Философия всеединства В.С. Соловьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Центральной для русской философской мысли является фигура Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Это один из наиболее ярких представителей религиозной философии конца XIX в., выделялся своим духовным универсализмом. Владимир Сергеевич был философом, поэтом, историком, публицистом, критиком.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. Биография В.С.Соловьева………………………………………….4-6
3. Учение о всеединстве………………………………………………7-9
4. Философия всеединства……………………………………………10-13
5. Идея богочеловечества……………………………………………..14-17
6. Учение о Софии……………………………………………………..18-19
7. Заключение…………………………………………………………..20
8. Список использованной литературы………………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат.Философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

              _____________________________________________________

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Тема  Философия всеединства В.С. Соловьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009 г.


Содержание

1.      Введение……………………………………………………………..3

2.      Биография В.С.Соловьева………………………………………….4-6

3.      Учение о всеединстве………………………………………………7-9

4.      Философия всеединства……………………………………………10-13

5.      Идея богочеловечества……………………………………………..14-17

6.      Учение о Софии……………………………………………………..18-19

7.      Заключение…………………………………………………………..20

8.      Список использованной литературы………………………………21


Введение

                                                 Действительные успехи внешней по-

литики держаться внутренним прогрессом.

                                                   Тот народ, как и тот человек, который   

                                                            внутренне не совершенствуется, не может                                                                                                                                                                                                                       

              совершать истинно славных дел: откуда

              бы они взялись?

В.Соловьев

     Центральной для русской философской мысли является фигура Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Это один из наиболее ярких представителей религиозной философии конца XIX в., выделялся своим духовным универсализмом. Владимир Сергеевич был философом, поэтом, историком, публицистом, критиком. Вероятного, в силу этого Соловьев не создал философской системы типа гегелевской. Но он выдвинул и глубоко разработал ряд важных идей, совокупность которых значительно развила филосовско-религиозное мировоззрение в России. Эти идеи отражены в его работах «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Три разговора» и другие. 

Философский гений Соловьева - достояние не только национальное, но и мирового масштаба. Влияние его идей на последующее развитие общественной мысли в России было колоссальным. Достаточно сказать, что русский религиозный ренессанс начала XX в. имел своим истоком философия Соловьева. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

 

 

Биография В.С.Соловьева

 

      Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье крупнейшего русского историка, профессора Московского университета Сергей Михайловича Соловьева. Мать Соловьева, происходя из украинско – польского  рода, имела своим предком замечательно мыслителя Григория Сковороду. Да и вся семья состояла из незаурядных личностей: один из братьев стал известным писателем, автором исторических романов, сестра – поэтессой.

В семье Соловьевых царила религиозная атмосфера (дед Владимира Сергеевича был священником в одном из московских приходов). Это во многом определило миросозерцание мыслителя. Правда, в молодости Соловьев пережил «период отрицания» по отношению к религии, когда он стоял на позиции материализма и атеизма. Во многом под влиянием именно  таких «отрицательных» настроений соловьев блестяще окончив одну из лучших московских гимназий, поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако в восемнадцатилетнем возрасте Соловьев отошел от своих увлечений естественными науками и позитивизмом. Внутренний перелом в убеждениях выразился в переходу с физико-математического на историко-филологический факультет университета.

     Одновременно Соловьев в качестве вольнослушателя посещал лекции в Московской духовной академии. В это время сформировались основные идеи его философии; он защитил магистерскую диссертацию и был утвержден доцентом кафедры философии Московского университета, но вскоре уехал для научных занятий в Англию. В Лондоне Соловьев занимался изучением мистической философии, во многом определившей его собственное творчество. Во время работы в Британском музее произошло событие, повлиявшее на дальнейшую судьбу Соловьева, – повинуясь «таинственному зову», он уехал в Египет. В египетской пустыне ему явилось видение Софии – божественной мудрости, о которой писали еще первые христианские философы, именно это событие определило его мировосприятие.

Вернувшись из Лондона, Соловьев вновь приступил к чтению лекций, но уже через полтора года из-за разногласий по поводу изменения университетского устава подал в отставку. С этого момента начался петербургский период жизни философа.

     В Петербурге Соловьев читал публичные лекции, много преподавал, служил в Ученом комитете Министерства народного просвещения. Петербургские годы были очень богаты научными работами. Тогда же он защитил докторскую диссертацию, а его лекции о Богочеловечестве положили начало мощному идейному движению в среде русской интеллигенции, связанному с философским осмыслением богословских вопросов.

Педагогическая деятельность Соловьева не была долгой. В марте 1881 г. он произнес речь с призывом о прощении цареубийц и отказе от смертной казни, после чего был вынужден подать в отставку. Он целиком ушел в научную и литературную работу, навсегда оставив преподавание. В этот период Соловьев тяготел к публицистике, написал ряд статей по конкретным проблемам общественной и церковной жизни, занимался вопросами политики. Такой поворот от «высокой» теории к практике был во многом закономерен: Соловьев считал, что философия как абстрактное учение себя исчерпала, и его интерес к тому, как реализуются философские и христианские принципы в жизни, не был случайным.[1]

В этот период произошло сближение религиозной позиции Соловьева с католической. Обличением философом православной церкви и признания позитивных черт в католичестве привели к разрыву его со славянофильскими  кругами. Если ранее Соловьев сотрудничал в славянофильских журналах, то теперь его статьи стали появляться в западнических изданиях.

Католические и западнические влияния проявились прежде всего в мечте Соловьева о Вселенской церкви. Он мечтал о воссоединении всех христианских церквей и считал, что легче всего объединится будет православию и католичеству. Поэтому он вел переписку с католическим епископом и даже самим папой римским, надеясь на такой союз. Но увлечение католицизмом прошло у Соловьева довольно быстро, хотя до конца своей жизни он воспринимал христианство как целостное учение, которое несводимо к какой-либо одной его исторической форме.

После 1895 г. Соловьев полностью отдался созданию философских работ. Он написал главный труд своей жизни – «Оправдание добра», который посвятил памяти отца и деда. В нем Соловьев поставил основной вопрос любой философии – вопрос о смысле жизни и построил в этой связи свою собственную систему нравственной философии.

     Жизнь Соловьева была крайне не устроена. Единственный надежный заработок давал работу в качестве редактора отдела философии в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, куда Соловьев написал не один десяток статей. Непрерывная и чрезвычайно напряженная умственная работа истощала его силы. Кроме того, Соловьев никому не мог отказать в беседе, во встрече, как бы ни был он занят или устал. В последние годы здоровье его пошатнулось, но умер он все-таки неожиданно для близких – видимо, вследствие крайнего истощения организма – в имении своего ученика и друга князя С. Трубецкого.

Философия Соловьева носила системный характер, что не является  типичным для отечественной философской традиции. Это действительно была всеобъемлющая, органически связанная система, построенная Соловьевым с помощью метода идеалистической диалектики.[2]      

 


Учение о всеединстве

 

В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной в философии Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

«Все существует во всем» — такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что данную формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. В. Зеньковский писал по этому поводу: «Для Соловьева, как и вообще для метафизики всеединства, мир единосущен Богу, начиная с Плотина вплоть до Николая Кузанского, а позже Шеллинга, идея «всеединства неуклонно ведет к этому утверждению единосущия Бога и мира».

Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, то есть реальной множественности мира. Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Поскольку всеединство есть то, к чему стремится жизнь духа, постольку оно находит свое выражение в процессе познания. Таким образом, принцип всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.

Владимир Соловьев различает три способа познания: эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это познание опытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.

Всеединство является также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякой классической философской системы, — истины, блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

 

 

 

 


Философия всеединства.

   

     Философия Соловьева – христианская. Но для исторического христианства всегда было характерно более или менее резкое противопоставление Бога и мира. Творца и творения. По все  видимости, такой разрыв между божественным и природным, между духом и плотью является главным внутренним противоречием христианского мировоззрения. Попытки разрешить это противоречие предпринимались неоднократно. Соловьев снял это противоречие, введя в систему принцип всеединства как основополагающий. След за ним идеи всеединства развивали и другие русские философы.

     Философия Соловьева – это стремление «оправдать»  и в какой - то мере возвысить мир, космос, человека. Бог-Творец, создавая мир, переходит сам в свое творение, делает его однокачественным себе. В конечном счете, мир – это определенная ступень бытия Бога, и в этом плане существует единство Творца и творения. Он отмечает, что все явления существую только в отношении друг к другу, потому что они выступают как части целого. Но под целым Соловьев понимал не просто множество вещей, явлений, соединенных между собой, а Всеединство, существующее во всем и выступающее как начало всего, как Абсолют. Раскрывая смысл этого Абсолюта, Соловьев утверждал, что есть всеединое первоначало всего сущего, оно в своей реальной действительности, которую мы познаем нашим опытом, представляет духовный характер. И эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его. Таким духовным первоначалом, стоящим выше всякого бытия и определяющим его собой является «сверхсущее» то есть Бог. Каждое из существ бытия обладает поэтому лишь относительной самостоятельностью, так как они выступают как части целого и имеют свое основание в высшем Абсолюте, в Боге. Бог есть «все во всем» и мир вне Бога не существует.   Абсолют является исходной точкой вселенского процесса развития Абсолют – это и Все, и Ничто. «Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и Все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь», - писал Соловьев.[3]

Информация о работе Философия всеединства В.С. Соловьева