Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:25, контрольная работа
Владимир Сергеевич Соловьев - философ, поэт, публицист, критик - родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен". Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским).
II.Основная часть
1. Особенности творчества Владимира Соловьева................................8
2. Учение о всеединстве............................................................................9
3. Учение о «Вселенской теократии»......................................................12
4. Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева.........................13
5. Образ Софии в философии Владимира Соловьева............................15
6. Идея «богочеловеческого»...................................................................18
7. «Русская идея».......................................................................................20
III.Заключение.................................................................................................23
IV.Список используемой литературы.........................................................24
V.Приложение..................................................................................................25
ННГУ им. Н.И.Лобачевского
национально-исследовательский университет
Контрольная работа
Дисциплина: Философия
Тема: Философия «всеединства» В.С.Соловьева.
Выполнила: студентка группы № 11-11
Головина Ю.С.
Проверила: Зубкевич Л.А.
2012 г.
Нижний Новгород
Содержание
I. Введение......................
II.Основная часть
2. Учение о всеединстве...................
3. Учение о
«Вселенской теократии»........
4. Понятие
жизни в творчестве Владимира
Соловьева.....................
5. Образ
Софии в философии Владимира
Соловьева.....................
6. Идея «богочеловеческого»......
7. «Русская идея»................
III.Заключение................
IV.Список используемой литературы....................
V.Приложение..................
I. Введение
Владимир Сергеевич Соловьев - философ, поэт, публицист, критик - родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен". Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским). О стремительности интеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких сложных для понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Закончив с золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Соловьев поступает в Московский университет на физико-математический факультет. Однако Соловьев скоро обнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому он переводится на историко-филологический факультет. В это время Соловьев глубоко изучает произведения известных отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г. он заканчивает университет. В течение года Соловьев работает над магистерской диссертацией в Петербурге, предварительно сдав здесь же необходимые для защиты экзамены по истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и древним языкам.
Магистерская диссертация на тему «Кризис западной философии (против позитивистов)»1 была защищена в 1874г.
Для изучения древней и средневековой философии по древним рукописям Соловьев отправляется в Лондон, где работает в библиотеке Британского музея. Из Лондона он неожиданно совершает кратковременную поездку в Египет, в Каир. Отсюда он идет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины столь странного поведения Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении «Три свидания».
В нем говорится о «свиданиях» с Софией — Божественной Мудростью, вечной женственностью. Именно София, открывшаяся поэту и философу в видении, повелела ему идти в пустыню. Понятие Софии занимает важное место в философии Соловьева. В 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Затем он приступает к преподавательской деятельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском университете. Однако эта деятельность оказалась непродолжительной. Академическая карьера Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам убийства Александра II. С тех пор он больше никогда не возвращался к преподавательской деятельности. Следует заметить, что, как по свидетельствам современников, так и согласно мнению большинства исследователей, Соловьев не считал преподавание своей главной задачей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.
______________________________
1 Соловьёв-«Владимир Соловьёв жизнь и творческая эволюция», г.Москва, "Республика",1997 г., 104 стр.
Творческое наследие Соловьева огромно и еще не оценено по достоинству. Помимо уже названных диссертационных работ, которые были изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит большое число философских произведений: «Философские начала цельного знания» (1878), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Исторические дела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884). В последние годы жизни философ развивал систему религиозной этики («Оправдание добра», 1897г.), разрабатывал проблемы теории познания («Теоретическая философия», 1897-1899 гг.) и истории философии («Жизненная драма Платона» и др.), переводил сочинения Платона, подводя итог собственных историософских исканий («Три разговора»).
Он пытался создать
целостную мировоззренческую
Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т. к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге».
Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София , связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Христос открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.
В гносеологическом аспекте
принцип всеединства
II.Основная часть
1. Особенности творчества Владимира Соловьева
Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.
На взгляды Владимира
Соловьева большое влияние
Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой и свободой действия. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.
2. Учение о всеединстве
В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.
Идея всеединства является
центральной в философии
_____________________________
Абсолютное всеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею.
Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. В. Зеньковский писал по этому поводу: «Для Соловьева, как и вообще для метафизики всеединства, мир единосущен Богу, начиная с Плотина вплоть до Николая Кузанского, а позже Шеллинга, идея «всеединства неуклонно ведет к этому утверждению единосущия Бога и мира»1.
Божественное всеединство - есть абсолютная «единораздельная цельность бытия»2. Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного, или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении-это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным.Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность. Поскольку всеединство есть то, к чему стремится жизнь духа, постольку оно находит свое выражение в процессе познания. Таким образом, принцип всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии. Соловьев различает три способа познания: эмпирический, рациональный и мистический.
______________________________
1В.В.Зеньковский-«История русской философии в 2-х томах»,том 2, г.Ростов-на-Дону,1999 г., 58 стр.
2 П.В.Алексеев, А.В.Панин-«Философия»,1997 г.,281 стр.
Эмпирическое познание — это познание опытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию,
или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.