Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:40, доклад
Рассказывается о теории Соловья "Всеединства". Раскрывается критика национализма и космополизма.
4. ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА»
ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Философская теория
всеединства восходит к античности,
к таким изречениям древнегреческих
философов V-VI вв. до н.э., как: «И из всего
одно, и из одного -- все» (Гераклит); «Все
едино, единое же есть Бог» (Ксенофан);
«Во всем есть часть всего» (Анаксагор)
и др. Продолжившись затем в христианской
теологии Запада, эта теория стала одной
из ведущих в русской религиозной философии
XIX--XX вв. и, в частности, питалась славянофильской
идеей «соборности», т.е. идеей единства
всех русских людей под знаком веры. Иной
смысловой акцент в понимании всеединства
делает В. Соловьёв. Понятие это мыслится
им в конечном счете в связи с проблемами
практического разума, моральной философии
-- проблемами человеческой свободы, добра,
социальной справедливости, гармонизации
общественных отношений и т.п. В статье,
посвященной Н.Г. Чернышевскому, В.С. Соловьёв
так резюмирует свою важнейшую философскую
интуицию: «Итак, у истории (а, следовательно,
и у всего мирового процесса) есть цель,
которую мы, несомненно, знаем, -- цель всеобъемлющая
и вместе с тем достаточно определенная…
Это идеал «всеобщей солидарности», осуществление
«истинного всеединства». И далее: «Я называю
истинным, или положительным, всеединством
такое, в котором единое существует не
за счет всех или в ущерб им, а в пользу
всех. Ложное отрицательное единство подавляет
или поглощает входящие в него элементы
и само оказывается, таким образом, пустотою;
истинное единство сохраняет и усиливает
свои элементы, осуществляясь в них как
полнота бытия». Эта обобщающая формулировка
понятия всеединства является и весьма
точным пояснением смысла русского слова
«соборность». Соборность означает, что
человек не отделен от всецелого, не противопоставлен
бытию, которое в глубинной своей основе
совпадает с наивысшим благом, моральным
добром. Зло же предстает, как отсутствие
способности человека чувствовать свою
живую сопричастность бытию, соотнесенность
с человеком собирательным, или обществом.
«Механическая атомарность» индивида,
«отчужденность», «эгоизм» и т.п. -- это
все то, что противостоит положительному
всеединству.
В. Соловьеву принадлежит
заслуга глубокой разработки понятия
всеединства применительно к
русской культуре и ее религиозным
взаимоотношениям с культурой Запада,
которые Соловьев призывал всячески
развивать. Уже после его смерти,
на рубеже первого и второго десятилетия
нашего века в России сложилась целая
школа его последователей, в которую
вошли такие известные
Сам В.С. Соловьев так
сформулировал суть теории всеединства:
«Всеединство, по самому понятию своему,
требует полного равноправия, равноценности
и равноправности между единым и
всем, между целым и частями, между
общим и единичным». При этом философ
призывает различать два вида
всеединства -- истинное и ложное: «Я называю
истинным или положительным всеединством
такое, в котором единое существует не
за счет всех или в ущерб им, а в пользу
всех. Ложное, отрицательное единство
подавляет или поглощает входящие в него
элементы и само оказывается, таким образом,
пустотою; истинное единство сохраняет
и усиливает свои элементы, осуществляясь
в них как полнота бытия». Нетрудно заметить,
что принцип всеединства как воплощение
некоей божественной воли повсеместно
проявляет себя в окружающей вселенной
и в частности в природе, общественной
жизни и теории познания (гносеологии).
Так, Соловьев следующим
образом объясняет одно из его
проявлений в природе: «Сама индивидуальная
жизнь животного организма уже
содержит в себе хотя бы ограниченное
подобие всеединства, поскольку
здесь осуществляется почти полная
солидарность и взаимосвязь всех
частных органов и элементов
в единстве живого тела». Действительно,
признание биологической
Требование всеединства
для отечественной культуры и
для самого существования нашего
государства является определяющим.
Именно истинное всеединство, когда
«единое существует не за счет всех
или в ущерб им, а в пользу
всех», должно было сплотить российские
народы в дружную семью; его-то и
добивались соратники Соловьева
применительно к Российской империи.
Что же касается ложного единства,
которое «подавляет или поглощает
входящие в него элементы» (сословия,
классы и народы), то за примером ходить
недалеко: такое единство стало идеалом
и звериной практикой большевизма
и сталинизма, что привело к
деградации культуры и распаду некогда
могучего государства.
В известной работе
«Русская идея» (1888) Соловьев, прежде всего,
стремился ответить на вопрос: каков
смысл существования России во всемирной
истории? Рассматривая человечество как
«великое собирательное существо»,
«социальный организм», живые члены
которого представляют собой различные
нации, Соловьев считал, что специфическая
функция России в этом организме
-- способствовать осуществлению в мировом
масштабе идеи теократии -- некоего «вселенского
христианства», свободного от односторонности
и религиозного догматизма, как Востока,
так и Запада. Исходя из представления
о Церкви как о «живом теле Христа», для
которого все люди равны и «нет ни эллина,
ни иудея», Соловьев выводил необходимость
органического всемирного братства народов,
объединенных верой и исключающего любые
проявления и национализма, и космополитизма.
Видя в, национализме коллективный эгоизм,
а в космополитизме -- отречение народа
от собственной, данной ему Богом души,
Соловьев в то же время говорил, что «национальные
различия должны пребыть до конца веков»,
хотя высший смысл существования наций
«не лежит в них самих, но в человечестве».
Если перевести мысли русского философа
на язык современной геополитики, то всемирно-историческая
миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно
поставить на службу многочисленным евразийским
народам свою высокую материальную и духовную
культуру, весь свой государственный опыт,
не требуя ничего взамен, уважая их самобытность
и тем самым, способствуя сохранению истинного,
а не ложного, единства огромной страны,
ныне, по выражению того же Соловьева,
раздираемой «эпидемическим безумием
национализма». Призывая в духе христианства
любить все другие народы как свой собственный,
Соловьев учил, что ниспосланная свыше
миссия любой великой державы заключается
не в ее исключительности и господстве,
а в том, чтобы служить другим, более слабым
народам, а следовательно, и всему человечеству.
Вопрос о применении
принципа всеединства в гносеологии
(теории познания) на первый взгляд кажется
чисто философским и не имеющим
прямого отношения к
Стремление к гармонии,
органическому синтезу между
религией философией и опытной наукой
имеет огромное значение не только
для судеб любой национальной
культуры, но и для человеческой
цивилизации в целом. В первом случае
оно способствует сглаживанию искусственного
и гибельного противостояния между духовенством
и творческой интеллигенцией, между «физиками»
и «лириками», в конечном счете, между
«элитой» и «народом», разлад между которыми
чреват революцией и гибелью культурных
ценностей; во втором случае -- позволяет
нейтрализовать разрушительные последствия
«чистой» науки, современной технократии,
часто лишенных духовных тормозов и уже
сейчас ведущих человечество
к гибели. Стоит только
вообразить, что было бы с нами, если
бы научные гении типа Эйнштейна
и Сахарова были бы одновременно и
бездушными политиками-нигилистами
типа Гитлера или Сталина! С этой
точки зрения философия всеединства и
в наше время представляется весьма актуальной.
В тесной связи с религиозным характером
учения В. Соловьева находится и преобладание
в нем нравственного начала, хотя он и
его последователи много внимания уделяли
как практическим научным изысканиям,
так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю
и Канту, с его «категорическим императивом»,
Соловьев был убежден, что каждая душа
«по природе -- христианка». Лучше всего
христианское мироощущение Соловьева
было выражено им в таких строках: Смерть
и время царят на земле, Ты владыками их
не зови. Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви. По Соловьеву,
три «кита», на которых покоится наша нравственность,
-- это свойственные человеку от природы
чувства стыда, жалости и благоговения.
При этом под чувством стыда Соловьев
понимал, прежде всего, человеческую совесть,
которая стоит выше ума и делает человека
венцом творения. Несомненно, что совестливый
человек «человечнее» умного, который
может быть и злым и вредным, опасным для
других людей. Первые два чувства хорошо
известны и не требуют особых пояснений,
хотя совестливость и жалость, кажется,
сдают свои позиции в условиях современной
цивилизации с ее культом прагматизма
и гедонизма и изощренными орудиями массового
уничтожения (ГУЛАГ, душегубки, разные
формы геноцида). А благоговение, как его
понимает В. Соловьев, всегда выступало
и выступает как главнейшее условие существования
любой национальной культуры. «Я не могу
не -Чувствовать благодарности и благоговения,
-- пишет он, -- к тем людям, которые своими
трудами и подвигами вывели мой народ
из дикого состояния и довели его до той
степени культуры, на которой он теперь
находится». Иными словами, любой подлинно
культурный человек не может не ощущать
своего неоплатного долга перед предками
за завещанные ими духовные и материальные
богатства, обязан сохранять и приумножать
их и, в свою очередь, передавать потомкам
культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему
велению к добру, которое Кант называл
«категорическим императивом». Лучше
всего об этом сказал великий Пушкин:
«Чувства дивно
близки нам --
В них обретает сердце
пищу:
Любовь к родному
пепелищу,
Любовь к отеческим
гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без
них мертва»...
Подобно своим великим
предшественникам и современникам,
от французских энциклопедистов
до Л.Г. Моргана и Э.Б. Тайлора, стремящихся
уловить динамику развития человеческого
общества, В. Соловьев был эволюционистом,
т.е. защищал идею поступательного движения
культуры. Однако понимание прогресса,
как и философия всеединства в целом, носили
у него религиозно-мистический характер.
Человек, утверждал он, действительно
движется от «природного» к «духовному»,
от звероподобного существа к некоему
идеалу, и этим идеалом является сам Бог.
Первым «богочеловеком» был Христос, ставший
живым ориентиром нашего восхождения
к Абсолюту. В. Соловьев называл такой
процесс «творческой эволюцией», конечная
цель которой -- превращение человека только
«разумного» в человека «духовного», объединенного
в «богочеловечестве». Достигнуть этого
можно, лишь борясь с «биологизацией»
жизни, со звериным стремлением людей
к удовлетворению только своих похотей
и прихотей, убивающих как человеческую
душу, так и окружающую природу. Выступая
против того, что в наши дни получило название
«потребительство», и призывая к осознанному
ограничению безмерно растущих человеческих
потребностей, Соловьев утверждал, что
цель христианского аскетизма, т.е. борьбы
против всякого рода излишеств, -- не ослабление
плоти, а «усиление духа для преображения
плоти». В соответствии с этим и христианский
универсализм имеет целью не уничтожение
природных особенностей каждой нации,
а, напротив, усиление национального духа
через очищение его от всякой эгоистической
закваски. Говоря о месте В. Соловьева
в русской культуре, нельзя не отметить
его выдающегося вклада не только в философию
и богословие, но и в нашу литературную
критику и художественную словесность.
Им написаны многочисленные работы о Пушкине,
Лермонтове, Достоевском, Толстом, Фете,
Тютчеве и других писателях, оставлено
значительное стихотворное наследство,
многочисленные переводы и обширная переписка.
Его известное стихотворение стало чем-то
вроде поэтического манифеста русского
символизма, духовным отцом которого он
по праву считается:
«Милый друг, иль
ты не видишь,
Что все видимое
нами --
Только отблеск, только
тени