Сравнительный анализ понятий "архив" и "архивный фонд"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации»;

4. Обозначить тенденции развития тематики «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации».

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЙ СОСТАВ АРХИВНОГО ФОНДА.doc

— 291.00 Кб (Скачать)
    1.  
      ^ Составление учетных документов в архиве. Обеспечение сохранности документов архива

 
 
Внутренние учетные документы. Эти документы служат основой для всех сводных форм: если первичные формы составлены небрежно, неточны или просто утеряны за какой-то период, то никакой сводной статистики получить не удастся.  
 
Основной «костяк» внутренних учетных документов в государственных архивах и архивах учреждений совпадает.  
 
К ним относятся: книга поступлений, список фондов, лист фонда, архивная опись, дело фонда. Кроме того, при необходимости и в зависимости от состава документов могут также вестись отдельные описи страхового фонда, реестры описей, карточки и книги учета движения фондов, книги учета документов, передаваемых в другие архивы, книги учета фондов и дел, выделенных к уничтожению, паспорта фондов и др. Полистный учет документов осуществляется на основе внутренних описей и листа-заверителя дела.  
 
Назначение названных выше учетных форм практически идентично в разных хранилищах, но в их ведении наблюдается специфика в зависимости от вида архива. Например, в ведомственном архиве имеется книга учета поступления и выбытия, поскольку в этом фонде хранятся документы временного и постоянного хранения, а также документы по личному составу. В государственный же архив поступают только документы постоянного хранения, поэтому в нем ведется книга учета поступлений.  
 
Попробуем разобраться в этом многообразии учетных документов.  
 
^ Книга поступлений предназначена для первичного учета поступающих в архив документов. С ее помощью можно узнать откуда, когда, в каком состоянии и в каком количестве получены документы для архива. Можно установить поступления в архив фондов и дел за любой период времени. Книга поступлений помогает правильно раскрыть динамику роста архивных фондов за определенный отрезок времени.  
 
В книгу поступлений в хронологической последовательности заносятся все поступления независимо от того, является поступление первичным или вторичным. При ведении книги необходимо обратить внимание на следующие моменты: сдатчик-фондодержатель может не совпадать с фондообразователем, в таком случае следует указать их обоих.  
 
Необходимо охарактеризовать состав и состояние документов, а также годы.  
 
Если поступила россыпь, то необходимо ее взвесить.  
 
Состав документов указывается на основании сдаточной описи, а если ее нет, то на основании хотя бы приблизительного знакомства с документами поступления.  
 
^ Список фондов представляет собой перечень наименований архивных фондов в порядке их номеров, которые они получают по мере поступления.  
 
Указывается официально принятое название учреждения-фондообразователя и официально принятое сокращенное название.  
 
Если название фондообразователя менялось, то указывается его последнее наименование. Главная цель списка фондов – закрепить за каждым фондом свой уникальный номер. Номер присваивается фонду один раз, как имя человеку, но в отличие от человеческого его нельзя изменить.  
 
При выбытии фонда из архива «освободившийся» номер не может быть присвоен другому фонду, так как прежний номер мог войти в научный оборот.  
 
^ Лист фонда включает сведения о названии со всеми его переименованиями и номере архивного фонда, количестве, хронологических границах и составе документов фонда и наличии описей.  
 
Лист фонда раскрывает и динамику изменений состава и состояния фонда. Это осуществляется на основе записей о поступлении и выбытии документов.  
 
Лист фонда состоит из трех основных разделов:

    1.  
      сведения о переименованиях фондообразователя;
    2.  
      сведения о местонахождении фонда и его номере;
    3.  
      сведения о движении (поступлении и выбытии) документов фонда.

 
Сведения о движении документов приводятся отдельно для описанных  и неописанных документов (россыпи).  
 
При учете россыпи может быть указано количество дел, документов или листов; при учете описанных материалов – только количество единиц хранения.  
 
По листу фонда присваивается номер каждой описи. Если материалы какой-либо описи выбывают из архива, то ее номер не присваивается другой описи.  
 
^ Архивная опись является учетным справочником, на основе которого ведется поединичный и суммарный учет (путем сложения данных итоговых записей всех описей фонда).  
 
^ Дело фонда – комплекс документов, отражающих историю архивного фонда.  
 
В дело фонда включается историческая справка о фондообразователе; схема систематизации дел фонда; рабочая инструкция по обработке фонда; акты о приеме документов; акты о выделении документов к уничтожению; акты проверки наличия и состояния документов; акты о неисправимом повреждении документов; копии характеристик фонда, составленные для путеводителя; справка об использовании материалов фонда и др.  
 
Таким образом, из дела фонда можно получить следующие сведения:

  •  
    о дате создания учреждения;
  •  
    подчиненности;
  •  
    функциях;
  •  
    реорганизации;
  •  
    условиях хранения материалов;
  •  
    видах научно-технической обработки материалов.

 
Каждому делу фонда присваивается  номер фонда и его название. Дела фондов хранятся в порядке их номеров.  
 
Документы о поступлении и выбытии материалов фонда, о переименовании фондообразователя и об изменении в научно-справочном аппарате фонда включаются в дело только после фиксации этих изменений в списке фондов, в описях, реестре описей.  
 
Все документы, находящиеся в деле фонда, должны быть подшиты и пронумерованы; на них составляется внутренняя опись.  
 
^ Документы централизованного государственного учета. Документы централизованного государственного учета составляются на основе суммирования данных, извлеченных из документов внутреннего учета.  
 
Основным документом централизованного учета в государственном архиве и архиве учреждения является паспорт архива организации, который составляется архивами учреждений в зависимости от состава документов (на управленческую, КФД и НТД). В него включаются данные об условиях хранения документов, количестве единиц хранения и обеспеченности кадрами ведомственного архива на 01 декабря каждого года.  
 
Архивы – это уникальные хранилища сведений о прошлом нашей страны и наших предков. Как часто всего один сохранившийся документ может поменять наше представление и знание о чем-либо или ком-либо. Это только в романах «рукописи не горят», в жизни все прозаичнее и трагичнее – горят и гибнут и в наши дни. Нет ничего страшнее, чем потерять память, забыть свои корни – это в равной мере страшно и для отдельного человека и для целых народов. Вот почему призыв, прозвучавший в начале 1920-х годов: «Сохраняйте архивы!» – столь же актуален и сегодня.  
 
Специалистам, решившим связать свою профессиональную деятельность с архивоведением, необходимо знать основы обеспечения сохранности документов. Система мер по обеспечению их сохранности включает в себя следующие мероприятия: комплекс мер по организации хранения, предусматривающий создание материально-технической базы хранения документов (здания и помещения хранилищ, средства охраны и безопасности хранения, средства климатического контроля, средства копирования и восстановления поврежденных материалов и др.), а также комплекс мер по созданию и соблюдению режима хранения документов (температурно-влажностный, световой, санитарно-гигиенический, охранный).  
 
Остановимся более подробно на требованиях, предъявляемых к зданиям и помещениям, режиму хранения, размещению, проверке наличия и состояния дел.  
 
^ Здания и помещения для архивов. В соответствии с современными нормативными документами к зданиям и помещениям для архивов предъявляются следующие требования: архив должен размещаться в специально построенном или приспособленном для хранения документов здании или помещении. Абсолютно не допускается прием в эксплуатацию ветхих, сырых, не отапливаемых, без вентиляции помещений.  
 
Под архив должно быть предоставлено несколько помещений так называемого основного назначения: хранилище документов; помещения для приема, временного размещения, акклиматизации документов; помещение для использования документов; рабочие комнаты сотрудников архива. Они должны быть безопасны в пожарном отношении, гарантированны от затопления и иметь запасной выход. В них не должно быть газовых и водонесущих труб; электропроводка должна быть скрытой, а рубильники – располагаться вне помещений хранилищ.  
 
Режим хранения. Для сохранности документов очень важную роль играет правильное освещение хранилищ, поэтому для светового режима существуют особые требования. Так, постоянное хранение документов должно осуществляться в темноте. Освещение хранилищ и документов солнечным светом не допускается. Естественное освещение должно быть рассеянно специальными светорассеивателями. Чтобы защитить документы, их хранят в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа и т.п.  
 
Для искусственного освещения применяют лампы накаливания в закрытых плафонах. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра.  
 
В помещениях хранилищ должен поддерживаться оптимальный для документов температурно-влажностный режим, учитывающий их специфику. Так, для бумажных документов температура должна равняться 17-19°С, а относительная влажность воздуха составлять 50-55%; для черно-белых пленочных материалов – температура 15°С, а влажность 40-55%; для документов на магнитных лентах и дисковых носителях – температура 15-20°С, влажность воздуха 50-65%.  
 
В помещениях не должно быть резкого колебания температуры и влажности, так как это разрушает носитель информации (бумагу, пленку и т.д.). Температурно-влажностный режим в хранилищах необходимо регулярно измерять, а параметры записывать в регистрационном журнале. Измерения проводятся при помощи специальных контрольно-измерительных приборов: термометров, психрометров, гигрометров, которые размещают в главном проходе, вдали от отопительных и вентиляционных систем.  
 
Для поддержания санитарно-гигиенического режима, исключающего появление плесени, пыли и, особенно насекомых и грызунов, в помещениях систематически должна проводиться влажная уборка и, не реже одного раза в год, обработка растворами антисептиков.  
 
Кроме того, два раза в год документы выборочно подвергаются обследованию для обнаружения насекомых и плесневых грибков.  
 
При проведении уборок и санитарных обработок антисептиками растворы не должны попадать на документы.  
 
Строго должен соблюдаться охранный режим архива. Хранилище в рабочее время должно быть закрыто на ключ, право доступа к нему должно быть ограничено и т.д. Обязательно должны быть технические средства защиты (решетки на окнах, сигнализация и т.д.).  
 
^ Размещение документов в хранилище. Хранилища оборудуются стационарными металлическими стеллажами, в качестве дополнительных средств хранения могут использоваться сейфы, металлические шкафы и др.  
 
Расстояние между рядами стеллажей должно составлять в главном проходе – 120 см, проход между стеллажами – 75 см, такое же расстояние должно быть между наружной стеной здания и стеллажами, параллельными стене. Расстояние между полом и нижней полкой стеллажа – не менее 15 см, а в цокольных этажах – 30 см.  
 
Документы в зависимости от вида размещаются в соответствующих первичных защитных средствах: коробках, специальных футлярах, пакетах и т.д.  
 
Все помещения архива, а также стеллажи и полки нумеруются сверху вниз и слева направо. В целях закрепления места хранения документов в хранилищах используются топографические указатели.  
 
^ Проверка наличия и состояния документов. В ходе проверки устанавливается фактическое наличие документа, находящегося на хранении в архиве; выявляются и устраняются недостатки в учете документов; выявляются документы, требующие реставрации, консервации, профилактической и технической обработки. Проверка наличия и состояния документов должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Кроме того, в архивах проводятся единовременные проверки наличия и состояния документов, если производились перемещения дел в другое помещение; после чрезвычайных происшествий; при смене заведующего архива или лица, ответственного за архив; при ликвидации или реорганизации архива.  
 
По окончании проверки наличия и состояния дел в конце каждой описи после заверительной надписи делается запись «проверено», проставляется дата проверки и подпись проводивших проверку работников с указанием их должностей.  
 
Если проверкой обнаружена недостача дел, то организуется их розыск.  
 
На пропавшие дела, а также дела, не подлежащие восстановлению, составляются соответствующие акты, к которым также составляется справка о проведении розыска.  
 
Проверка наличия и состояния документов считается завершенной после внесения изменений в учетные документы проверяемого фонда.  
 
^ Создание страхового фонда архивных документов. На особо ценные и уникальные документы организации создаются страховые копии, которые в совокупности составляют страховой фонд, создаваемый на случай утраты или повреждения подлинных документов.  
 
^ Страховой фонд архивных документов – это совокупность особо ценных и уникальных документов, хранимых на микрофильмах в специально защищенных объектах (на случай утраты или повреждения оригинала).  
 
Страховой фонд архивных документов входит составной частью в Единый страховой фонд Российской Федерации (ЕСФ РФ).  
 
Кратко остановимся на истории возникновения страхового фонда. В конце 1950-х годов во время ядерного противостояния было постановление Правительства СССР по Министерству обороны о создании страхового фонда документов оборонного значения.  
 
К 1991 году в основном было закончено создание объектов хранения и специальных лабораторий по микрофильмированию (их было даже слишком много создано). В 1994-1995 годах ряд министерств и ведомств (экономики, государственного имущества) попытались вывести эту работу из-под контроля государства, пошли даже на рассекречивание ряда данных.  
 
В 1995 году вышло постановление о Едином российском страховом фонде. В соответствии с ЕСФ РФ предлагается четкое разграничение архивных документов по следующим уровням и категориям:

  1.  
    уровни:
    •  
      федеральный (на основе мобилизационного плана);
    •  
      региональный (территориальный),
  2.  
    категории документов на каждом уровне:
    •  
      включенные в мобилизационный план;
    •  
      для проведения аварийно-спасательных работ;
    •  
      национального культурного наследия страны.

 
Курируют эту работу следующие  организации: Министерство экономического развития, МЧС и Минобороны, Министерство культуры, Росархив и РАН.  
 
Основным носителем ЕСФ РФ является 35-миллиметровая пленка (рулонный микрофильм). Микрофильм, как правило, использует МЧС. Можно использовать и лазерные диски с 50-летним сроком хранения (срок хранения самого диска) или 16- и 70миллиметровую пленку, хотя использование последней в силу ряда причин не совсем эффективно.  
 
В РФ достаточно объектов для хранения страхового фонда, заполнены они примерно на 50-60% и расположены в основном за Уралом. К сожалению, многие лаборатории самоликвидировались, однако возможность действующих составляет 140-200 тыс. кадров в год.  
 
Особо активно участвуют в создании территориальных страховых фондов такие регионы, как Москва, Кемерово, Тула, Курск и ряд других.  
 
В архиве организации, где документы интенсивно используются в различных целях, рекомендуется создавать фонд пользования, который может быть создан путем микрофильмирования, ксерокопирования, с применением электронных носителей, обеспечивающих идентичность копии и подлинника документа. 
З аключение 
Б иблиографический список литературы

  1.  
    ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998.
  2.  
    Федеральный закон РФ № ФЗ-125 от 01 октября 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета, 2006.
  3.  
    Автократов, В.Н. Некоторые аспекты исследования объекта и предмета архивоведения / В.Н. Автократов. – М.: Тр. ВНИИДАД, 1996.
  4.  
    Автократов, В.Н. Структура современного архивоведения как научной дисциплины / В.Н. Автократов // Архивы СССР периода развитого социалистического общества: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1999.
  5.  
    Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития // Делопроизводство. – 2003. – № 2.
  6.  
    Алексеева, Е.В. Архивоведение: Учебник / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова. – М., 2005.
  7.  
    Артизов, А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы – 1996. – № 4.
  8.  
    Банасюкевич, В.Д., Грум-Гржимайло Ю.В., Чернин Э.В. На пути к созданию автоматизированной информационной службы // Отечественные архивы. – 1999. – № 2.
  9.  
    Булюлина, Е.В. Архивоведение: Учебно-методическое пособие / Е.В. Булюлина. – Волгоград, 2001.
  10.  
    Вовкотруб, О.В. Архивоведение: Учебное пособие / О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионова. – Пенза, 2005.
  11.  
    Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М., 1993.
  12.  
    Илизаров, Б.С. Актуальные теоретические и методологические проблемы советского архивоведения / Б.С. Илизаров. – М., 1994.
  13.  
    Илизаров, Б.С. Архив как элемент социальной памяти / Б.С. Илизаров // Актуальные проблемы советского архивоведения. – М., 1990.
  14.  
    Илизаров, Б.С. О социальных функциях архивов / Б.С. Илизаров // Актуальные вопросы совершенствования архивного дела в условиях развитого социалистического общества: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1995.
  15.  
    Козлов, В.П. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. – 1994. – № 1.
  16.  
    Крайская, З.В. Архивоведение: Учебное пособие / З.В. Крайская, Э.В. Челлини. – М., 1996.
  17.  
    Медушевская, О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего / О.М. Медушевская // Отечественные архивы. – М., 1996.
  18.  
    Рудельсон, К.И. О перспективных направлениях архивоведения / К.И. Рудельсон, Н.М. Шепукова, Б.С. Илизаров // Советские архивы. – М., 1998.
  19.  
    Шабанова, Т.Е. Укреплена правовая база государственного учета Архивного фонда России // Отечественные архивы. – 1997. – № 5.
  20.  
    Шмидт, С.О. Историческая наука и архивы / С.О. Шмидт // Актуальные вопросы совершенствования архивного дела в условиях развитого социалистического общества: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1995.
  21.  
    Этика в архивах: Международные этические нормы поведения архивистов // Отечественные архивы. – 1995. – № 5.

Информация о работе Сравнительный анализ понятий "архив" и "архивный фонд"