Философия человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Актуальность. Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе.
Цель работы и задачи. В данной работе мы постараемся изучить основные вопросы в философии понимания человека в историческом и современном аспекте. Для этого мы рассмотрим понятие человека в философских теориях, биологическое и социальное в человеке, изучим проблемы свободы человека и смысл человеческого существования.

Файлы: 1 файл

Философское учение о человеке (история и современность)..doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     В истории философской мысли свобода  традиционно рассматривалась в  ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антимоний, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

     Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и  поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.

     Выделяют  несколько моделей взаимоотношений  человека и общества по поводу свободы  и ее атрибутов.

     Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

     Проблема  свободы человека – одна из многочисленных проблем современности встающих перед человеком. Для того чтобы понять суть этой проблемы необходимо рассмотреть взаимодействие человека и «техносферы», развитие техники и ее роль в современном мире.

     Современный мир – это «технизированное»  пространство и «технологизированное»  время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».

 

4. Смысл человеческого  существования 

     Слова Альбера Камю, точно отражают проблему существования человека. Ежедневно  люди появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпадает судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в будущее. Но живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

     Смысл человеческой жизни заключается  в выборе и осуществлении стратегии жизненного пути, в поиске самореализации и осуществления свободы. Цель жизни человека может рассматриваться в трех возрастных изменениях [1, c.156]:

     - ретроспекции (прошлое);

     - проспекции (будущее);

     - актуализации (настоящее). 

     В истории философии выделяют несколько типов мировоззрений, каждый из которых утверждал свой идеал смысла жизни человека и его сущности.

     Для античного мировоззрения характерна идеализация безличного абсолюта –  Космоса, в котором существуют два  противоположных начала (логос и хаос). Источник изменчивости и несовершенства – хаос, подчиненный разумному и гармоничному логосу. В человеке эти две силы противоборствуют, хаос – олицетворение телесности, ему присущи страсти и смерть, логос – воплощен в разуме и душе, он вечен.

     Согласно Аристотелю смысл человеческой жизни заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. В философии гедонизма смысл жизни сводится к достижению наслаждения. В эвдемонизме жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

     В средневековой христианской философии высшим разумом является Бог. Грехопадение отождествляется с отчуждением от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение и спасение от греха. Сущность человека заключена в вере, надежде и любви. Исходя из такого понимания, теоретики аскетизма трактовали смысл человеческой жизни, как отречение от мирских дел, умерщвление (усмирение) плоти ради искупления греховности.

     С установлением философии Нового Времени в антропоцентризме возникло новое противопоставление – основное противоречие человеческой природы сводилось к соединению в человеке эгоистического индивида и свободной личности способствующей прогрессу всего человечества.  
Антропоцентрическое мировоззрение в качестве идеала выдвигает человека как просветителя, преобразователя природы, защитника и хранителя природы и культурных ценностей. В этике долгая жизнь является самопожертвованием во имя служения идеалу. Такому подходу противопоставлена концепция утилитаризма, рассматривавшая жизнь как излечение из всего пользы, и концепция прагматизма, целью которой считавшая достижение любыми средствами поставленной цели. 
В настоящее время, человеку присущи две концепции: утилитаризма и прагматизма, которые являются фундаментом глобальных проблем современности [2, c.178].

     Научно-технический  прогресс в ХХI веке шагнул так далеко, что поставил человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализаций ценностей, либо ты – функционируешь подобно техническому устройству. 
Причины появлений глобальных проблем современности кроятся в самом человеке: в его потребительском отношении к природным ценностям; преобладание стихийности и нерациональности в управлении природными и общественными процессами.

     Основными проблемами современности стали: проблема войны и мира; социально-экономические проблемы; проблемы преодоления отсталости многих стран; дискриминация; здравоохранение и образование; баланс народонаселения; компьютеризация и научно-техническое развитие; проблема ресурсов; проблема природопользования; проблема экологии и др. В будущем ряд проблем может стать более продолжительным. Человек живет в «эпоху поглощения», и от него нет «отдачи» которая должна быть. Но ведь смысл нашего существования – это поиск счастья, гармонии, а не саморазрушения. Познать себя – вот наша настоящая цель. Эвдоменизм должен быть основой нашей жизни [4, c.90].

     Основная  цель нашей жизни – обрести  счастье, как сказал Далай-Лама «Счастье, которое пребывает с нами независимо от жизненных неурядиц и нормальных колебаний настроения, является неотделимым элементом нашей сущности». Подобная точка зрения намного облегчает принятие правильного решения, т.к. в этом случае человек действует с целью получить, а не что-то забрать у других – это движение вперед, а не отступление, принятие жизни, а не отрицание. Эта направленность к счастью оказывает глубокое влияние, делая человека более восприимчивым, более открытым для радости бытия.

 

Заключение 

     Для новейшей эпохи с ее глобальными  проблемами свойственно обостренное отношение людей к вопросу о смысле жизни, биосоциальной природе, проблем свободы. Природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, цунами, наводнения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества очень далеко от идеала. Постоянные войны, терроризм, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям и к гибели людей.

     Конец XX века и начало XXI не только не сгладили, но еще больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Появились так называемые локальные, межнациональные войны.

     Здравый смысл явно подсказывает нам, что  основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, желание получать наслаждение для себя. Именно страстная погоня за собственным благополучием, вызванная желанием получать, является причиной для того, чтобы причинять зло ближнему. А если бы творение не находило никакого удовлетворения в собственном благополучии, то не было бы никого в мире, кто желал бы зла другому человеку.

     Человек – это вопрос: «Для чего я живу и в чем смысл жизни?». У животных такого вопроса не возникает. В этом единственное отличие человека от животного.

     Вопросы о смысле жизни просыпаются в  человеке еще в детстве. Это признак того, что по природе своей он уже готов услышать ответ. И в мере готовности ребенка родители и окружение обязаны наполнить его, удовлетворить его любопытство. В противном случае он останется «животным», и вся жизнь его будет проходить совершенно автоматически, монотонно, без какого-либо изменения, возвышения над животным уровнем. В итоге, человек ничего особого не достигнет в жизни, и лишь в зависимости от того, в каком поколении, в какой эпохе живет, как-то заполнит годы своего существования.

     Как можно помочь человеку приподняться над материальным существованием? Это  можно сделать, ответив на вопрос: «В чем смысл нашей жизни?». Мы обязаны обеспечить людей этим знанием. А каждый человек, как ребенок, так  и взрослый, впитает его согласно своей восприимчивости, согласно своим свойствам. Ведь человек год от года, из кругооборота в кругооборот постоянно совершенствуется. Мы видим, как далеко ушло человечество в своем развитии, какого оно достигло прогресса. Благодаря чему это происходит?

     Таким образом, в данной работе мы уделили  внимание и ознакомились с сущностью  некоторых важных вопросов о философском  понимании человека, приблизились к  осознанию основных положений, узнали о возможных вариантах взглядов на представленные проблемы.

 

Список  литературы 

     
  1. Бердяев Н. О назначении человека. - М.: Республика, 1999. – 347 с.
  2. Ильенков Э. Философия и культура. - М.: Политиздат, 2007. – 381 с.
  3. Лайтман М. Воспитание. – М.: Слово, 2009. – 112 с.
  4. Лайтман М. Развитие эгоизма как необходимый этап в истории развития человечества. – М.: Слово, 2005. – 139 с.
  5. Лайтман М. Постижение единства мироздания. – М.: Слово, 2008. – 148 с.
  6. Таранов П. Анатомия мудрости. 120 философов. – СПб.: Питер, 2006. – 513 с.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2009. – 447 с.
  8. Чанышев В. Курс лекций по древней философии. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 388 с.
  9. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни. - М.: Политиздат, 1997. – 561 с.

Информация о работе Философия человека