Философия и образование в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:10, реферат

Краткое описание

реферативная работа по курсу философия и история образования
Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства — Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

Файлы: 1 файл

фил и ист обр.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

Мономах считал, что успех воспитания зависит  не от отдельных наставлений,- а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и  тон поведения, а потому необходимо вырабатывать у детей прилежание и учтивость. Идея защиты отечества  явилась основой для разработки Мономахом стройной системы военно-физического  воспитания, основу которого составляют тренировки и охота, обеспечивающие развитие таких волевых и нравственных качеств человека, как сила, выносливость, быстрота, подвижность, смелость, отвага и храбрость. Для проявления этих качеств необходимы соответствующие  условия. Мономах призывал следовать  христианской морали и помнить, что  «не пост, не уединение, не монашество спасет вас», а лишь добрые дела.

Очень большую роль в развитии образования  в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой  бой крупнейшие центры образования  того времени. Зачинателем таких  монастырских центров считается  русский просветитель и религиозный  деятель Сергий Радонежский (1314—1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного  звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование  и воспитание значительное число  русских людей.

В этот период именно в среде монахов  постепенно укреплялось отрицательное  отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое  следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес  к этическо-нравственным проблемам все менее места оставлял для рассмотрения общефилософских вопросов и дидактических задач. В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке — следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

В целом  анализ различных источников позволяет  говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней  Руси был достаточно высок, грамотность  проникала почти во все слои населения.

Татарское нашествие уничтожило материальное довольство русского народа, истребило  первые успехи образованности и христианского  общежития, повсеместно принизило  дух русских людей. В поучениях Владимирского епископа Серапиона, современника нашествия татар, рисуется ужасная картина разрушения на Руси: уничтожены города, села поросли кустарником, кровь русская обильно напоила землю, храбрые в ужасе бежали, люди отведены в рабство, земля и труд сделались достоянием иноплеменников, а «мы сами, — говорит проповедник, — сделались предметом поношения для соседних земель и посмешищем для врагов наших». Татарское иго имело самое, печальное влияние на русскую жизнь вообще и на просвещение в частности.

В монастырях притаились остатки книжного образования  и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и  надежду на спасение. Число училищ до такой степени уменьшилось, что  с XIV в. летописцы совершенно не упоминают  о них.

Уменьшилась грамотность не только в простом  народе, но даже в духовенстве и  среди князей и бояр. В XV в. — если бы и захотелось кому выучиться грамоте, осуществить это желание было бы негде, за недостатком училищ. Приходилось почти безграмотных людей ставить в священники.

Вся Русь, отрезанная татарами от Византии, а  Польшей, Литвой и Ливонией — от образованной Европы, все больше и  больше усваивала черты азиатских  нравов. Одно только в русской жизни  этого периода представляет явление  утешительное и многообещающее. В  борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым  средоточием политической силы.

С XV в. начинаются в северо-восточной Руси решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя. Новгородский епископ Геннадий усердно хлопочет об учреждении, повсюду хотя бы начальных училищ, в которых можно было бы обучить людей чтению Псалтыри и Апостола, чтобы из таких людей можно было, наконец, ставить грамотных священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания. Максим Грек (1480—1556) усердно исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.

Одним из выдающихся произведений русской  литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений российского православного  общества, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление  всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и  служанкам», — таково полное название этого уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранившего немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества. С первых строк «Домострой» заставляет размышлять о дне минувшем и сегодняшнем, анализировать, делать выводы. В первом поучении «Наставление отца сыну» указывается, что основная роль в русской семье отведена мужчине, надежному, работящему, ответственному. Пока северо-восточная Русь томилась под татарским игом, постепенно крепла в борьбе с татарами и готовила окончательное свержение ига, юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила ее в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда и научное образование, и европейские обычаи и понятия. Однако в образовании со времени присоединения Литовского Княжества к Польше (1569) начало решительно проявляться польское влияние — в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия — католицизму. Для этой цели были введены религиозная уния (1596), католическая пропаганда и иезуитское воспитание. Усилия одиночных, хотя и энергичных поборников русской национальности и православия — каковы, например, князь Андрей Курбский со своими соратниками князем Оболенским и бежавшим из Соловецкого монастыря Троицким игуменом Артемием, князь Константин Острожский — конечно, не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства — общественные.

Они нашлись  в церковных братствах: Львовском, Киевском, Луцком, Могилевском, Оршанском, Брестском и др. До этого времени эти братства существовали отчасти с филантропическими целями, помогать бедным и больным прихожанам, отчасти с целями обеспечения приходу начального образования и подготовки сведущих и образованных священников и дьяконов.

Теперь  же эти братства стали заводить училища (братские школы) по образцу иезуитских коллегиумов и в них стали  давать такое значительное и многостороннее знание, с помощью которого можно  было бы подготовить надежных противников  враждебной православию религии, побороться с врагами их же оружием — просвещением, красноречием и диалектикой. В курсы этих училищ вошли языки: греческий, славянский и польский, грамматика, риторика, пиитика, диалектика, нравственное богословие и др. предметы. Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 г. При нем же была и типография, в которой в 1580—1581 гг. напечатана первая полная славянская Библия. По образцу Острожского училища стали открываться подобные же училища и при других братствах.

Из всех южнорусских высших училищ особенно прославилось то, которое под именем «Школы эллино-славянского и латино-польского письма» было в 1589 г. учреждено братством при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Петр Могила. В 1631 г. стараниями и пожертвованиями митрополита школа получила совершенно такое же устройство как высшая иезуитская коллегия и стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 г. — просто Киевской академией. В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается. Иван Федоров (ок. 1510—1583). В 1574 г. во Львове и в 1580—1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к «Букварю» (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия — «Обращение к детям и родителям» — говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

Связь между образованием и церковью все  более укреплялась. В монастырях можно было получить широкое по тем  временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько  на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании. Среди всех монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Ан-дрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживавшие и развивавшие книжные традиции. По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг.

В целом  в XVII в. в начальном обучении не произошло  каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.

Однако  у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим  детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. Государь и его Дума начали устанавливать дипломатические отношения с европейскими странами, принимали иностранные посольства. В боярских семьях появились учителя — иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддерживалась и царской семьей.

Еще недавно  царевич Алексей, будучи наследником  престола, получил воспитание и обучение в духе сложившихся традиций: прошел полный курс положенного церковно-бого-служебного образования. На 6-м году жизни его посадили за букварь с подстрочными душеспасительными изречениями, через год он перешел к чтению Часослова, еще через год — к Псалтыри, затем начал учиться писать. На 9-м году стал разучивать церковное пение и в 10 лет окончил положенный общераспространенный курс, изучив и накрепко усвоив порядок церковного богослужения. В результате царя Алексея Михайловича можно было назвать типичным русским образованным человеком, за начитанность его даже прозвали «философом».

В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу  с самобытного пути развития. Попытка  реформировать государственное  устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего  все стороны жизни человека, в  том числе и духовно-нравственную (церковь Петр I также попытался  превратить в один из государственных  аппаратов), объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны. 

Вывод:  

     Период древнерусской философии (IX-XIV вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В понимании предыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционными мерками, а нужно учитывать ее специфику. К древнерусской философской мысли не подходит определение философии как научного знания. Как вид духовной деятельности она носила прежде всего нравственно-эстетический характер, тогда как современная философия несет в себе весьма значительные теоретические и формально-логические начала. В этом последнем смысле русская философия до XVIII столетия действительно не существовала, но это обстоятельство не является основанием для отрицания наличия философской мысли вообще. Под термином "древнерусская философия" следует понимать не сложившуюся теоретическую систему, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XVII вв. Что касается пути развития педагогики в Древней Руси, то он очень сложен и долог. Так же можно выделить ряд факторов наиболее повлиявших на прогресс и развитие педагогики в Древней Руси.

Одними  из первых значимых факторов стало  создание первого славянского алфавита. Так же в последствии огромное значение на развитие педагогии оказало принятие православия. Очень большую роль в развитии образования играли монастыри. Они фактически представляли собой бой крупнейшие центры образования того времени. Так же в разной степени оказывали влияния различные деятели того времени. Следует отметить тот фактор, что нашествие монгольского ига надолго затормозило и приостановило развитие педагогики.

Органическое  единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как  «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Джуринсий А.Н. История педагогики. – М.: Владос,1999.- 432с.

2. История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А.И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.

3. Громов М.И., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 вв. М.: Наука, 1986. – 267 с.

4. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси. М.: Политиздат. 1991. – 308 с.

5. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. М.: Гардарики, 2002. - 406 с.

Информация о работе Философия и образование в Древней Руси