Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:23, реферат
Центральной для русской философской мысли является фигура Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Это один из наиболее ярких представителей религиозной философии конца XIX в., выделялся своим духовным универсализмом. Владимир Сергеевич был философом, поэтом, историком, публицистом, критиком.
1. Введение……………………………………………………………..3
2. Биография В.С.Соловьева………………………………………….4-6
3. Учение о всеединстве………………………………………………7-9
4. Философия всеединства……………………………………………10-13
5. Идея богочеловечества……………………………………………..14-17
6. Учение о Софии……………………………………………………..18-19
7. Заключение…………………………………………………………..20
8. Список использованной литературы………………………………21
В этом плане Абсолют у него – это такое всеединство, которое содержит в себе все возможности развития и становления. В нем различаются положительные и отрицательные потенции бытия. Борьба творчества и хаоса, светлого и темного начал коренится в самом фундаменте бытия, эти начала существуют в неразрывной связи. Абсолют, Бог – это последняя основа всякого бытия, оно всеединое, то есть заключает в себе все. Абсолют непосредственно дан нам, но его нельзя вывести рациональным путем, доказать чисто логически. В него можно лишь верить, потому что само существование божественного начала, может утверждаться только актом веры. В Абсолютном различается два центра, или полюса,— начало единичности и свободы и начало множественности и необходимости. Первое – «становящееся Абсолютное», видимый мир, открывается разумом. Этот мир действителен, множественен и многообразен. Он полагается, создается Богом как его, Бога, «другое» что бы иметь возможность проявить себя в нем. И в мире не может быть таких существ, которые имели бы основание своего бытия вне Бога. Все существа природного мира, имеют причины основания своего бытия в божественном мире, ибо сам мир создан Богом. И эволюция мира протекает как богоматериальный процесс, божественный по содержанию и материальный по форме. Началом этого эволюционного развития мира является акт божественной воли. Абсолютный божественный мир богаче видимого мира, так как в нем есть «свой особенный, вечный мир», мир идеальный. Благодаря ему видимый мир постепенно избавляется от присущих ему несовершенств. И все новое в видимом мире – творение, предопределенное высшей целью.
Абсолютное первоначало, Бог, открывается нам как идеальная действительность, то есть собственно божественный мир, сфера вечных идей, а так же как мир видимый, мир действительности и мир человека, обуславливающий связи мира – идеального, божественного, природного, условного, то есть порожденного божественным миром. На этом пути Абсолют из единого становится всеединым. Бог воздействует на процессы всеединства через «посредника», человека. Второй полюс есть сущность, или prima materia, абсолютного.
Реальный мир – это результат отпадения от Абсолюта; действительное многообразие и множественность процессов, явлений имеет абсолютную (значит, всеединую) «подкладку». В этом пункте особенно ярко проявился пантеистический характер принципа всеединства.
Природа диалектически развивается, причем направленность этого развития прогрессивная. Внутренней целью саморазвития мира является соединение с Богом и достижение реального всеединства. В этой связи Владимир Сергеевич выделяет пять ступеней эволюции мира. Ступенями «повышения бытия» являются минеральное царство. Высшая ступень – цель развития – Божие царство. Между всеми этими царствами существует преемственность. Таким образом, человек и человечество у Соловьева – это необходимый момент всемирного божественного процесса.[4]
У Владимира Соловьева налицо классическая диалектическая триада:
тезис: Абсолют т.е. положительное и полное всеединство;
антитезис: отпадение мира как воплощение Абсолюта, все более полное в своем развитии;
синтез: преодоление отчуждения в универсальном всеединстве, в слиянии творения и Творца.
Итак, основополагающим принципом бытия является для Соловьева всеединство. Оно возможно только при наличии идеального основания всего сущего.
Таким образом, мир имеет идеальную, абсолютную «подкладку», которую человек не замечает в своей обыденной жизни. Материальный мир, природа распадаются на множество отдельных предметов, лишены связей. Никакого материального единства мира нет и быть не может, природный мир разделен на взаимоисключающие друг друга части. Природа «съедает свое прошедшее и сама съедается будущим». Она есть «постоянный переход от одного ничтожества к другому», ни одно ее состояние не обладает устойчивостью. Объединяет мир лишь его сопричастность идеальному началу, которое можно усмотреть «сквозь» все природные процессы и явления.
Интересно, что у Соловьева нигде нет указания на сотворение мира Богом в библейском смысле. Он пишет о творении как длительном процессе объединении мира и преодоления хаоса. Каково же место человека и человечества в этом процессе? Здесь необходимо остановится на лругой важнейшей идее Соловьева, которую Н.А.Бердяев оценил как гениальную, - идее богочеловечества.
Идея богочеловечества
Согласно концепции всеединства между Богом и миром нет непроходимой пропасти, они связаны и однородны по своей сущности. Природный мир «отпал» от Бога, распался на множество враждующих элементов, но в его развитии постепенно преодолеваются обособленность и рознь. Особый этап этого процесса связан с появлением человечества. Каждый человек, с одной стороны, нравственно однороден Богу, а с другой – принадлежит природному миру. Такая коренная двойственность обуславливает и назначение человека: человек и человечество являются связующим звеном мира земного и небесного, в нем должно произойти действительное соединение Бога с творением.
Такое соединение, согласно христианству, уже было в истории в лице Богочеловека Иисуса Христа, имевшего двойственную природу: божественную и человеческую. Появление Богочеловека не было случайным: Бог сделался человеком, чтобы человек мог стать Богом. Причем совпадение божественного и человеческого должно состояться в масштабах всего человечества. Когда соединение божественного и человеческого уже не будет уделом отдельных людей – святых, тогда наступит высшая ступень эволюции мира, Божье царство на земле и возникнет новая общность – богочеловечество.
Такое утверждение означало удивительное возвышение человека. Гуманистический пафос Соловьева достигал высшей точки, когда он убеждал, что Бог нуждается в человеке для реализации своих планов, без человека не может завершиться творение мира. «Человек дорог Богу не как страдательное орудие Его воли – таких орудий довольно и в мире физическом, - а как добровольный союзник и соучастник Его всемирного дела. Это соучастие человеческое непременно входит в самую цель Божьего действия в мире, оби если бы эта цель мыслима без деятельности человека, то она была бы уже от века достигнута.» «Бог есть любовь», - эта христианская формула получила у Соловьева новое звучание: если Бог любит человека, то, значит, он достоин любви! «Благочестие запрещает нам презирать в себе и других то, что они уважено самим Богом, из – за чего Он помнит и посещает нас, - внутренне и незаменимое достоинство человека в его разуме и совести.»[5]
Но раз существует союз между Богом и человеком в деле творения мира, то отсюда логически вытекает требование жизненной активности личности. Соловьев отвергал пассивно-созерцательную позицию: нравственное совершенствование невозможно при самоустранении человека от реальной жизни. Таким образом, дело личного спасения человека продолжает творение, а не противопоставляет ему, как это имело место в средневековой христианской традиции.
Становление богочеловечества – процесс длительный. Исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству, и кто станет серьезно утверждать, что последний шаг уже сделан, что образ и подобие зверя внутренне упразднены в человечестве и заменены образом и подобием Божиим, что никакой исторической задачи, требующей организованного действия общественных групп, больше нет. Царство Божие не устанавливается автоматически, само собой, поэтому философ призывал к социальной активности: «…принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божьего в мире».[6]
Что же это за совершенствование? Соловьев представляет три главных момента:
1. внутреннее саморазличение духа от плоти
2. реальное отстаивание духом своей независимости
3. достигнутое преобладание духа над природой, или упразднение другого плотского начала.
Выполнение нравственного требования подчинения плоти духа является, по Соловьеву, условием достижения богочеловечества.
Интересно, что Соловьев выступил против индивидуализма. Замкнутого бытия личности нет и быть не может , каждый индивид – это лишь часть человечества как целого, как единства, как некоего собирательного организма. Этот всечеловеческий организм имеет характеристики всеединой личности: «Отдельное лицо есть только индивидуализация всеединства… Надо, что бы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному существу»[7]. Таким образом, Соловьев рассматривает человечество как целый, единый организм, обладающий в своей совокупности личностными характеристиками. Наиболее полное развитие такой всечеловеческий организм получит на стадии богочеловечества. Совершенствование человека не может быть делом личным, это дело «сборное», общее – дело семьи, народа, всего человечества.
Но Соловьев поставил вопрос и о воплощении всеединства на личном уровне. Человек изначально был един, лишь затем произошло разделение, дробление человечества на множество враждебных друг другу особей. Особенно ярко это проявилось в половом делении. Соловьев построил целую теорию преодоления такого разделения – своеобразную и очень красивую эротическую утопию. В одной из своих работ он высказал мысль, что любовь, не устраняя, не стирая индивидуальности человека, восполняет его односторонностью, помогает ощутить себя целостным, вырабатывает духовную энергию, которая преображает и очеловечивает окружающий мир. С точки зрения Соловьева, смысл любви совпадает со смыслом истории – достижение действительного всеединства в богочеловечестве.
Учение о любви помогает понять характер отношения Соловьева к физической, телесной природе человека. Соловьев одухотворил плоть. Тело для него – храм духа, но он может быть источником живой, плотской жизни: «Тело человеческое…не имеет самостоятельного нравственного значения, а может служить выражением и орудием как для плоти, так и для духа». У Соловьева получила свое развитие идея «святой телесности», не боящейся осквернить материей. Тело должно быть подчинено духу, особое значение это имеет для любви, которая играет огромную роль в становлении богочеловечества.
С концепцией богочеловечества тесно связана одна из наиболее сложных и наименее разработанных идей Соловьева – идея «Софии».
Учение о Софии
Тема Софии очень важна для понимания русской религиозной философии, хотя и не является отечественным «изобретением». Эта тема была разработана еще стоиками и неоплатониками, но второе ее рождение на российской православной почве во много связано с именем Владимира Сергеевича Соловьева.
В переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость».несмотря на однородность, мир и Бог не одно и тоже. Значит, должна существовать грань между миром и Богом, которая, с одной стороны, разделяет духовное и материальное, а с другой – выступает как их связующее звено. В конечном счете София – это премудрость Божия, четвертая ипостась Бога, дополняющая святую троицу, еще одно лицо Бога. И хотя сам Соловьев пытался избежать такого толкования, именно за идею Софии и упрекали его в ереси.
София – это то, чем Творец открывается миру, то, чем, он обращен к своему творению. «Причиной и принципом» материального мира является именно София. Это своеобразная идеальная «матрица» мира, та идея, которая дала жизнь всему бытию. София – своеобразный первичный образ, архетип, модель, идеальный шаблон для мира, который сам не изнашивается и не умаляется. Если по отношению к Богу София является пассивным началом, то по отношению к миру это начало активное. В этом своем качестве София выступает как сила, по законам божественного мастерства строящая мир. София сообщает материи меру, красоту и строй.
У Соловьева София близка понятию мировой души, это «светлые» силы мира, борющиеся с «темными» демоническими началами. София – это та «искорка Божья», активное творческое начало, которое объединяет мир и присутствует в каждом человеке. Софийное начало развивается у человека в процессе творчества, основанного на живой вере. Это та сила, которая обуславливает потенциальную возможность создания богочеловечества. София является и конкретизацией концепции всеединства: именно София объединяет мир, выступая тем общим, что его связывает.
София всегда понималась как женское, творческое начало мира, дающее жизнь новому. София – это то, из чего все рождается, она содержит в себе потенциально весь мир. Поэтому понимание Софии связано с материнством, женственностью. Этим объясняется то, что в христианской традиции образ Софии нередко сближался, порой сливаясь, с образом Богоматери. Одновременно это и символ мудрости. Сам Соловьев определял ее любовь как «любовь любви», «вечную женственность», «всеединую сущность», «мастерицу».
Идея Софии универсальна в системе Соловьева. Она проявляется во всех сферах бытия – в божественной, космической, экономической, культурой и других. Это своеобразная идея всех явления и вещей, та творческая сила, которая и составляет сущность исторического процесса. София – это активная «инстанция» между Богом и миром, причины его развития и изменения, поэтому описать можно, только пользуясь категориями и законами диалектики.
Заключение.
Величие творчества и личности Владимира Соловьева было очевидно многим его современникам и непосредственным преемникам, на которых мыслитель оказал значительное влияние.
Место и значение творчества Владимира Соловьева в истории русской мысли определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Его система — вершина русской классической философии. Без творчества Владимира Сергеевича, возможно, мы вообще не имели бы возможность говорить о русской классической философии как о реальном факте культуры. В принципе всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития. В его философии нашли отражение в переосмысленном виде идеи многих выдающихся западноевропейских и русских мыслителей.
Значение философии В.С. Соловьева выражается не в том, что он решил поставленные им самим же фундаментальные философские проблемы бытия человека и человеческой истории. Это не под силу ни одному мыслителю. Величие В.С. Соловьева как философа и мыслителя заключается в том, что он поставил эти важнейшие философские вопросы и призвал к постоянному размышлению над ними. Ведь пока человечество размышляет над ними, оно сохраняется как подлинное человечество, в котором присутствует частица Божественного начала.