1)О́бщество — обособившаяся от природы,
но тесно с ней связанная часть материального
мира, включающая в себя способы социального
взаимодействия и формы объединения людей,
способных создавать орудия труда и пользоваться
ими в процессе труда. В широком понимании
слова, это совокупность всех видов социального
взаимодействия людей и форм организации
их совместной жизнедеятельности, которые
сложились исторически.Общество нередко
называется со́циумом, отождествляется
с социальностью и сводится к формам общения
и совместной деятельности отдельных
индивидов, но сами по себе индивиды, находящиеся
в общении и занятые совместной деятельностью,
включая распределение совместно произведенного
продукта, еще не составляют общества,
а остаются все теми же индивидами, включенными
в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности
(например, рыбаки, охотники или ремесленники).[источник?]Общество
— это надындивидуальное объединение
людей, которому присущи социальная дифференциация
и разделение труда. Общество можно характеризовать
по многим признакам: к примеру, по национальному:
французское, русское, немецкое; государственному
и культурному; по территориальному и
временно́му; по способу производства
и т. д.[1]В социологии понятие «общество»
имеет более широкое, универсальное значение,
чем в быту. Чтобы выяснить суть понятия
«общество», следует различать три разных
понятия – «страна», «государство», «общество».Страна – часть
света или территория, которая имеет определенные
границы и пользуется государственным
суверенитетом. [1, с. 59]Государство –
политическая организация данной страны,
включающая определенный тип режима власти
(монархия, республика), органы и структуру
правления (правительство, парламент).
[1, с. 59]Общество – социальная
организация данной страны, основой которой
является социальная структура. [1, с. 59]В
самой социологии имеются различные трактовки
понятия «общество», но во всех этих определениях
в той или иной степени отражено восприятие
общества как целостной системы элементов,
находящихся в тесной взаимосвязи. Такой
подход к обществу называется системным.
Наиболее емко и образно выразил системное
понимание общества Т. Парсонс. По его
мнению, общество – это такой тип социальной
системы, который обладает наивысшей степенью
самодостаточности относительно своей
среды. Самодостаточность же, в свою очередь,
означает стабильность отношений взаимообмена
с окружающими системами и способность
контролировать этот взаимообмен в интересах
своего функционирования.Основная задача
системного подхода в исследовании общества
– объединение различных знаний по поводу
общества в целостную систему, которая
могла бы стать теорией общества. С точки
зрения системного подхода социальная система – целостное
образование, формируемое состояниями
и процессами социального взаимодействия
между действующими субъектами. Под социальным действием (взаимодействием)
в социологии понимается осознанное действие
человека, обычно вызываемое его потребностями,
находящееся в связи с действиями других
людей, сориентированное и (или) воздействующее
на их поведение и, в свою очередь, испытывающее
влияние поведения других. Основными
элементами социальной системы являются
люди, социальные общности и институты,
находящиеся в определенной (социальной)
связи, взаимодействии и отношениях. [1,
с. 60]Существенными чертами любой системы,
в том числе социальной, являются целостность
и взаимосвязанность (интеграция) всех
элементов ее структуры. Основу социальных
систем обычно составляют типы социальных связей (СС), под
которыми мы понимаем социальное действие,
выражающее зависимость людей и их групп.
Социальные связи включают в себя следующие
основные элементы: субъекты СС; предмет
СС; содержание СС; механизм СС и его сознательное
регулирование. С развитием общества социальные
связи усложняются.Основные формы социальных
связей – социальный контакт, т. е. неглубокая,
поверхностная связь единичного характера;
социальное взаимодействие; социальное
отношение. Социальные связи и взаимодействия
составляют основу образования социальных
групп, общностей, социальных институтов
и социальных организаций, социальных
ценностей и норм, социального контроля
и др. В том случае, когда при классификации
социальных систем за основу берутся социальные
связи, выделяются социальные группы (социальные
отношения), социальные институты (институциональные
связи). Рассмотрим понятия «социальные
институты», «социальная группа» и «социальная
общность» ниже.2)СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
- понятие, широко используемое в социологии,
антропологии и культурологии, обозначающее
совокупность устойчивых элементов социальной
системы (институтов, ролей, статусов),
относительно независимых от незначит.
колебаний в отношениях между системой
и средой и обеспечивающих преемственность
и устойчивость моделей поведения и социальных
отношений во времени. Это понятие имеет
богатую предисторию, связанную с представлениями
об об-ве как организованной, структурированной,
неоднородной системе, но было введено
в категориальный аппарат социальных
наук в 19 в., гл. обр. благодаря социол. теории
Спенсера, к-рый поставил изучение С. с.
в центр социол. исследования об-в. Дюркгейм
развил морфологич. концепцию С.с. (Социальная
морфология) и рассматривал структурно-морфологич.
изменения как источник развития об-в.
После Второй мир. войны понятие С.с. приобрело
большую популярность в социологии в связи
с развитием структурного функционализма
(Р. Мертон, Парсонс и др.). Общепринятого
определения этого понятия нет; в рамках
разл. школ социологии и антропологии
были сформулированы разл. концепции С.с.
Радклифф- Браун, продолжая традицию морфологич.
подхода к изучению С.с., идущую от Дюркгейма,
развил принципы изучения структуры примитивных
об-в и проделал большую работу по типологизации
разл. социальных структур в своих исследованиях
родства и брака. В концепции Радклифф-Брауна
изучение структуры неразрывно связано
с изучением функций элементов системы;
С.с. должны изучаться с т. зр. их формальных,
доступных наблюдению устойчивых характеристик.
С.с. могут быть изучены с т. зр. того или
иного формального аспекта (полит, структуры,
структуры родства и т.д.). С.с. Радклифф-Браун
определял как “аранжировку индивидов”
в об-ве, т.е. как систему статусных позиций,
занимая к-рые индивид попадает в опр.
типы отношений с др. людьми. Статич. и
внеистор. понимание С.с. вызвало критику
и породило попытки внесения в функциональный
подход элементов динамич. анализа (Р.
Фёрт, А. Ричарде, Линтон, Лич и др.). Фёрт
разграничил понятия “С.с.” и “социальная
организация”, понимая под последней
динамич. аспект социальных отношений,
выражающий отклонения действительного
поведения от формальных правил, вытекающих
из изучения требований статич. С.с. Амер.
этнолог Мёрдок аналогичным образом рассматривал
понятие С.с. как статичное и пригодное
гл. обр. для иллюстративных целей, в то
же время считая необходимым перенести
акцент исследования со структурных аспектов
социальной системы на процессуальные.
Иное понимание С.с. сложилось во франц.
структурной антропологии. Леви-Стросс
подверг критике концепции англ. структуралистов
и функционалистов и отверг возможность
эмпирич. вычленения С.с. из наблюдаемого
поведения. Эмпирич. С.с. понимаются им
как манифестации лежащих в их основе
общих структурных моделей, относящихся
к сфере коллективного бессознательного.
Эти структурные модели не могут быть
познаны путем индуктивных обобщений,
они могут быть получены лишь путем математич.
моделирования и последующего соотнесения
этих моделей с реально существующими
об-вами.Социальная структура – это устойчивая
связь элементов в социальной системе.Основными
элементами социальной структуры общества
являются индивиды, занимающие определенные
позиции (статусы) и выполняющие определенные
социальные функции (роли), объединения
этих индивидов на основе их статусных
признаков в группы, социально-территориальные,
этнические и иные общности. Социальная
структура выражает объективное деление
общества на общности, классы, слои, группы
и т.д., указывая на различное положение
людей по отношению друг к другу по многочисленным
критериям. В зависимости от того, какой
элемент выделяется в качестве главного,
структура общества может быть представлена
как групповая, классовая, общностная
и т.д. система. Таким образом, социальная
структура – это строение общества в целом,
система связей между его основными элементами.3)Социально-демографическая
ситуация в Украине, которая в период
после проведения Международной конференции
по народонаселению и развитию (МКНР, 5–13
сентября 1994 г.) стремительно обострялась,
и через полтора десятилетия остается
весьма сложной и неоднозначной. Это подчеркнула
10 июля на пресс-конференции директор
Института демографии и социальных исследований
НАНУ Элла Либанова.По ее словам, пики
кризисных проявлений в воссоздании населения
и социальных процессах пришлись преимущественно
на середину — конец 1990-х годов, а в текущем
десятилетии на фоне экономического роста
2000–2008 гг. был достигнут излом определенных
негативных тенденций (по уровню жизни
населения, брачно-семейным процессам
и рождаемости, некоторым демографическим
последствиям асоциальных явлений и т.д.).Директор
Института демографии и социальных исследований
НАНУ обратила внимание на то, что за последнее
десятилетие обществом были достигнуты
определенные успехи в преодолении бедности
населения, улучшении положения на рынке
труда, стабилизации брачно-семейной ситуации
и улучшении условий детородной деятельности
населения, в сокращении миграционных
потерь. Наблюдался определенный прогресс
и в сокращении смертности младенцев и
детей, улучшении состояния репродуктивного
здоровья населения, достижении гендерного
паритета в обществе, в улучшении положения
людей преклонного возраста. «Вместе с
тем за этот период в Украине не достигли
ощутимых положительных изменений в динамике
преодоления бедности сельского населения,
в зоне высокого риска бедности продолжали
оставаться семьи с детьми, сохранился
феномен «бедности работающих», значительными
оставались масштабы малообеспеченности
и низкодоходности, усилилось расслоение
населения по уровню материальной обеспеченности,
очень медленно сокращается разрыв в доходах
мужчин и женщин… То есть траектория изменений
за это пятнадцатилетие напоминала колебание
маятника без весомых прогрессивных сдвигов,
— отметила Элла Либанова. — Это касается
в первую очередь таких проблем, как распространение
социально опасных заболеваний в Украине
(ВИЧ/СПИД, туберкулез), высокая преждевременная
смертность (в первую очередь мужчин) и
мужская сверхсмертность в целом, «архаическая»
структура причин смерти с высокой долей
экзогенной составляющей».Среди недостатков
формирования и реализации социально-демографической
политики директор Института демографии
и социальных исследований НАНУ, в частности,
назвала отсутствие правильно избранных
приоритетов при финансировании и реализации
целевых комплексных программ (в том числе
отсутствие в ряде случаев отдельного
целевого финансирования на их осуществление),
декларативный характер ряда социальных
программ, непоследовательность в их реализации;
недостаточность комплексности и координации
действий при решении социально-демографических
проблем.