Философия Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:46, реферат

Краткое описание

направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Файлы: 1 файл

Философия Возрождения.docx

— 195.34 Кб (Скачать)

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя разделить причину и следствие. Опыт таким образом нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Юм поэтому делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее и на всю остальную Европу (в том числе и Россию). Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки  этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят  начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[2]. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй ( Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала  революционная фаза, во Франции ассоциируемая  с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической

Историческое  значение

Портрет Вольтера из дворца прусского короля Фридриха Великого Сансусси. Гравюра П.Баку.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Основным стремлением  просвещения было найти путём  деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической  жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект[5].

Современная европейская  философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат  также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Такие философы как Мишель Фуко возражают против демонизации оппонентов рационализма. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм. Аврам Хомский усматривает в философии Просвещения основы не только для либерализма, но и для анархизма и социализма. Связь между Просвещением и этими сравнительно поздними течениями можно проследить в работах Гумбольдта, Кропоткина, Бакунина и Маркса. На отрицательные черты Просвещения активно указывает современный американский философ Кен Уилбер. Он говорит о недопустимости отрицания искусства, сознания и морали на том основании, что они не могут быть обнаружены рациональным эмпирическим научным подходом.

Важнейшие представители

  • Френсис Бэкон (1561—1626), Англия, политик и философ.
  • Томас Аббт (1738—1766), Германия, философ и математик.
  • Жан ле Рон д’Аламбер (1717—1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
  • Бальтазар Беккер (1634—1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
  • Пьер Бейль (1647—1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность.
  • Чезаре Беккариа (1738—1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
  • Людвиг ван Бетховен (1770—1827), Германия, композитор.
  • Джордж Беркли (1685—1753), Англия, философ и церковный деятель.
  • Юстус Хеннинг Бемер (1674—1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
  • Джеймс Босуэлл (1740—1795), Шотландия, писатель.
  • Леклер де Бюффон (1707—1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle.
  • Эдмунд Бёрк (1729—1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма.
  • Джеймс Бернет (1714—1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики.
  • маркиз де Кондорсе (1743—1794), Франция, математик и философ.
  • Екатерина Дашкова (1743—1810), Россия, литератор, президент Российской академии
  • Дени Дидро (1713—1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
  • Французские энциклопедисты
  • Бенджамин Франклин (1706—1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости.
  • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657—1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
  • Виктор Д’Юпай (1746—1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм.
  • Эдуард Гиббон (1737—1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи.
  • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749—1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
  • Олимпия де Гуж (1748—1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), заложившей основы феминизма.
  • Йозеф Гайдн (1732—1809), Германия, композитор.
  • Клод Адриан Гельвеций (1715—1771), Франция, философ и литератор.
  • Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
  • Томас Гоббс (1588—1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии.
  • Поль Анри Гольбах (1723—1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
  • Роберт Гук (1635—1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
  • Дэвид Юм (1711—1776), Шотландия, философ, экономист.
  • Томас Джефферсон (1743—1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».
  • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744—1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
  • Иммануил Кант (1724—1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
  • Гуго Коллонтай (1750—1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
  • Игнацы Красицкий (1735—1801), Польша, поэт и церковный деятель.
  • Антуан Лавуазье (1743—1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Готфрид Лейбниц (1646—1716), Германия, математик, философ и юрист.
  • Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
  • Карл Линней (1707—1778), Швеция, ботаник и зоолог.
  • Джон Локк (1632—1704), Англия, философ и политический деятель.
  • Пётр I (1672—1725), Россия, царь-реформатор.
  • Феофан (Прокопович) (1681—1736), Россия, церковный деятель и литератор.
  • Антиох Кантемир (1708—1744), Россия, литератор и дипломат.
  • Василий Татищев (1686—1750), Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель.
  • Фёдор Волков (1729—1763), Россия, актер, основатель русского театра.
  • Александр Сумароков (1717—1777), Россия, поэт и драматург.
  • Михайло Ломоносов (1711—1765), Россия, естествоиспытатель и поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Иван Дмитревский (1736—1821), Россия, актер и драматург.
  • Иван Шувалов (1727—1797), Россия, государственный деятель и меценат.
  • Екатерина II (1729—1796), Россия, императрица, меценат и литератор.
  • Александр Радищев (1749—1802), Россия, писатель и философ.
  • Михаил Щербатов (1733—1790), Россия, историк и публицист.
  • Иван Бецкой (1704—1795), Россия, государственный деятель.
  • Платон (Левшин) (1737—1812), Россия, церковный деятель и историк церкви.
  • Денис Фонвизин (1745—1792), Россия, литератор.
  • Владислав Озеров (1769—1816), Россия, поэт и драматерг.
  • Яков Княжнин (1742—1791), Россия, писатель и драматург.
  • Гавриил Державин (1743—1816), Россия, поэт и государственный деятель.
  • Николай Шереметев (1751—1809), Россия, меценат.
  • Себастьян Жозе Помбал (1699—1782), Португалия, государственный деятель.
  • Бенито Фейжоо (1676—1764), Испания, церковный деятель.
  • Шарль Луи Монтескьё (1689—1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.
  • Леандро Фернандец де Моратин (1760—1828), Испания, драматург и переводчик.
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791), Германия, композитор.
  • Исаак Ньютон (1643—1727), Англия, математик и естествоиспытатель.
  • Николай Новиков (1744—1818), Россия, литератор и филантроп.
  • Доситей Обрадович (1742—1811), Сербия, писатель, философ и лингвист.
  • Томас Пейн (1737—1809), США, литератор, критик Библии.
  • Франсуа Кёне (1694—1774), Франция, экономист и врач.
  • Томас Рид (1710—1796), Шотландия, церковный деятель и философ.
  • Жан-Жак Руссо (1712—1778), Швейцария, писатель и политический философ, автор идеи «общественного договора».
  • Адам Смит (1723—1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причинах богатства народов.
  • Барух Спиноза (1632—1672), Голландия, философ.
  • Эммануил Сведенборг (1688—1772), Швеция, теолог и естествоиспытатель.
  • Алексис Токвиль (1805—1859), Франция, историк и политический деятель.
  • Вольтер (1694—1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии.
  • Адам Вейсгаупт (1748—1830), Германия, правовед, основатель тайного общества иллюминатов.
  • Джон Уилкс (1725—1797), Англия, публицист и политик.
  • Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768), Германия, искусствовед.
  • Христиан фон Вольф (1679—1754), Германия, философ, юрист и математик.
  • Мэри Уолстонкрафт (1759—1797), Англия, писатель, философ и феминистка.

 


Информация о работе Философия Возрождения