Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:54, доклад
Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Введение.……..…………………...………………………………………………....3
1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры.................4
2. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры…6
3. Проблема типологии культуры……………………………….……………....8
Заключение………………………...………………....……………………………..11
Литература……………………………………………...…………………………12
Содержание работы:
Введение.……..…………………...…………………
Заключение………………………...………………..
Литература……………………………………………...
Введение. Существую
1.Исторические условия
и этапы становления массовой культуры. Массовой культурой называют
такой вид культурной продукции, которая
каждодневно производится в больших объемах.
Предполагается, что массовую культуру
потребляют все люди, независимо от места
и страны проживания. Это культура повседневной
жизни, представленная самой широкой аудитории
по различным каналам, включая и средства
массовой информации и коммуникации.
И все-таки все выше изложенное
— это предыстория массовой! культуры.
А в собственном смысле массовая культура
проявила себя впервые в США на рубеже
XIX-XX веков. Феномен появления массовой
культуры представляется следующим образом.
Для рубежа XIX-XX веков стала характерной
всеобъемлющая массовизация жизни. Она
затронула все ее сферы: экономику и политику,
управление и общение людей. Активная
роль людских масс в различных социальных
сферах была проанализирована в ряде философских
сочинений XX века. Более глубокий анализ
“массовой культуры” сделал канадский
социолог М. Маклюэн (1911-1980). Он приходит
к выводу о том, что средства массовой
коммуникации порождают и новый тип культуры.
В своих работах “Галактика Гутенберга”
(1962 г.), Маклюэн подчеркивает, что отправной
точкой эпохи “индустриального и типографского
человека” явилось изобретение И. Гутенбергом
в XV веке печатного станка. По словам Маклюэна,
Определяя искусство ведущим элементом
духовной культуры, Маклюэн подчеркивал
эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной
действительности) функцию художественной
культуры.
2.Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия “товар” все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру -это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени” (1962 г.). Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные “версии жизни”, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”, “любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все”.
3.Проблема типологии
культуры. Для решения сложной проблемы
типологии культуры необходимо найти
объективные закономерности развития
этого важного социального феномена. Для
этого используется концепция смены общественно-экономических
формаций. Каждая такая формация порождает
особый тип культуры со своей системой
материальных и духовных ценностей и способов
деятельности для их создания. Общую схему
исторических типов культуры можно представить
следующим образом: первобытная культура,
культура рабовладельческого строя, культура
азиатского деспотического общества,
культура феодального общества, культура
капиталистического общества, социалистическая
культура. Каждая общественно-экономическая
формация, являясь качественно своеобразным
историческим этапом в процессе поступательного
развития общества, создает свой тип культуры,
свою специфическую, т. е. только ей присущую,
совокупность материальных и духовных
ценностей и способов деятельности для
их создания.
Заключение. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл. По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях. Теория общественно-экономических форм позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними. Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Список литературы:
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995. Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990. Ортега и Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.