Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:28, реферат
В содержании философия стремится к рациональному объяснению тотальной реальности. Её интересы далеки от поздних интересов науки, которая объясняет лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращённым к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.
Введение 3 стр.
1.Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 4 стр.
2.Пифагор и его школа 4 стр.
3.Гераклит Эфесский 5 стр.
4.Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон 6 стр.
5.Эмпедокл 8 стр.
6.Анаксагор 10 стр.
7.Атомизм Левкиппа — Демокрита 11 стр.
8.Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 13 стр.
9.Сократ 14 стр.
10.Платон 14 стр.
11.Аристотель 16 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы
В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это — гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего.
8. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483—375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации.
Наиболее полно суть воззрений
софистов выразил Протагор. Ему принадлежит
знаменитое положение: «Человек есть мера
всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что
они не существуют». Он говорил об
относительности всякого
У Горгия она имеет скорее
характер отрицательный, только как
средство доказательства или опровержения,
и притом лишена систематичности.
Так, Горгий, выводя из общих понятий
их конкретные определения и указывая
на противоречия этих определений, приходит
к доказательству несостоятельности
самого общего понятия. ;В своем труде
«О природе» Горгий доказывает три
положения: что иичего не существует,
а если что-нибудь и существует, то
оно непознаваемо, а если существует
и познаваемо, то оно невыразимо
и неизъяснимо. В результате он пришел
к выводу, что ни о чем нельзя
сказать достоверно. Мы считали, к
примеру, человека хорошим, но когда
мы говорим о нем, то он, возможно,
уже сделал нечто плохое или даже
очень плохое: ведь все быстро меняется!
Если тебя спрашивают о чем-либо,
вернее будет молчать и лишь указывать
пальцем на то, о чем спрашивают:
тут не ошибешься. Продик проявлял исключительный
интерес к языку, к назывной (номинативной)
функции слов, проблемам семантики
и синонимии, т.е. идентификации
совпадающих по смыслу слов, правильному
употреблению слов. Он составлял этимологические
гроздья родственных по значению слов,
а также анализировал проблему омонимии,
т.е. различения смысла графически совпадающих
словесных конструкций с
Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова, именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности.
Софисты считали словесность
чрезвычайно важным объектом осмысления,
и слово явилось
9. Сократ
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469—399 до н.э.).
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров, в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами.
Грань между присущими
человеку духовными
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.
В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).
10. Платон
Платон (427—347 до н.э.) Платон
говорит: «Мир — это не просто телесный
космос, а не отдельные предметы
и явления: в нем общее совмещено
с единичным, а космическое —
с человеческим». Космос — это
своего рода художественное произведение.
Он прекрасен, он — цельность единичностей.
Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный
различных потенций, а управляется
он силами, образующими общие
Идея — центральная
категория в философии Платона.
Идея вещи есть нечто идеальное. Так,
к примеру, воду мы пьем, но не можем
же мы пить идею воды или есть идею хлеба,
расплачиваясь в магазинах
В платоновских идеях обобщена
вся космическая жизнь- они обладают
регулятивной энергичностью и управляют
Вселенной. Им свойственна регулятивная
и формообразующая сила; они —
вечные образцы, парадигмы (от греч.
paradigma — образец), по которым из бесформенной
и текучей материи организуется
все множество реальных вещей. Платон
трактовал идеи как некие божественные
сущности. Они мыслились как целевые
причины, заряженные энергией устремления,
при этом между ними существуют
отношения координации и
Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в Прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна,- внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая»[10]. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины « закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» — Искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит — спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика — это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.
Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.
Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются результатом особых умственных операций, «самодеятельнос ти нашей разумной души» они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, Пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.
Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир, Затем категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти виновных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие. Здесь вместе и категории бытия (сущее, движение), и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.
11. Аристотель
Аристотеля (384—322 до н.э) - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Исходя из признания объективного
существования материи, Аристотель
считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой
Материя не может возникнуть из ничего,
не может также увеличиться или
уменьшиться в своем
Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и формы, выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней — от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее — от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку,обществу. У Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний.