Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:11, контрольная работа
Современный человек в противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности. Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Введение.................................................................................... 3
Философская мысль о сущности человека............................. 4
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек -
индивид, личность, индивидуальность................................... 6
Человек – творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?.................................................................................... 9
Заключение.............................................................................. 11
Список литературы................................................................. 12
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
по теме: «Человек в зеркале философии»
Екатеринбург 2012
Содержание:
Введение......................
Философская мысль о сущности человека......................
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек -
индивид, личность, индивидуальность..............
Человек – творец своей судьбы
или щепка, плывущая по течению?......................
Заключение....................
Список литературы.............
Современный человек в противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности. Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Человек - весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек - существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он - результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек - существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Человек - общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.
Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Человек - предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.
Человеческая натура может проявляться многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается качество человека. Постичь сущность - это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.
Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного "порядка" и "строя" бытия, как "малый мир", микрокосм - отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: "Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего". При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае "упорядочивать", преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем уровне.
Философская мысль о сущности человека.
Сложность вопроса имеет большой разброс мнений.
Одни авторы исходят из признания постоянной, вечной природы человека, предопределенной его принадлежностью к определенному природно-биологическому виду, другие - сводят ее к конкретно-историческим общественным отношениям, третьи - отрицают изначальную данность этой природы и видят ее в том, что каждый отдельный индивид сам формирует ее в процессе своего существования. Есть также природно-социальные, информационные и другие подходы.
В представлении Л. Фейербаха, "высшая, абсолютная" сущность человека состоит в разуме, чувстве и воле, т.е. она предопределена заранее, до рождения человека его биологической природой и потому является навечно данной, неизменной. По К. Марксу, сущность человека выражается в совокупности тех общественных отношений, в которые он вступает в своей предметной деятельности, т.е. в том, что также дано до рождения каждого данного человека. В отличие от Фейербаха, Маркс полагал, что эта сущность находится вне отдельного индивида, является социально-исторической.
У Ж.П. Сартра сущность человека неразрывно связана со свободой выбора, она заранее не предопределена, а выступает как результат индивидуальной жизни человека. Существование индивидов, их жизненный процесс необходимо при этом предшествует их сущности. А. Камю считает, что не существование предшествует сущности, а, наоборот, сущность - существованию. Сущность человека присутствует как необходимое начало в любом становящемся существовании, она служит условием самой его возможности и в нем постоянно себя проявляет.
Философ, Мерло-Понти утверждал, что "Я" и мир взаимно конституируют друг друга.
Многие другие суждения о
природе человека так или иначе
конкретизируют или дополняют названные
идеалистические или
Многие марксисты считают, что "сущность человека выражается в деятельности, но не сводится к ней". Это во многом согласуется с позицией Ф. Энгельса, определявшего человека в основном через труд, творческую, преобразующую деятельность, т.е. сущность человека связывалась им со способностью трудиться, производить, создавать, быть. Другие авторы, как бы суммируя подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, утверждают, что сущность человека состоит в деятельности и общественных отношениях, взятых не в отдельности, а в их единстве, т.е. говорят о "социально-деятельной" природе человека, определяя его и как продукт общества и как его творца, созидателя.
Маркс говорил также о "человеческой природе вообще", о человеческой сущности как о чем-то заранее данном, утверждая, например, что будущее коммунистическое общество преодолеет отчуждение подлинной человеческой сущности от человека и явится присвоением этой сущности человеком и для человека. Ту же мысль он не раз проводил и позднее, говоря о необходимости того, чтобы человек построил мир "истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы", проявлял себя как "неиспорченный человек".
Подходы к сущности человека, как видно, весьма различны и часто противоречивы: одни авторы идут к ней от природы, другие от общества, одни считают ее вечной, другие - изменчивой, одни - заранее данной и от века всему предшествующей, другие - приобретаемой и т.д.
Наличие таких подходов определяет вывод о понимании природы человека, как
единства противоположностей.
Сущность человека можно связать с его двойственностью, с единством таких противоположностей, как социальное и природное, социальное и индивидуальное, субъективное и объективное, постоянное и переменное, абстрактное и конкретное, всеобщее и уникальное единичное, земное и космическое, экзистенциальное и историческое. Эти противоречия, хотя и не тождественны сущности человека, находятся в ней самой. Их выявление необходимо для постижения истины.
Учитывая все сказанное, сущность человека можно, по-видимому, выразить так. Человек в своем наиболее общем виде - это общественное животное, социобиопсихическое существо. В данном определении, включающем противоречивое единство социального и природного, ударение делается не на природную, а на общественную компоненту, на обусловленность человека обществом. Однако к сущности человека можно подойти и по-другому, определив ее более конкретно: человек есть существо, наделенное обществом и природой такими качествами, которые необходимы для свободной, творческой деятельности и имеют определенный конкретно-исторический характер. В тенденции, соединяется с такими сущностными чертами, свойствами человека, как мудрость, справедливость, нравственная ответственность, красота, любовь. Причем любовь связывается здесь с первейшей и острейшей потребностью человека в утверждении своего существования в его неповторимой индивидуальности, в свободном волеизъявлении и в то же время как утверждение существования неповторимости другого и необходимости познания его сущности.
Можно было бы дать такое определение. Человек - это социализированное природное существо, способное к активно-творческой, созидательной деятельности, имеющей конкретно-исторические общественные формы и связанной с динамикой все большего утверждения справедливого, прекрасного, любви.
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек -
индивид, личность, индивидуальность.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
Родился человек. Что можно сказать о нем сейчас? Можно определить, что мальчик или девочка, что физически это нормальный ребенок или с отклонениями. Обо всем остальном скажет время. Начинается жизнь. Но что же такое жизнь?
Многие люди говорят, что жизнь - это борьба противоречий. Правильнее надо сказать, что это не жизнь, а существование в борьбе противоречий. Главное отличие заключается в том, что человека природа наделила разумом в отличие от всего остального мира.
Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как "персонализм" - философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития. С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего. Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира. Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность "смотрится" не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид-личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий (возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас "в мир иной" тоже личности. Уважение к покойным - это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков
используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных
духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных.