Человек в зеркале философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Современный человек в противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности. Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Оглавление

Введение.................................................................................... 3
Философская мысль о сущности человека............................. 4
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек -
индивид, личность, индивидуальность................................... 6
Человек – творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?.................................................................................... 9
Заключение.............................................................................. 11
Список литературы................................................................. 12

Файлы: 1 файл

Кр Философия 4 сессия.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

   Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

   При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

   По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

   В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм; человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость; верность; иные качества. И общественно осуждаемые - негативные: чванливость; цинизм; грубость; тунеядство; трусость; нигилизм; иные негативные черты.

   К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость; умение; установки; убеждения; патриотизм.

   Человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие - меньше. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

   Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании размножении  и др.;

духовными - стремление обогатить  внутренний мир, приобщиться к ценностям  культуры; материальными - обеспечить достойный уровень жизни.

   Социальными - реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

   Потребности - основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и

 

                                         7

возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем  выше качество потребностей.

   Наличие различных потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне враждебными, направленными на взаимоуничтожение, и соотносятся с общими интересами.

   Особым аспектом нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм.

   Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают" человека;

помогают человеку приобщиться  к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются:

  • нормы морали;
  • нормы группы, коллектива;
  • специальные (профессиональные) нормы;
  • нормы права.

   Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

   Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов.

   Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий.

   Жизнь человека и общества невозможна без деятельности - целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

   В современном обществе, труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...

   Труд сыграл уникальную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

   Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

   Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

   Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера  для подражания может выступить  отдельный человек.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и  материальной культуры.

 

                                         8

Человек - творец своей судьбы или щепка,  

                                         плывущая по течению?

 

   Я, как атеистка, стараюсь опровергать точку зрения о предопределении судьбы каждого человека некоторой разумной силой, и точку зрения о том, что якобы бог дал человеку свободу выбора.  
   В советском философском словаре дано такое определение судьбы: «Судьба – понятие, выражающее, религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей. Со временем судьбу стали представлять как верховную справедливость, управляющую миром или как божественное предопределение». Если исходить из этого определения судьбы, то, конечно же, никаких сверхъестественных сил, предопределивших когда-то все события в жизни людей, и никакой верховной справедливости, управляющей миром, не существует. Если бы существовало божественное предопределение всех событий, то не существовало бы никакого зла, всё вокруг было бы прекрасно, и не существовало бы страданий. Если бы первопричиной всех явлений был разумный и всемогущий бог, то этот бог предопределил бы для каждого человека такие внешние обстоятельства, благодаря которым ни у одного человека даже желание совершить что-либо дурное и неугодное богу не могло бы возникнуть, но каждый хотел бы делать только добрые дела и делал бы только то, что угодно богу, радуясь при этом.  
   В толковом словаре Даля дано другое определение судьбы: «Судьба – это участь, доля, жребий, который выпал человеку». Исходя из этого определения судьбы: человек не может изменить свою судьбу. Любой человек – раб своих желаний. Каждый человек всегда делает только то, что захочет, всегда плывёт по течению своих желаний и поэтому не может изменить свою судьбу – ведь он даже пожелать изменить что-либо в своей жизни не сможет, если у него не возникнет это желание изменить что-либо. Существуют люди, которые делают над собой волевые усилия, только потому, что по причине унаследованных генов, внешних обстоятельств, информации, поступившей в их мозг из внешнего мира, у них возникло желание делать над собой волевые усилия, принуждая себя к чем-то неприятному, и это желание оказалось сильнее желания наслаждаться и «катиться по наклонной плоскости» – вот потому они добровольно и выбрали аскетический образ жизни.  
   Условия воспитания, унаследованные гены и вся информация, поступившая к данному настоящему моменту времени из внешнего мира в головной мозг человека, однозначно определяют его судьбу и выбор, который он захочет совершить и совершит в данный момент времени. Изменить свою судьбу человек никак не может. Судьба каждого человека однозначно определена унаследованными генами, условиями воспитания и поступающей в его мозг информацией из внешнего мира. Если человек унаследует дурные гены и попадёт в дурные условия воспитания, то есть возможность стать преступником. Если он генетически унаследует низкий интеллектуальный уровень своих родителей, и если условия воспитания и внешние обстоятельства не будут способствовать его интеллектуальному росту, то он никак не станет выдающимся учёным. Только унаследованными генами, условиями воспитания, прочитанными книгами, просмотренными фильмами, словами, услышанными от других людей, пережитыми радостями и страданиями однозначно определено то, захочет данный человек делать над собой волевые усилия или не захочет, захочет он заниматься наукой или не захочет.  
   Свобода выбора, является просто иллюзией. Человеку только кажется, что он сам делает выбор, но на самом деле человек побуждается к совершаемому им выбору внешними

 

                                         9

причинами. На самом деле, даже самый «волевой» и целеустремлённый человек, является

безвольной щепкой, которую  несёт ветер его собственных  желаний. Желания возникают у  нас не по нашей воле. Твоя свобода выбора – это иллюзия. Ты сможешь только тогда перекрасить свои волосы в другой цвет, когда у тебя возникнет желание их перекрасить. А от тебя не зависит, придёт к тебе желание их перекрасить или не придёт. Ты просто случайно увидел в каком-то журнале фотографию, на которой человек с таким цветом волос выглядел весьма красиво, на твой взгляд, и после этого у тебя и возникло желание покрасить свои волосы в такой же цвет, а если бы тебе этот журнал не попался в руки, то тебе бы даже в голову не пришло покрасить свои волосы в этот цвет.  
   Если ты запрещаешь себе делать то, что захотелось, то запрещаешь потому, что тебе захотелось запретить. Если бы у тебя возникло желание что-то совершить, и при этом не возникло желание удержать себя от совершения этого, то ты непременно совершил бы это.  
   Всё, что происходит, подобно прокручивающейся киноплёнке, на которой уже определено место каждому предмету для каждого момента времени. Настоящее однозначно определяет будущее и однозначно определяется прошлым.  
   Предсказать свою судьбу невозможно. Никак невозможно узнать свою судьбу, и очень глупо поступают те, которые верят гадалкам и предсказателям. Ясно, что если бы свою будущую судьбу человек мог узнать, то он смог бы и изменить её. Сама эта информация о будущем, которая поступила бы в мозг человека от предсказателя, обязательно повлияла бы на дальнейшие желания и поступки этого человека, и судьба бы его коренным образом изменилась, а предсказание оказалось бы ошибочным. Ясно, что если бы кто-то смог предсказать человеку, что его собьёт на улице машина, то он принял бы меры предосторожности, и этого бы не случилось. Судьба, как участь, доля, жребий, существует, но узнать свою дальнейшую судьбу никак невозможно.  
   Важно отметить, что наряду с унаследованными от родителей генами информация, поступившая к настоящему моменту времени из внешнего мира в головной мозг этого человека, однозначно определяет только его настоящее желание, настоящую его сущность, однозначно определяет тот выбор, который он желает сделать и делает в настоящий момент времени. Но в настоящий момент времени информация из внешнего мира в мозг этого человека всё продолжает поступать и будет поступать в будущем, и поэтому, в зависимости от того, какова будет эта информация, он может измениться и даже превратиться в свою противоположность. Изменение внешних условий может глобально изменить личность человека. Но опять же существует рок, жребий, связанный с тем, в благоприятную или в неблагоприятную сторону изменятся эти внешние условия. Если внешние условия изменятся в благоприятную сторону, то человек станет лучше, а если внешние условия изменятся в неблагоприятную сторону, то человек станет хуже.        

   Может ли человек достигнуть желаемой цели, может ли он изменить свою жизнь, если она его не устраивает, то на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Успех в достижении каких-то целей зависит от способностей и знаний этого человека. Для достижения некоторых целей способности не нужны, но достаточно одного желания, для достижения же других целей способности необходимы. Количество знаний также определяет то, сможет ли человек, пожелавший изменить свою жизнь, изменить её. Человек не сможет захотеть изменить свою жизнь, если желание захотеть изменить свою жизнь к нему не придёт, если какие-то внешние причины не побудят его к изменению своей жизни – вот именно потому у каждого человека и существует судьба. Но если человек захочет изменить свою жизнь, то, думаю, в большинстве случаев он сможет свою жизнь изменить, если только его желание изменить свою жизнь не вступит в противоречие с отсутствием у него необходимых для этого способностей и знаний.

                        

                                       10

                          Заключение

 

 

   Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

   Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне человека самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют.

   Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личность - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

   Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

   Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на человека, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Информация о работе Человек в зеркале философии