Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 17:39, доклад
Получив прекрасное домашнее воспитание и разностороннее образование, Соловьев с отличием окончил гимназию (1864 - 1869) и поступил в Московский университет, где проучившись три с половиной года на физико-математическом факультете, ушел оттуда, получив разрешение сдавать экзамены на степень кандидата по историко-филологическому факультету.
Философия Владимира Сергеевича Соловьева
1853-1900
г.г.
Выдающийся философ, поэт, переводчик, Владимир Сергеевич Соловьёв, сын известного историка С. М. Соловьёва, родился 16 января (28 н.с.) 1853 в Москве.
Получив прекрасное домашнее воспитание
и разностороннее образование, Соловьев
с отличием окончил гимназию (1864
- 1869) и поступил в Московский университет,
где проучившись три с половиной года
на физико-математическом факультете,
ушел оттуда, получив разрешение сдавать
экзамены на степень кандидата по историко-филологическому
факультету.
Летом 1873 получил степень, его официально
оставили при университете "для приготовления
к профессорскому званию по кафедре философии".
В 1874 защитил магистерскую диссертацию
"Кризис западной философии (против
позитивистов)", ставшую событием
в научной и общественной жизни
и принесшую ему известность.
Стал доцентом кафедры философии, преподавал
и на Высших женских курсах.
В 1877 переехал в Петербург, стал членом
Ученого комитета при Министерстве
народного просвещения, преподавал
философию.
В 1880 защитил докторскую диссертацию
"Критика отвлеченных начал".
Через год Соловьев был вынужден
оставить преподавательскую работу после
речи, протестующей против приговора о
смертной казни народовольцев, убивших
Александра II. С этого времени целиком
отдался литературно-философскому творчеству
и проповеднической публицистике, нередко
вступая в конфликт с русской действительностью
(выступления за свободу совести и против
национализма).
Как публицист
и критик сотрудничал преимущественно
в умеренно либеральном «Вестнике
Европы», однако из-за антиправительственных
выступлений и сатирических стихов,
ходивших в списках, слыл вольнодумцем.
В последние годы своей недолгой жизни
проникся глубоким пессимизмом; отрицая
самодержавие, капитализм, как и революционную
борьбу с ними, пророчествовал о конце
истории, пришествии Антихриста.
В молодости
Соловьёв был близок Достоевскому, ездил
с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию.
Парадоксальная личность Соловьёва с
её противоречиями веры и неверия, аскетизма
и жизнелюбия, интереса к социализму и
неприятия насильственных путей к нему
дала автору «Братьев Карамазовых» прототипический
материал для Алёши и Ивана. Подобно Достоевскому,
Соловьёв верил в спасительную миссию
Красоты; она вместе с Истиной и Добром
- залог грядущего «положительного всеединства»
- того идеального христиански-нравственного
состояния человечества, когда разъединённость
исчезнет на всех уровнях сознания и бытия.
«Посредник» в достижении «всеединства»
- искусство; благодаря «подвигу» художника-пророка
оно должно стать «реальной силой, просветляющей
и перерождающей весь человеческий мир».
Соответственно Соловьёв явился противником
декадентов, ставших в 1890-е годы мишенью
его язвительных статей и остроумных пародий.
Облик «всеединства» виделся Соловьёву как «живое духовное существо», воплощение вечно-женственного начала («Знайте же, Вечная Женственность ныне/В теле нетленном на землю идёт»); его другие лики - Душа мира, София, Дева Радужных Ворот. Символикой подобного рода насыщена поэзия Соловьёва, неотделимая от его философской мысли. О мистических видениях-встречах с «Подругой вечной» рассказано в поэме «Три свидания» (1898). В мировидении Соловьёва, последователя Платона, полярные начала «небесного» и «земного» стремятся к гармонии, но в соловьёвской лирике житейская реальность воспринимается чаще как зло и страдание, в ней «Только отклик искажённый / Торжествующих созвучий». Во многих стихотворениях Соловьёва утончённая духовность причудливо сочетается со склонностью к грубоватому юмору и каламбуру в духе поэтов «Искры», к гротеску, иронии и автоиронии; «рыцарь-монах» (Блок о Соловьеве) отдал немалую дань шуточным жанрам.
В 1890-е Соловьевым были написаны литературно-критические
статьи, посвященные в основном русской
поэзии XIX века. Лирику считал откровением
человеческой души в ее единстве и созвучии
с живой душой природы, с мировым строем.
Соловьев оставил значительное стихотворное
наследие; особую известность приобрели
стихотворения "Софийного" цикла
("Вся в лазури сегодня явилась...";
"У царицы моей есть высокий дворец...";
"Око вечности"; поэма "Три свидания").
Посвященный мистической "Вечной Женственности"
- "Подруге Вечной", этот цикл оказал
сильное влияние на поэзию раннего А. Блока.
Соловьев был автором циклов пейзажной
и возвышенно-любовной лирики, хотя
написал немало и шуточных, сатирических
стихотворений, пародий. Перу Соловьева
принадлежат небольшие шуточные пьесы:
"Альсим" (1876 - 1878), "Белая лилия,
или Сон в ночь на Покрова" (1878 - 80), "Дворянский
бунт" (1891). Известен и как переводчик
Гейне, Шиллера, Петрарки, Данте и др.
Поэтика Соловьёва традиционна, его образы порой рассудочно-антитетичны, однолинейны (желанные берега, новые звёзды, заветный храм и т. п.), иносказания сбиваются на аллегорию. В его символике нет многозначности символа, достигнутой лириками следующего поколения. Но философские образы Вечной Женственности были столь «чреваты» поэзией, что породили сильнейший творческий отклик у последователей Соловьёва - символистов начала века, прежде всего у Блока.
Не имея ни семьи, ни постоянного дома,
поэт-мистик жил то в Москве, то в Петербурге,
то в имениях своих друзей, то за границей.
Напряженная духовная деятельность, неустроенный
быт подорвали здоровье.
В возрасте 47 лет В. Соловьев умер в
имении Трубецких. Похоронен в Новодевичьем
монастыре в Москве.
Информация о работе Философия Владимира Сергеевича Соловьева 1853-1900 г.г