Философия и образование в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:10, реферат

Краткое описание

реферативная работа по курсу философия и история образования
Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства — Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

Файлы: 1 файл

фил и ист обр.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

Философская мысль на Руси 

           Становление философской мысли  в Древней Руси относится к  X—XII векам — времени глубоких  социально-политических и культурных  изменений в жизни восточных  славян, обусловленных образованием  древнерусского государства —  Киевской Руси, влиянием византийской  и болгарской культур, возникновением  славянской письменности и принятием  Русью христианства. Эти факторы  создали благоприятные условия  для зарождения древнерусской  философии. 

Переводные  философские сочинения  Древней Руси 

     На  первое место среди распространенных в Древней Руси переводных сочинений  следует поставить произведения Иоанна Дамаскина "Источник знания".

     Философским источником работы Иоанна Дамаскина являются в основном "Введения в категории Аристотеля" Порфирия и сами "Категории" Аристотеля. Авторитет Аристотеля особенно велик для Дамаскина, ему он следует, рассматривая основные формы и отношения бытия – существенное и случайное, род и вид, сходство и различия, качество и количество и т.д.

     Дамаскин исходит из определения философии как познания существа предметов. Он делит философию на умозрительную и практическую. Умозрительная философия включает в себя богословие, математику и физиологию. Практическая философия занимается изучением "добродетелей" и делится на этику, экономику и политику.

     В основе развиваемой Дамаскином системы представлений о мире и человеке лежит античное учение о четырех элементах, или стихиях.

     Большое внимание Дамаскин уделяет вопросу о сущности человека, о его двойственной природе. Дамаскин подробно перечисляет атрибуты души как особой духовной субстанции, непостижимым образом связанной с человеческим телом. Душа по Дамаскину, сущность простая, не имеющая формы, бесплотная и бессмертная, одаренная разумом и свободной волей.

     Ставя вопрос о причинах всего происходящего  в мире, Дамаскин, как богослов, называет в первую очередь Бога. Что касается других причин "производящих": необходимости, судьбы, материальной природы, счастья, стройности, то все они произведены от Бога.

     Затрагивая  вопросы познания, Дамаскин говорит о чувственном и рациональном познании. Чувство определяется как способность души воспринимать материальные предметы.

     Широко  был известен на Руси Иоанн экзарх Болгарский, произведение которого "Шестоднев", т.е. толкования на библейский рассказ о шести днях творения мира, перешло на Русь не позднее XI в. Основные вопросы, рассмотренные Иоанном Болгарским, примерно те же, что у Иоанна Дамаскина.

     Философские идеи встречаются и в других переводных сочинениях. Например, в "Изборнике 1073" переведенном для киевского  князя Святослава Ярославича с тем, чтобы он мог, не утруждаясь особенно чтением, блеснуть эрудицией, мы встречаемся  с представлением о четырех стихиях  как первоэлементах, их которых составлено человеческое тело. Тело и органы служат тем инструментом, посредством которого приводятся в исполнение идеи, рождающиеся в душе. Однако тело отягощает душу и огрубляет ум.

     Кроме того, существовал "Изборник 1076 г.", содержавший, как и "Изборник 1073 г." отрывки из трудов отцов церкви. Также в Киевской Руси широкое распространение нашли сборники изречений древнегреческих и римских философов. Одним из таких сборников была "Пчела", первоначальный перевод которой с греческого был сделан уже в XI в. Центральное место в "Пчеле" занимают проблемы нравственности, общественного долга, всякого рода наставления и поучения: о дружбе, целомудрии, о правде и мужестве и т.д. В "Пчеле" прославляется разум и любомудрии.

     В числе переводных сборников был  сборник изречений Менандра "Мудрого", жившего в Афинах IV-III вв. до н.э. Древнейший список его сочинений носит название "Поучительные изречения и слова Менандра Мудрого".

     Древняя Русь была знакома и с философской  мыслью средневекового Востока, в частности  по изречениям в таких произведениях, как "Повесть о царевиче Иосафе", а также "Повесть об Акире Премудром". 

Древнерусские философы и их идеи 

     Одним из первых собственно древнерусских  философов является Илларион, киевский митрополит в 1051-1054 гг. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печерского монастыря.

     Достоверно  известным произведением Иллариона  является "Слово о законе, через  Моисея данном, и о благодати и  истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла". Философским Слово о законе и благодати" может считаться потому, что оно тематически включается в классификацию философского знания по Иоанну Дамаскину, в раздел философии умозрительной. Поскольку речь в нем идет о сущности бестелесной, оно должно быть отнесено к богословию.

     Илларион, будучи носителем христианского  миросозерцания, развивает особый тип отношения к "истории". Во-первых, прошедшее, т.е. библейская история, воспринимается как реальный символ, прообраз, ключ, с помощью которого удостоверяется божественная предзаданность всех важнейших событий уже собственно христианской истории.

     Во-вторых, будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс христианизации рассматривает  через призму крещения Руси. Оно  видится ему как завершающий  этап распространения христианства.

     И, в-третьих, размышления Иллариона  о прошлом и настоящем этапах взаимодействия Бога и человечества отражается на совершенно новое, неведомое язычеству видение будущего. Внеся идею единственности, однократности земного существования, христианство придало особый статус "концу истории" – последнему суду Бога над людьми и будущей жизни. Илларион, начиная свое слово, сразу же осуждает эту перспективу, подчеркивая, что "закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. Особенно наглядно озабоченность "будущим веком" проступает в "Молитве" Иллариона, которая очень тесно примыкает к "Слову" и как бы придает ему форму триптиха: символическое толкование ветхозаветной легенды об Аврааме и Сарре; крещение русской земли и похвала Владимиру; молитва от имени новообращенных русичей.

     Главная тема "молитвы" – просьба о  милости и снисхождении "человеколюбца" Бога и недавно обращенным в христианство русским людям. В ней находит свое завершение заявленная в начале "Слова" богословско-историческая схема: закон – истина и благодать – будущий век. Каков он окажется для новообращенной Руси – вот что волнует Иллариона.

     В софийской книжности XI-XII вв. ключевое положение заняла идеология единодержавства и централизации. В этой связи особо обращает на себя внимание "Память и похвала князю Владимиру", в котором идеал единодержавства сочетается с возвеличиванием "самовластьца" и крестителя Руси. Составители этого памятника был некий Иаков Мних.

     Иаков Мних давал ясно понять, что не будь на Руси единодержавства, не было бы и самого христианства. Чем прочнее на Руси княжеская власть, тем сильнее и заступничество Бога.

     Со  временем древнерусская мысль стала  все более утверждаться на принципах  вольнодумства и свободомыслия, постепенно переключаясь на освоение мировоззренческих структур народного  язычества, духовных ценностей вне православных традиций, что особенно ярко и в "Слове о полку Игореве".

     Мономах был крупным политическим деятелем Древней Руси, воином и мыслителем. Став великим князем, он быстро прибрал  к своим рукам удельных владетелей и сделал массу других общественно-полезных дел. Под старость "сидя на санех", В.Мономах решил подвести итог своей жизни, полной жестоких битв и опасных приключений. Так появилось его замечательное поучение. В нем затронут большой круг вопросов, касающихся объема власти великого князя, взаимоотношений церкви и государства, моральных, правовых критериев, определяющих критерии оценки политического деятеля. Также Мономах дает наставления в праведной жизни, призывает быть милостивыми, не грешить, уклоняться от злых дел, иметь в сердце страх Божий, творить непрерывные молитвы и добро ближним и подчиненным, покоряться старейшим, с одинаковыми по возрасту и с молодыми людьми "любовь иметь", сохранять чистые помыслы, избегать лжи, гнева и прочих пороков. По словам Мономаха, можно победить "врага" (дьявола) тремя трудами: покаянием, слезами и милостыней. Для того чтобы заслужить Божию милость, не требуется "одиночество" (затворничество), монашество, пост, как другие "добрые люди терпят"; можно и малым делом получить милость Божию. В обязанность человека входят помощь сиротам, вдовам и убогим.

     Помимо  народно-патриотической, социальной мысли  в средневековой Руси существует и философско-этическая мысль.

     С философско-этическим идеями выступает митрополит Никифор. Он обращается к Владимиру Мономаху с посланием, в котором вводит философское рассуждение о том, что представляют собой душа и пять чувств, при помощи которых она действует. Никифор исходит из того, что человеческая душа сотворена Богом и является бессмертной. Ум ставится превыше чувств и воли, т.к. с его помощью человек познает божественную премудрость и окружающие вещи.

     Кириллу Туровскому приписывают многие поучения, озаглавленные в рукописных собраниях как "Слова Кирилла Многогрешного", "Кирилла мниха", иногда "Кирилла философа".

     Вопрос  о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, утверждая, что душа, в отличие от тела, нетленна, бессмертна и свободна. При этом она всегда нуждается в поддержке души, что сила разума и тела – в их взаимопомощи.

     Своеобразным  произведением философской и  общественной мысли времен Киевской Руси являются "Слово Даниила  Заточника" и "Послание Даниила  Заточника".

     "Слово  Даниила Заточника" представляет  собой сборник изречений. Афоризмы  Заточника заимствованы из различного  рода источников. Тут и "Пчела", и библейские критики, и Псалтирь  и др. книги.

     Главная мысль Даниила Заточника в  том, что князь должен жить в постоянной дружбе со своими советниками. При этом князь должен приближать к себе только умных советников, не обращая внимания на знатность и богатство.

     Итак, мы увидели, что древнерусская философия  имела свои идеи и оригинальных мыслителей. Философия древней Руси развивалась  в рамках Богословия, этим обусловлен круг ее интересов.

             Следующий этап в развитии  древнерусской философии охватывает XIII—XIV века — время жесточайших  испытаний, вызванных татаро-монгольским  нашествием. Огромный урон, нанесенный  Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития  русской мысли оставались монастыри,  в которых не только сохранялись  традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по  переводу и комментированию византийских  философских произведений. Среди  памятников отечественной мысли  этого периода наиболее значительными  по идейному содержанию являются  «Слово о погибели Русской  земли», «Сказание о граде Китеже»,  «Слова» Серапиона Владимирского,  «Киево-Печерский патерик». Важнейшими  для русской мысли этого периода  были темы духовной стойкости  и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии  охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального  самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением  связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

             Значительное воздействие на  русскую философскую мысль этого  периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII—XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV — VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

Важное  место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

            Одно из центральных мест в русской мысли XV—XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство — Святую Русь — как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции «Москва — третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления.

Проблемы  человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного  спасения были в центре внимания выдающегося  византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением  русской средневековой философии.

Существенное  влияние на духовную жизнь русского общества XV—XVI веков оказывали еретические  учения, связанные с европейским  реформационно-гуманистическим движением. Наиболее видными представителями русского свободомыслия являлись Федор Курицин, Матвей Башкин, Феодосии Косой.

.

Информация о работе Философия и образование в Древней Руси