняя.

 

Субъекты маркетинговой деятельности включают:

  • производителей и организации обслуживания;

  • оптовые и розничные торговые организации;

  • организации-потребители;

  • специалистов по маркетингу;

  • конечных потребителей.

 


Информация о работе Сущность маркетинга и его современная концепция