Философия об отношениях человека, общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:46, доклад

Краткое описание

На определенном этапе длительной эволюции природы возникает такая ее часть, как человеческое общество. Его зарождение совпадает с процессом превращения человекообразного существа. Следовательно, становление общества, человека и человеческого сознания – это единый процесс, хотя каждый из них обладает относительной самостоятельностью.Человеческое общество – это специфическая обособившаяся часть природы, имеющая с ней общие признаки и свойства. Но как отделившаяся часть, оно приобрело и собственные черты функционирования и, как результат, двойственную, биосоциальную сущность. Так же, как человек, общество живет, подчиняясь и всеобщим законам движения мира, бытия, и специфическим законам социального движения.

Файлы: 1 файл

Filosofiya ob otnosheniyax cheloveka,obshestva i prirodi.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Философия об отношениях человека, общества и природы.

Понятие “природа” употребляется в науке в двух основных смыслах – широком и более узком. В первом случае им обозначается весь окружающий нас мир, вся материя, взятая в многообразии ее форм. Природа – это все существующее в мире в тех или иных формах, включая и общество. Общество выступает как особый ее сектор, подсистема объективной реальности.

В более узком смысле природа  – совокупность естественных условий  существования человека и человечества, гео- и биосфера, флора и фауна, образующие природную среду их обитания. Конкретный человек, конкретное общество и даже человечество взаимодействуют не со всей бесконечной природой, а лишь с непосредственно окружающей их. Она то и влияет в наибольшей степени на человека и общественное развитие, хотя, как отмечают многие ученые, нельзя отрицать и влияния космической энергии, процессов, происхо дящих на Солнце, и др.

Эволюция философских  представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими  в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными  воззрениями. 
Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит). 
Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека. 
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. 
В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества. 
В XVII—XVIII века начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится 
познание тайн и законов природы.

В социологии существует точка  зрения, что природная среда оказывает  решающее влияние на общественное развитие. Эта концепция получила название географический детерминизм. Одним  из основоположников был французский  философ, социолог, писатель и историк  Ш. Л. Монтескье. Географический детерминизм исходит из того, что природная среда формирует и способ производства материальной жизни, и культуру, быт, обычаи людей, их социальную и национальную психологию.

На определенном этапе  длительной эволюции природы возникает  такая ее часть, как человеческое общество. Его зарождение совпадает  с процессом превращения человекообразного существа. Следовательно, становление общества, человека и человеческого сознания – это единый процесс, хотя каждый из них обладает относительной самостоятельностью.Человеческое общество – это специфическая обособившаяся часть природы, имеющая с ней общие признаки и свойства. Но как отделившаяся часть, оно приобрело и собственные черты функционирования и, как результат, двойственную, биосоциальную сущность. Так же, как человек, общество живет, подчиняясь и всеобщим законам движения мира, бытия, и специфическим законам социального движения.

Во взаимоотношениях природы  и общества неизбежны противоречия. История совместного существования  человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества, и особенно его производительных сил, постоянно  и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это  проявляется уже в планетарном  масштабе. Во-вторых, одновременно постоянно  растет уровень противоречий, дисгармония  отношений между человеком и  природой. 
Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства направленное воздействие общества на отдельные части природы, даже независимо от воли людей, оказывает одновременное воздействие и на другие его участки. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы часто приводит к отрицательным последствиям как для природы, так в конечном счете и для общества.


Информация о работе Философия об отношениях человека, общества и природы