Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:46, доклад
На определенном этапе длительной эволюции природы возникает такая ее часть, как человеческое общество. Его зарождение совпадает с процессом превращения человекообразного существа. Следовательно, становление общества, человека и человеческого сознания – это единый процесс, хотя каждый из них обладает относительной самостоятельностью.Человеческое общество – это специфическая обособившаяся часть природы, имеющая с ней общие признаки и свойства. Но как отделившаяся часть, оно приобрело и собственные черты функционирования и, как результат, двойственную, биосоциальную сущность. Так же, как человек, общество живет, подчиняясь и всеобщим законам движения мира, бытия, и специфическим законам социального движения.
Философия об отношениях человека, общества и природы.
Понятие “природа” употребляется в науке в двух основных смыслах – широком и более узком. В первом случае им обозначается весь окружающий нас мир, вся материя, взятая в многообразии ее форм. Природа – это все существующее в мире в тех или иных формах, включая и общество. Общество выступает как особый ее сектор, подсистема объективной реальности.
В более узком смысле природа – совокупность естественных условий существования человека и человечества, гео- и биосфера, флора и фауна, образующие природную среду их обитания. Конкретный человек, конкретное общество и даже человечество взаимодействуют не со всей бесконечной природой, а лишь с непосредственно окружающей их. Она то и влияет в наибольшей степени на человека и общественное развитие, хотя, как отмечают многие ученые, нельзя отрицать и влияния космической энергии, процессов, происхо дящих на Солнце, и др.
Эволюция философских
представлений о
Первоначально при крайне примитивной
материальной базе и силе общества природа
совершенно справедливо оценивалась людьми
как сила неизмеримо более значительная
и совершенная. В античной философии природа
рассматривается как мать-кормилица, как
причина возникновения человека. Примерно
то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей
материалистического направления того
времени: человек — как совокупность атомов
(Демокрит).
Естественная гармония природы вызывала
восхищение и желание во всем подражать
ей. Человек и природа мыслились как единое,
гармонически взаимосвязанное целое.
Идеалом общества было стремление жить
в согласии с природой, познать ее, использовать
последнюю в качестве объекта наблюдения.
Более чем скромные материальные силы
общества в античные времена не позволяли
оценивать природу как непосредственную
цель преобразовательной деятельности
человека.
В Средние века европейская философская
мысль находилась под сильным влиянием
религии. Поэтому природа, и в первую очередь
сам человек, рассматривались как творения
Божьи. Человек, как высшее существо, созданное
Богом по своему образу и подобию, наделенный
бессмертной душой, начинает противопоставляться
более «низкой» греховной природе. И речь
идет уже не о слиянии человека с природой,
а об их противопоставлении и возвеличивании
человека над природой. Падает и не поощряется
интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения — период расцвета
культуры и прежде всего искусства — взгляды
на взаимоотношения природы и общества
на короткий период становятся иными.
Природа рассматривается как источник
красоты, радости и вдохновения и противопоставляется
разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются
призывы вернуться назад, к природе, к
«золотому веку» человечества.
В XVII—XVIII века начинают бурно развиваться
науки, ставятся и проводятся многочисленные
опыты и эксперименты, направленные на
становление и развитие производства.
В философских воззрениях Нового времени,
и в практических действиях все более
отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений
человека и природы. Центральная идея
— человек должен покорить природу, овладеть
ею, стать господином. В науке главной
задачей становится
познание тайн и законов природы.
В социологии существует точка зрения, что природная среда оказывает решающее влияние на общественное развитие. Эта концепция получила название географический детерминизм. Одним из основоположников был французский философ, социолог, писатель и историк Ш. Л. Монтескье. Географический детерминизм исходит из того, что природная среда формирует и способ производства материальной жизни, и культуру, быт, обычаи людей, их социальную и национальную психологию.
На определенном этапе
длительной эволюции природы возникает
такая ее часть, как человеческое
общество. Его зарождение совпадает
с процессом превращения человекообразного
существа. Следовательно, становление
общества, человека и человеческого сознания
– это единый процесс, хотя каждый из них
обладает относительной самостоятельностью.
Во взаимоотношениях природы
и общества неизбежны противоречия.
История совместного
Природа, несмотря на все бесчисленное
многообразие своих составных частей,
есть единое целое. В силу данного обстоятельства
направленное воздействие общества на
отдельные части природы, даже независимо
от воли людей, оказывает одновременное
воздействие и на другие его участки. Игнорирование
человеком целостного, диалектического
характера природы часто приводит к отрицательным
последствиям как для природы, так в конечном
счете и для общества.
Информация о работе Философия об отношениях человека, общества и природы