Как понимает философию современный человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть несколько взглядов на философию современных людей.
Чтобы достигнуть данной цели, необходимо решить поставленные задачи:
•Изучить понятие философии;
•Рассмотреть понимание философии у современного человека.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие философии 4
2. Понимание философии современным человеком 8
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Понятие философии.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине:

Философия

на  тему:

«Как понимает философию современный человек» 
Содержание

 

Введение            3

1. Понятие философии         4

2. Понимание  философии современным человеком    8

Заключение           14

Список литературы          15 

Введение

 

 

Тема реферата: ««Как понимает философию современный  человек».

Философия рождается из природного устремления человека интересоваться собой и окружающим миром. Философия переводится как «любовь к мудрости», она учит нас исследовать и искать фундаментальные истины. Философия – это не просто теория, она может стать образом жизни, если применять ее на практике. Так жили многие мыслители, писатели, художники, ученые, создавая великие произведения искусства, делая великие открытия. Люди во все времена философию понимали по разному. Интересно, как понимает философию современный человек?!

Цель  контрольной работы: рассмотреть несколько взглядов на философию современных людей.

Чтобы достигнуть данной цели, необходимо решить поставленные задачи:

  • Изучить понятие философии;
  • Рассмотреть понимание философии у современного человека.

Контрольная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. В процессе написания работы использовалась учебная литература по дисциплине «Философия».

 

1. Понятие философии

 

Философия как  самостоятельная система знания зародилась в древней Греции две  с половиной тысячи лет назад. Индийская философия не менее  древняя, однако, в Индии философия  настолько была тесно переплетена  с религией, что невозможно их четко разграничить. Философия может существовать в произведениях искусства, и, прежде всего – в художественной литературе. Сама жизнь человека может выражать определенную философскую позицию, и для этого не обязательно писать философские трактаты. Иначе говоря, философией мы называем не только теоретическую дисциплину, но и выражение определенной жизненной позиции в творчестве, в искусстве, в поступках и действиях.

Однако не всякое выражение жизненной позиции  является философией. В связи с этим возникает проблема определения философии, однако, философия существует в разных культурах и разных эпохах, в силу чего настолько трудно выразить ее общее понимание, что пессимисты утверждают, что это невозможно. Крайним выражением этой позиции является: а существует ли философия единое явление, либо же мы называем общим словом различные по своей природе явления?

С подобной трудностью мы столкнемся, если возникнет необходимость  определить не только философию, но медицину как единое явление, которое существует в разных культурах и разных эпохах. Достаточно легко дать определение современной медицины, используя понятия, характерные для европейской науки. Но как определить медицину как общее явление и для древнего Китая, и для античности, и для древнего Египта, и при этом не смешивать ее с немедицинскими методами врачевания (шаманизм, магия и т.д.)? Тем не менее, мы интуитивно знаем, что медицина существует как единое явление. Хотя с каждой эпохой менялось представление о философии, и в настоящее время у нас нет общепринятого ее определения, тем не менее, мы уже имеем интуитивное знание, что такое философия как единое явление.

В каждом человеке заложена интуиция, позволяющая отличить философский текст от художественного, научного или любого другого. Человек  обладает этой интуицией еще до начала систематического изучения философии, и, следовательно, он уже каким-то образом был причастен философии. Эта причастность заключается в том, что каждый человек философствует.

Философствование  – это процесс ценностного  самоопределения человека по отношению к себе, к жизни, к миру, к другому человеку существу или к Богу1. Самоопределяясь, он находит свое место в жизни и выбирает цели, определяет, что является для него ценным, ради чего можно прикладывать усилия и вообще жить. В результате философского самоопределения возникает ценностное восприятие жизни.

Ценности –  это такие смыслы, благодаря которым  человек осознает значимость действий, поступков, событий. С утратой этих ценностей человек перестает  ориентироваться в жизни и не знает, ради чего вообще стоит напрягаться. Такие потерявшиеся в жизни люди спасаются тем, что принимают внешнюю систему ценностей, сформированную в определенной социальной среде. Однако такой выход тормозит развитие их как личностей, ведь личность формируется в свободном выборе собственных жизненных ценностей и целей. Именно поэтому самоопределение как акт философствования является условием формирования личности.

На основе собственной  способности к самоопределению  человек способен узнавать в качестве философского смысла выражение ценностного самоопределения другого человека, даже если это самоопределение выражено не в философском трактате, а в религиозной или нравственной проповеди, в образе жизни, в литературном произведении или в кинофильме. Интуитивное узнавание иного самоопределения есть понимание другого человека. Это понимание и является главной целью философии.

Главная цель философии  – это понимание: понимание собственного самоопределения жизни, понимание  самоопределения другого человека и личного жизненного опыта.

Однако, хотя все  люди философствуют, ценностно самоопределяются, и способны интуитивно понимать самоопределение  другого человека, тем не менее  на основе только этого они еще  не становятся философами. Философия  формируется тогда, когда человек не только понял себя и другого, но нашел способ стать понятным для другого. Ради этого и создаются философские тексты.

Понимание философии  имеет три уровня2:

1 (терминологический)  уровень изучения философского  языка (узнаются и изучаются  философские понятия);

2 (концептуальный) уровень понимания всей философской  системы, в контексте которой  становится понятным индивидуальный  философский язык;

3 (жизненный)  уровень осознания и раскрытия  жизненного опыта, который стоит  за данной философской системой.

Нередко приходится встречать мнение о том, что изучение философии заключается в понимании  философских систем. На самом деле можно досконально изучить всю  философскую систему Платона, Аристотеля и Канта, выучить все понятия  и все их возможные взаимосвязи, и при этом ничего не понять в их философии. Бывает и обратное. Человек, только начиная читать классика философии, интуитивно схватывает тот личностный опыт, который стоит за этим текстом, и дальнейшее знакомство с философом больше будет напоминать не обучение, а вспоминание, когда читатель спонтанно начинает предвосхищать мысль автора. В связи с этим можно выделить три уровня понимания философии.

Терминологический уровень – понимание слов, концептуальный уровень – понимание философской  системы, и жизненный уровень – понимание личного опыта философа, выраженного в философской системе. Первое препятствие к пониманию связано с тем, что мы вкладываем собственное значение в терминологию философа, и тогда непонятным становится все. Понять терминологию можно лишь через общий контекст, который выражается в философской системе, раскрывающей целостный взгляд на мир. Понимание философии происходит не так как в науке, путем постепенного освоения, а скачкообразно, как озарение: вот только что еще все казалось непонятным, но как только улавливается общий контекст, все сразу обретает смысл. Это уже концептуальный уровень понимания, когда проясняется философская система, которая задает контекст. Однако и это еще не дает понимания философии, так как все еще остается не проясненным вопрос, а зачем вообще нужно было создавать эту философскую систему? Соответственно, понимание философии, которое тоже носит скачкообразный характер достигается лишь на третьем уровне, как новое озарение – когда открывается тот жизненный опыт автора, ради выражения которого и была создана философская система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понимание философии современным человеком

 

Понимая под  современным человеком – человека разумного, мыслящего, развивающегося, попробуем мысленно задать ему такие вопросы как:

    • Как философия может помочь современному человеку?
    • Что лично в Вашей жизни изменила философия?

Приведем здесь  ответы некоторых современных философов3.

Владимир  Васильевич Миронов - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, декан философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Это хороший вопрос и он постоянно задается на протяжении 2500 лет, сколько существует философия. Простым ответом является такой: если философия есть, значит, она нужна. Потому что как только появился человек философствующий, он (по Ясперсу), стал осознавать трагедию, трагедийность своего положения в мире, некоторую несправедливость: с одной стороны есть человек, который размышляет, к чему-то стремится, который в отличие от животного осознает, что земля конечна, жизнь конечна, а с другой стороны - бесконечный космос. Это же трагедия по большому счету, что человек, который многое понимает, понимает одновременно и свою смертность. Это может быть один из первых центральных вопросов. Это вопрос из вечных вопросов, на который человек всегда будет пытаться отвечать.

Ясперс говорил, что философия начинается с детских  вопросов. Именно ребенок способен задать философский вопрос. Я раньше к этому относился, как к некой банальной красивой фразе, а потом я понял, что за этим стоит глубокая истина. Почему? Потому что над взрослым человеком довлеет огромное количество культурных стереотипов: ему что-то удобно спросить, что-то неудобно. А вот ребенку все удобно. Он может поставить самый неудобный вопрос и внешне очень простой, но когда вы попытаетесь на него ответить, вы увидите, насколько он сложный. А что такое дети? Это начало цивилизации, начало человечества. Почему говорят, что философия начинается с любознательности. Человек начинает простые вопросы задавать. Если кто-то думает, что философии начинается со сложных вопросов, то это не очень верно. Сложные они возникают, но из простых. Проблема другая - философ должен на сложные вопросы относительно просто ответить. Потому что если мы беседуем о философии в кругу философов, и говорим о критериях этики, морали, мы «договоримся». А вот как это потом объяснить людям? И поэтому люди часто играют, говоря, что философия не понятна. «Философия делает ясным то, что было смутным в мифе», - говорил Гегель или Кант, сейчас могу ошибиться. Т.е. философия, в принципе, должна прояснять. Не «затуманивать» мозги, а прояснять. И человек, который говорит не понятно, по большому счету, не может себя считать философом. Это мое убеждение. Поэтому философия всегда востребована. Кстати, конкурс на наш факультет это показывает: 6-7 человек в самые тяжелые годы…

Философ – он просыпается в человеке. Окончание  факультета не гарантирует, что вы станете  философом. Бёме был сапожником, Спиноза  – стекольщиком… Образование  на философском факультете – это  некоторая школа, которая позволяет  этой философии проснуться. Но каждый становиться для себя философом сам. Вот он понимает это на определенном этапе, что у него определенный взгляд на мир, совершенно иной, чем у человека, который философией не занимается. Всегда остается непознанное, мы из бытия вырезаем все больший кусочек, стремимся охватить это бытие целиком, но никогда не охватываем – всегда остается непознанное. И здесь философия тоже важна. Есть такой образ: философия в науке представляет собой такие строительные леса. Вроде бы они для здания не нужны, когда здания построены, покрашены. Но для того, чтобы сдать здание, строят эти строительные леса, которые позволяют здание довести до конца – другая функция. Поэтому я думаю, что философия всегда останется. С другой стороны есть проблема: философия уподобилась королю Лиру, который роздал детям свои земли, а сам остался ни с чем. Но это не так, от философии отпочковываются дисциплины, и тем сам самым самоопределяется, и очищается сам ее предмет. Поэтому философия – она занимается всеобщим, она занимается бытием. Философия – это метафизика. Это предметы, которые мы может исследовать только с помощью разума. Насколько я своим разумом могу рассуждать о природе и претендовать на истину? Так философия начиналась: не было ни физики, ничего не было, а человек отвечал на вопросы об устройстве мира. У человека всегда есть такая потребность: объяснить»4.

Юрий  Никифорович Солонин - декан факультета философии и политологии СПбГУ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии культуры и культурологи.   

«Вы знаете, понятие философии — оно может быть также без границ, как и человек в представлении вашего журнала. Поэтому в зависимости от того, какие беды и проблемы человека мучают, какие у него цели, установки или даже, если таковых нет и ему нужно помочь их сформировать, вот философия становится той точкой, или кочкой, на которую человек обязательно становится, сознательно или бессознательно. То есть философия - это высшее искусство формирования мышления, созерцания мира, без чего человек не может обойтись. Он воображает, что от природы наделен мышлением и правильным взглядом на мир, в действительности это не так, а это формируется в результате житейского опыта, каких-то обстоятельств случайного рода. А в зависимости от того, в какой сфере он себя реализует, то и тот тип практической философии оказывается ему полезным. Сугубо теоретическая философия дает ученому ориентировку в научной деятельности. Экзистенциальная философия помогает понять основные типы, формы, способы жизни и проблемы, с которыми человек сталкивается. Человек, который ориентируется на проблемы абстрактной духовной жизни, может тяготеть к неким формам мистической философии, и это оказывается тем духовным и интеллектуальным прибежищем, в котором человек себя находит. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.

Информация о работе Как понимает философию современный человек