Философия и искусство: общее и особенное отношение к миру

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является проанализировать отношение философии и искусства к миру.
Задачами реферата являются:
1)определить какое именно отношение к миру проявляет философия ;
2) определить какое отношение к миру проявляет искусство;
3)соотнести эти формы духовной деятельности с точки зрения своих познавательных средств, конечной цели и своего языка.

Оглавление

Введение……………………………………………………2
1. Сущность философии…………………………………..3-6
1.2. Предмет философии…………………………………..6-7
1.3. Философия как мировоззрение………………………7-9
1.4. Современная философия……………………………...10-12
2.Понятие сущность искусства……………………………13-19
2.1. Философия и искусство………………………………..20-24
Заключение………………………………………………….25-26
Литература……………………………………………………27

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.»[13]

«В истории философской мысли мы встречаем два противоположных воззрения на соотношение философии и искусства. Рационалистические направления, сближавшие философию с наукой, ставили философию выше искусства. Наиболее ярко такой взгляд выражен Гегелем. По Гегелю, искусство является стадией развертывания Абсолютного Духа, соответствующей в логическом отношении чувственно-наглядному выражению сущности. Прекрасное понималось им как чувственная видимость идеи. Для искусства характерно обнаружение всеобщности идеи при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. Гегель усматривал в истории культуры три стадии развития искусства: символическую, когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую, когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания – религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности. Философия является высшей формой самопознания Духа, поскольку в философии сущность его раскрывается в адекватной для себя форме понятия.

 

Эстетика романтизма (расцвет конец XVIII–начало XIX века) явилась своеобразной реакцией на рационализм Просвещения. Его главные теоретики, Шлегель, Шеллинг, Новалис, Шлейермахер и др. осмысливали саму природу как становящееся символическое произведение искусства. Романтики стирали грани между жизнью, философией, религией, искусством. По Шеллингу, Универсум образован в Боге как вечная красота и абсолютное произведение искусства, поэтому в рукотворном искусстве истина являет себя в более полном виде, чем в философии. В искусстве, в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции, наиболее полно и целостно выражаются сокровенные основы бытия. Искусство является фундаментом и религии, и философии, и всех наук. Шлейермахер утверждал, что эстетический опыт романтизма – это новый религиозный опыт, на основе которого должно осуществиться единение души с Универсумом. Таким образом, романтики, подчеркнув приоритет нерациональных, иррациональных способов познания и отношения человека к действительности, считали, что именно искусство имеет преимущества перед наукообразной философией.

 

ХIХ и ХХ век изменили сам образ философии. Выдающаяся роль в этом принадлежит таким направлениям как философия жизни и экзистенциализм. Ницше провозгласил наступление «эстетического века», когда существование мира может быть оправдано только из эстетических оснований. «Смерть Бога», развенчание традиционных ценностей культуры, разоблачение основных постулатов морали, невозможность рационального обоснования бытия с точки зрения универсальных божественных законов, приводят к тому, что только глобальное эстетическое мироощущение способно сохранить позитивность и жизненность. Философия у Ницше предстает не в виде научных трактатов, а в форме игры и провокации, метафорической, афористичной, скорее как «танец», чем как рациональное размышление. Н. Бердяев, один из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это искусство, которое принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания. С искусством философию роднит то, что она является творчеством и стихией свободы, а не подчинением «мировой данности», что философия, как и искусство, предполагает одаренность и связана с личностью творца. Изменение образа философии и способов философствования в ХХ веке, сближение философии с искусством, возрастание синкретизма культуры сделали задачу различения и сравнения философии и искусства весьма сложной.

 

С точки зрения эстетики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар, Ж. Лакан, Ф. Гваттари и др.) искусство находится в одном ряду с другими феноменами культуры. Весь универсум культуры рассматривается как игровой калейдоскоп текстов, смыслов, символов, симулякров. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. Все наличествует во всем в зависимости от установки реципиента или исследователя. Позиция постмодернизма является сознательно эклектической и релятивистской, утверждается принцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам. В системе интертекстов и смысловых лабиринтов исчезает какая-либо специфика, в том числе и специфика искусства. Синкретизм постклассической культуры действительно ставит сложности на пути различения философии и искусства. Рефлексия и теоретизирование проникает в искусство (концептуализм), а «художественность» – в философию, узаконив афоризм, метафору, нарратив как основные приемы философствования.»[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение             

 

 

 

 

 

 

 

    Проанализировав и соотнеся  в своей работе две формы духовной деятельности ,философию и искусство, их общее и особенное отношение к миру, можно сказать о том что, философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающее единство мира в целом и универсального человека, которое результируется в способах целостного видения мира и наиболее общих культурных характеристиках человеческого бытия. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличии от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого.

Специфика искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия – трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы – в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Отсюда– парадоксальность главных философских концептов – вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не было и не будет, но есть.

Говоря о важном для всех, об общем и общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна с искусством. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Литература        

 

 

 

 

 

 

                                          

 

1.      Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, http://www.i-u.ru/biblio/archive/alekseev_filosofija/02.aspx

2.      Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. (Философия искусства) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/EstTeor_01.php

3.      Алексеев П.В., Панин А.В., Предметное самоопределение философии. Предмет философии/ Философия/ http://society.polbu.ru/alekseev_philosophy/ch05_all.html

4.      Борев Ю.Б. Эстетика, http://www.independent-academy.net/science/library/borev_estetika/celi_iskusstva.html

5.      Воронина Н. Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — стр. 62-74, http://www.phil63.ru/tema-4filosofiya-i-iskusstvo

6.      Гегель Г. В.Ф. Философия права // Сочинения, 1934.- с.15.

7.      Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики, 1974.- с. 57.

8.      Грицанов А.А. Новейший философский словарь:3-е изд., 2003.- 1280 с.

9.      Гусейнов А.А . Философия в современной культуре: новые перспективы.// Вопросы философии, N4 2004

10. Иванов А. Энциклопедия Кругосвет, /Философия/ http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FILOSOFIYA.html

11. Лекторский  В.А. Философия в современной культуре: новые перспективы.// Вопросы философии, N4 2004.

12. Спиркин А.Г,Философия как теоретическое ядро мировоззрения.-М.:Гардарики,2000.-816с.

13. Хайдеггер М. Время и бытие.  1993.- с. 330

14. Хайдеггер М. Исток художественного творения. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Ist_03.php

2

 



[1] Гегель Г. В.Ф. Философия права // Сочинения, 1934.- с.15.

[2] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики, 1974.- с. 57.

[3] Хайдеггер М. Время и бытие.  1993.- с. 330

[4] Грицанов А.А. Новейший философский словарь:3-е изд., 2003.- 1280 с.

[5]5 Алексеев П.В., Панин А.В., Предметное самоопределение философии. Предмет философии/ Философия/

http://society.polbu.ru/alekseev_philosophy/ch05_all.html

 

[6]Иванов А. Энциклопедия Кругосвет, /Философия/http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FILOSOFIYA.html

[7] Спиркин А.Г,Философия как теоретическое ядро мировоззрения.-М.:Гардарики,2000.-816с.

[8] Лекторский  В.А. Философия в современной культуре: новые перспективы.// Вопросы философии, N4 2004

[9]. Гусейнов А.А . Философия в современной культуре: новые перспективы.// Вопросы философии, N4 2004

[10] Борев Ю.Б. Эстетика, http://www.independent-academy.net/science/library/borev_estetika/celi_iskusstva.html

[11] Хайдеггер М. Исток художественного творения. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Ist_03.php

[12] Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. (Философия искусства), http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/EstTeor_01.php

[13]               Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, http://www.i-u.ru/biblio/archive/alekseev_filosofija/02.aspx

[14] Воронина Н. Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — стр. 62-74, http://www.phil63.ru/tema-4filosofiya-i-iskusstvo

 


Информация о работе Философия и искусство: общее и особенное отношение к миру