Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:00, реферат
Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.
Введение. 3
Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность». 5
Понятие свободы и ответственности личности в современном обществе. 9
Человек в информационно-техническом мире. 12
Заключение. 17
Список литературы 20
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: “Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих”.
И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.
Зачастую духовность не только “держит” личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её “расщеплению” или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:
Первый тип – “деятели”. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда – эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.
Второй тип – мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в како-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. “никакой пророк не принимается в своем Отечестве”.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как “трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал “музыку” революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.
Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.
А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.
Действительно, этот тип личности творит чудеса.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.
Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.
Евангельская заповедь: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, находит в их деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот жизненный девиз русского врача – гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.
В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В
современных условиях, в эпоху
развития демократии проблема свободы
личности становится все глобальнее.
Она решается на уровне международных
организаций в виде законодательных
актов о правах и свободах личности,
которые в настоящее время становятся
в основу любой политики и тщательно охраняются.
Не все проблемы свободы
личности решены в России и во всем мире,
так как это одна из самых тяжелых задач.
Личности в обществе на данный момент
исчисляются миллиардами и каждую минуту
на земле сталкиваются их интересы, права
и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность
- это категория этики и права, отражающая
особое социальное и морально-правовое
отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества,
внедрение сознательного начала в социальную
жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному
управлению обществом и историческому
созиданию резко увеличивает меру личной
свободы и одновременно социальной и моральной
ответственности каждого.
В праве гражданская, административная
и уголовная ответственность устанавливается
не формальным путем выяснения состава
преступления, но и с учетом воспитания
правонарушителя, его жизни и деятельности,
степени сознания вины и возможности исправления
в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность
с моральной, то есть осознание индивидом
интересов общества в целом и в конечном
счете понимания законов поступательного
развития истории.
Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.
Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.
Правовое
государство гарантирует
Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.
Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.
Правовое
государство предполагает закрепление
интересов личности на первом месте,
устраняет неравноправие наций,
ставит на одну линию мужчину и женщину,
создает все условия для абсолютного равенства
всех членов общества перед законом независимо
от происхождения, положения в обществе.
Конституция России поставила интересы
личности на первое место. Первоочередная
задача для правоохранительных органов
- охрана личного, государственного и общественного
имущества, установила статус личности,
гарантии прав и свобод. Это подчеркивает
возрастающую роль личности в современных
условиях для ее развития в обществе.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
Однако не все
проблемы свободы личности решены в России
и во всем мире, так как это одна из самых
тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами
и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.
Неразделимы
и такие понятия как свобода и ответственность,
так как свобода не вседозволенность,
за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом
по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики
и права, отражающая особое социальное
и морально-правовое отношение личности
к обществу, человечеству в целом. Построение
современного общества, внедрение сознательного
начала в социальную жизнь, приобщение
народных масс к самостоятельному управлению
обществом и историческому созиданию
резко увеличивает меру личной свободы
и одновременно социальной и моральной
ответственности каждого.
В праве гражданская, административная
и уголовная ответственность устанавливается
не формальным путем выяснения состава
преступления, но и с учетом воспитания
правонарушителя, его жизни и деятельности,
степени сознания вины и возможности исправления
в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность
с моральной, то есть осознание индивидом
интересов общества в целом и в конечном
счете понимания законов поступательного
развития истории.
3.
Человек в информационно-
Техника
развивалась в истории