Человек в системе социальных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:00, реферат

Краткое описание

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Оглавление

Введение. 3

Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность». 5
Понятие свободы и ответственности личности в современном обществе. 9
Человек в информационно-техническом мире. 12
Заключение. 17

Список литературы 20

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

        Таким образом, научные и информационно-технические  нововведения, успешные или неудачные, реально достижимые или только воображаемые, выступают как фактор, подрывающий устоявшийся уровень культурной жизни и общественного сознания. Это происходит по следующим причинам:

  • научно-технический прогресс бросает вызов власти, силе, значимости и даже самому существованию традиционных религиозных и эстетических переживаний во всех их формах;
  • он укрепляет в сознании людей символический фетиш науки и техники, или, иначе говоря, превращает науку в антинауку, рациональное в иррациональное;
  • он преобразует житейские отношения между людьми, изменяя социальные отношения производства, потребления и коммуникации;
  • он преображает социальные представления о том, что является удовольствием в исполнении желаний, ослабляя при этом действие культурных традиций, лишая индивида опоры на них, отдавая его во власть иррациональных и бесцеремонных, цепких манипуляций;
  • техника элитарного социального планирования отчуждается от человека, воспринимается им как разрозненный хаос сиюминутных, односторонних решений, не имеющих связи с реальными жизненными устремлениями людей, превращающих их в безликую массу;
  • всеобщим характер глобальных проблем в сочетании с безудержным техническим оптимизмом вступает в конфликт с жизненным опытом конкретного человека.

    Итак, связанная с наукой, техникой и  информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи, не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.

    Заключение

      Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер , свои принципы и т.д.

        Проанализировав современное состояние вопроса свободы и ответственности, необходимо отметить, что различие между свободами человека и гражданина состоит прежде всего в том, что любой гражданин — это человек, но не каждый человек — гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. С свободами человека связаны такие слова, как "любой", "каждый человек", "никто", "все лица", а с свободами гражданина — "гражданин", "граждане данного государства", "правовой статус человека". Свобода гражданина существуют "здесь" и "сейчас", то есть на определенном этапе исторического развития данной страны. В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих верноподданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами. 
    Свобода же человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был, где бы ни находился. Свобода человека — это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. В рамках определенного государства и правовой системы свобода гражданина выступают как субъективные юридические права. Они представляют собой вид и меру возможного поведения, предоставленную законом гражданину страны в целях удовлетворения его интересов. 
    Различия между свободами человека и гражданина выражаются и в том, что основная роль прав человека — обеспечение большей свободы и формирование самобытной личности. Главное же значение прав гражданина состоит в унификации, гарантировании правового равенства различных по своим индивидуальным особенностям людей. 
    Признание различий между свободами человека и гражданина имеет важное теоретическое и практическое значение. Их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Это ярко проявилось во время Великой французской революции, Октябрьской революции в России и в последующий период, а также в условиях многочисленных современных этнических и религиозных конфликтов и т.д.

        При выяснении смысла техники в философии  оказалось, что технику воспринимали по-разному в различные времена истории. Рассмотрены наиболее существенные и интересные интерпретации техники и подходы к ее пониманию. Большинство ученых и мыслителей, которые вели исследование этой проблемы, соглашаются, что

  • техника отражает в себе человека, поэтому она такая же противоречивая, как и человек;
  • человек не должен возвышать технику, давать ей возможность уничтожить себя;
  • ключ к решению проблемы человека в информационно-техническом мире нужно искать только в гармонии техники и человека.

         
    Проведенное исследование проблем  информационно-технического мира и его угроз для человека выявило следующие тенденции:

  • многие информационно-технические достижения не могут трактоваться исключительно с положительной стороны, они при детальном рассмотрении имеют отрицательные стороны, которые в совокупности способны разрушить человека;
  • часто положительные достижения информационно-технического развития носят локальный характер, и при этом их отрицательные стороны – глобальный или вообще скрытый, что способно привести к катастрофическим для человека последствиям в будущем.
  • в мире происходит определенный количественный рост технического развития, который, достигая критической точки, переходит в качество, и тогда техника вступает в некоторую новую фазу, важно, чтобы эта фаза не была губительной для человека, для этого необходимо уже сейчас обращать особое внимание и поддавать критике любые научные и информационно-технические предложения;
  • ученые и инженеры в любой отрасли науки обязаны следить за своей деятельностью, чтобы она не принесла человечеству беды ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем, а, следовательно, они несут ответственность за свою деятельность;
  • в информационно-техническом мире техническая элита (ученые и инженеры) получает своеобразную власть, потому что обладает специализированным знанием, а значит, ответственность этой элиты за судьбу человечества возрастает еще больше;
  • выявилось существование определенного барьера между естествоиспытателями, представителями технических наук и учеными-гуманитариями, который является результатом узкой специализации технических наук и помехой инженерам в понимании и осмыслении роли техники в жизни человечества; преодолением этого барьера могут быть междисциплинарные исследования и гуманизация инженерного образования.
  • одним из способов снижения чрезмерно пагубного влияния результатов достижений научного и информационно-технического прогресса служат «Кодексы инженерных сообществ», которые представляют собой совокупность норм поведения ученого или инженера, прежде всего, в интересах человечества.

         
          Для преодоления негативных тенденций информационно-технического мира необходимо всесторонне исследовать феномен техники и специфику информационных достижений, увеличить гуманитарную составляющую в узкотехническом образовании при подготовке инженеров. А самое главное – независимо от профессиональной деятельности быть человеком моральным и дорожить общечеловеческими ценностями.
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Список литературы: 

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. – М.: ЛОГОС, 2000. – 344 с.
  2. Философия. Начально-методический учебник для студентов технических вузов. Под ред. Л.О.Алексевой, Р.О.Додонова, Д.Є.Музи, Т.Б.Нечипоренко, В.Г.Попова. – Донецк: ДонНТУ, 2004. – 180 с.
  3. Барсуков В.Л., Яншин А.Л. В.И. Вернадский – великий ученый и мыслитель//Вестник АН СССР. 1988. № 6. c. 56-59.
  4. Кутырев В.А. Естественная и искусственная борьба миров. – Н.Новгород.: Издательство “Н. Новгород”, 1994. – 200 с.
  5. Белинская Е. П. Человек в информационном мире http://www.psyvlad.ru/wp/?3.1.1.1.1.2.2004_03_22_05_42
  6. Белл Д. Социальные рамки информационного общества //Новая технократическая волна на Западе./Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988.
  7. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002. – 623 с.
  8. Философия: учебник для высших учебных заведений. / Авт. колл.: Ватин И.В., Давыдович В. Е., Драч Г.В. и др. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 576 с.

Информация о работе Человек в системе социальных связей