Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

В содержании философия стремится к рациональному объяснению тотальной реальности. Её интересы далеки от поздних интересов науки, которая объясняет лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращённым к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Оглавление

Введение 3 стр.
1.Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 4 стр.
2.Пифагор и его школа 4 стр.
3.Гераклит Эфесский 5 стр.
4.Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон 6 стр.
5.Эмпедокл 8 стр.
6.Анаксагор 10 стр.
7.Атомизм Левкиппа — Демокрита 11 стр.
8.Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 13 стр.
9.Сократ 14 стр.
10.Платон 14 стр.
11.Аристотель 16 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.93 Кб (Скачать)

 

Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной была «сущность», или «субстанция», а осталь­ные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категори­альной  системы, Аристотель затем признал  основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

 

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине. А это так называемое космоло­гическое доказательство бытия  божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным  или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех при­чин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить  абсолютного начала всякого движения. Этим началом является бо­жество  как общемировая сверхчувственная субстанция.. Аристо­тель обосновал  бытие божества усмотрением принципа благо­устройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего  и наиболее совершенного познания, так как все знание на­правлено  на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.

 

Опускаясь в своих философских  размышлениях из бездны Космоса к  миру одушевленных существ, Аристотель счи­тал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдае­мого поведения. Душа — энтелехия[11] тела. Поэтому  правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, не телесна. То, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, — это душа, так  что она есть некий смысл и  форма, а не материя, не субстрат: «Именно  душа придает смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность  и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума. Душа раз­личает и познает сущее, но она «немало  времени проводит в ошиб­ках» . «Добиться  о душе чего-нибудь достоверного во всех отноше­ниях безусловно труднее  всего»[12]. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бес­смертна.

 

У Аристотеля познание имеет  своим предметом бытие. Основание  опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предме­тов без их материи. Разум  же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, по­стигающие сущность вещи.

 

 

Заключение

 

Совокупную проблематику античной философии можно тематически  определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность  реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как  возник космос?"; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование  интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает  проблематику генезиса и природы  познания, при этом, метод рационального  поиска понимается как выражение  правил адекватного мышления.

 

Необходимо отметить, что  в русле античной способности  воспринимать этот мир философски теоретическая  философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления  философского познания. По крайней  мере, доктрина философии как жизни  в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это  уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании.


Информация о работе Античная философия