Феномен «массового человека» в современной философии и культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

Для появления нового типа культуры необходимы существенные изменения в системе ценностей, которые имели место именно в конце XIX – начале XX вв. Человек рубежа веков подвергся мощному воздействию быстро меняющейся среды. Изменилось мироощущение человека и привычная картина мира, что повлекло за собой инфляцию традиционной системы ценностей. Люди переосмысливали понятия личности, общества, государства, степень обособленности и взаимообусловленности этих категорий.

Оглавление

Истоки формирования массового человека………………………….3
Феномен массы………………………………………………………...4
Массовая душа и массовый человек……………………………….....7
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Таким образом, конечным продуктом объединенных сил  Реформации, Просвещения и индустриальной революции является массовый человек — человек, социально изолированный от других людей, отделенный от своего бессознательного и инстинктов и в силу этого подверженный массовым психическим эпидемиям, наиболее характерным и ядовитым проявлением которых служат массовые политические движения. Фактически Юнг утверждает, что он мог бы без особого труда «построить политическую теорию невроза, поскольку современный человек испытывает возбуждение главным образом от политических страстей». Тем же фундаментальным событиям, которым современный человек обязан своими особыми психическими и социальными расстройствами, он обязан и потому, что ищет выход и разрешение этим расстройствам в политике. Следовательно, даже если проблемы, встающие перед обществом, по происхождению явно психологического характера, общественное мнение все равно считает, что только с помощью социально-политических изменений можно разрешить их. Кроме того, вследствие социальной изоляции и психического отчуждения западного человека существует потребность в каком-нибудь объединяющем начале, которое собирало бы разъединенных индивидуумов и давало выражение их инстинктивным и бессознательным влечениям. Политическое движение дает удовлетворение и этой потребности.

Конечно, тот  факт, что психические эпидемии не являются исключительной особенностью Европы XX в., ни в коей мере не обесценивает юнговского психологического анализа. Этот факт лишь показывает, что социально-экономические условия оказывают влияние на психологические состояния и реакции точно так же, как психическое силы, хотя бы раз, но существенно влияют на социально-экономические условия. Главное, что нужно иметь в виду, — это вопрос о том, как осуществляется их конкретное взаимодействие, как работает их конкретный механизм. С этим предупреждением мы теперь переходим к более детальной разработке Юнгом проблемы последствий воздействия современной политики на психику человека.

Причины  восстания  масс и пути его преодоления

«Все остатки  традиционного духа исчезли. Образцы, нормы, стандарты больше нам не служат. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия прошлого, будь то в искусстве, науке или политике. Европеец одинок, рядом нет ни единой живой души».

Господство  масс, повышение уровня жизни и  возвещаемая им высота эпохи – лишь симптомы более общего явления.

Дело в том, что наш мир как-то внезапно разросся, увеличился, а вместе с ним расширился и наш жизненный кругозор. В последнее время кругозор этот охватывает весь земной шар; каждый индивидуум, каждый средний человек принимает участие в жизни всей планеты.

Но в конечном счете рост мира – не в размере его, а в том, что он вмещает больше вещей. Всякая вещь – в самом широком смысле слова – то, что мы можем желать, замыслить, сделать, уничтожить, найти, потерять, принять, отвергнуть, - все слова, означающие жизненные процессы.

Пределы возможностей расширились невероятно. В области  интеллектуальной появились новые пути мышления, новые проблемы, новые данные, новые науки, новые точки зрения. Мир, окружающий нового человека с амого рождения, ни в чем его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит никаких запретов, никаких «вето»; наоборот, он сам будит в нем вожделения, которые, теоретически, могут расти бесконечно

Жизнь возросла еще в одном смысле, более непосредственном и таинственном. Как известно, в области физического развития и спорта достижения нашего времени далеко оставляют за собою все рекорды прошлых времен. Дело не в отдельных рекордах; но их количество и постоянство, с каким они все улучшаются, вселяют в нас убеждение, что в наше время сам человеческий организм стал более совершенным, чем когда-либо прежде. Ведь нечто подобное наблюдается и в области науки. За самое короткое время наука раздвинула свой космический горизонт с невероятной силой. Физика Эйнштейна открывает такие перспективы, что рядом с ними старый мир Ньютона кажется крохотной клетушкой.

Наш век глубоко  уверен в своих творческих способностях, но при этом не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех; плывет по течению.

Правящее меньшинство  покинуло свой пост, что всегда бывает оборотной стороной восстания масс.

С 1800 по 1914-й, т.е. за одно столетие с небольшим, население  Европы возросло со 180 до 460 миллионов! В течение трех поколений оно массами производило человеческий материал, который, как поток, обрушился на поле истории, затопляя его. Массы людей таким ускоренным темпом вливались на сцену истории, что у них не было времени, чтобы в достаточной мере приобщиться к традиционной культуре. Америка же наполнилась за счет избытка населения Европы.

 Этого достаточно  для объяснения как триумфа  масс, так и всего, что он  выражает и возвещает.

Итак, XIX век создал совершенную организацию нашей жизни во многих ее отраслях. Совершенство это привело к тому, что массы, пользующиеся сейчас всеми благами организации, стали считать ее естественной, природной. Только так можно понять и объяснить нелепое состояние их души: они заняты только собственным благополучием, но не замечают его источников.

XIX век предоставил человека массы самому себе, и он, верный своей природной косности, замкнулся в себе самом. Таким образом, теперь у нас массы более сильные, чем когда-либо прежде, но отличающиеся от обычных тем, что они герметически замкнуты в самих себе, самодовольны, самонадеянны, не желают никому и ничему подчиняться, одним словом – непокорны. Если так пойдет и дальше, то в скором времени не только в Европе, но и во всем мире окажется, что массами больше нельзя управлять ни в одной области.

Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техники».

Человек массы  считает, что та цивилизация, которую  он видит и использует со дня рождения, так же первозданна и самородна, как Природа, и тем самым становится в положение дикаря. Цивилизация для него – вроде первобытного леса. Цивилизация по мере своего развития становится все сложнее и напряженнее. Проблемы, которые она ставит перед нами, невероятно запутаны. Людей, способных решать эти проблемы, становится все меньше. В наши дни сам человек не выдерживает. Он не в состоянии идти в ногу со своей собственной цивилизацией.

Иногда нет  никакого общественного мнения. Общество разбито на противоборствующие группы, мнения противоположны, власти не сложиться. Но природа не выносит пустоты, и пустое место, возникшее за аставляяем общественного мнения, займет грубая сила. Итак, лишь в крайнем случае сила замещает общественное мнение.

Живая, конкретная действительность всегда запутана, непроглядна, неповторима. Только того, кто в ней может с уверенностью ориентироваться, кто за внешним хаосом ощущает скрытую суть мгновения, короче – кто не теряется в жизни, того можно назвать светлой головой. Присмотритесь к окружающим вас, и вы увидите, как они блуждают по жизни; они бредут, словно во сне, по воле счастливой или злой судьбы, не имея ни малейшего представления о том, что с ними творится. Они уверенно говорят о себе и об окружающем мире, будто знают обо всем. Однако, если вы хотя бы поверхностно проследите их идеи, вы заметите, что они ничуть не отвечают аставлятельности; а копнув поглубже, обнаружите, что эти люди даже никогда и не стремились к действительности приблизиться. Наоборот, идеи мешают им увидеть реальный мир и собственную жизнь. Жизнь – это прежде всего хаос, в котором ты затерян. Люди чувствуют это, но боятся стать лицом к лицу со страшной действительностью, пытаются прикрыть ее завесой фантазии, и тогда все выглядит очень ясно и логично. Их мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где они спасаются от жизни, или пугала, чтобы ее отгонять.

Заключение.

«Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться  ни с чем, помимо себя, пока нужда  не заставит. А так как сегодня она не аставляяет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле» - Хосе Ортега-и-Гассет.

В условиях современности  определённое развитие получила не имевшая в прошлом существенного значения вера массового человека в самого себя, превращаясь, порой в излишнюю самоуверенность и причудливо сочетаясь с вековечной и ныне, как правило, затаённой верой в человека избранного. Если массовый человек прошлого жил верой в возможность обретения блаженства за пределами земного существования, то ключевое направление реализации массовой веры современных людей – эта вера в возможность радикальной и незамедлительной позитивной трансформации существующих природных и социокультурных условий жизнедеятельности на Земле ради достижения совместными усилиями более обеспеченного настоящего и лучшего будущего.

Идеалы современного массового человека, являясь содержательными духовными образованиями, придают смысл его существованию. Благодаря идеалам свободы, равенства, братства, веками угнетавшиеся, порабощенные и зависимые люди в условиях современности обрели веру, надежду и новый смысл жизни и в своей героической и самоотверженной погоне за этими идеалами продвинули вперёд человеческую цивилизацию. Духовное существование массового человека в том и состоит, что стремление изменить настоящее и достигнуть некоего идеального будущего, вера и надежда на осуществление желаемых изменений при столкновении с жизненными реалиями со временем перерастают в разочарование, которое вновь вытесняется движением к вдохновляющим идеалами и новой ободряющей верой, - и процесс этот, по существу, бесконечен в условиях современности.

Результат работы позволяет углубить имеющиеся философские и научные представления о жизнедеятельности современного массового человека. Его сущностных чертах, душевных свойствах, что в свою очередь создаёт новые возможности для выработки конкретных целей и задач и оптимизации практического регулирования массового поведения людей в современных условиях.

Поток серости  и заурядности, претендующей на места  элиты, и называющей себя таковой, не только не уменьшился  в наши дни, он значительно усилился и  умножился благодаря средствам массовой информации. Низкосортная продукция, в том числе и духовная, действительно насаждается с небывалой силой, прививая людям определенный вкус. Чего стоят современные поп-звезды, не умеющие петь без фонограммы, или политические  лидеры, чей интеллектуальный уровень далек от совершенства?  Данная ситуация требует от настоящей духовной элиты (не имеющей зачастую тех материальных средств и возможностей, что у противоположного лагеря) невероятного мужества и стойкости, чтобы противостоять этому мутному потоку и  пропагандировать истинные ценности.

 

Список литературы.

    1. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986
    2. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.
    3. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

 


Информация о работе Феномен «массового человека» в современной философии и культуре