Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является описание всей системы словообразовательных синонимов в сфере абстрактных существительных в древневерхненемецком языке, а также выявление общих черт и отличительных особенностей в области словообразовательной синонимии и отдельных словообразовательных типов древневерхненемецкого и готского языков. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач как:
– уточнить понятие словообразовательной синонимии;
– показать интерпретацию словообразовательной синонимии в когнитивной парадигме;
– установить типы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке;
– выявить наиболее продуктивные парадигматические соотношения словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке;
– сравнить степень распространенности словообразовательной синонимии в сфере абстрактных имен в древневерхненемецком языке;
– выделить ряд закономерностей, отражающих тенденции в развитии словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………7
1.1.Словообразование как отдельная подсистема языка…………………………………….7
1.1.1. Словообразование как наука…………………………………………………………....7
1.1.2. Объекты и задачи словообразования…………………………………………………..8
1.1.3. Типы словообразовательных процессов……………………………………………….9
1.1.4. Проблема мотивации…………………………………………………………………..13
1.1.5. Словообразовательное значение………………………………………………………15
1.1.6. Новые аспекты словообразования в когнитивной парадигме………………………16
1.2. Понятие синонимии……………………………………………………………………...18
1.2.1. Проблема определения синонима…………………………………………………....18
1.2.2. Когнитивный подход к проблеме синонимии………………………………………..20
1.2.3. Специфика значения синонимов………………………………………………………22
1.2.4. Классификация синонимов…………………………………………………………….23
1.3. Проблема словообразовательной синонимии…………………………………………..23
1.3.1. Ранние исследования явления словообразовательной синонимии………………….23
1.3.2. Новые подходы к изучению словообразовательных синонимов……………………25
1.3.3. Связь словообразовательной и лексической синонимии…………………………….26
Выводы по Главе 1……………………………………………………………………………..28
Глава 2. Словообразовательная синонимия в древневерхненемецкой системе существительных……………………………………………………………………………....29
2.1. Система словообразования абстрактных существительных в древневерхненемецком языке………………………………………………………………………………………….....29
2.2. Проблема словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке……… 30
2.3. Корпус словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….33
2.4.Описание пар словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….43
Выводы по Главе 2……………………………………………………………………………..53
Заключение …………………………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……………………………………………………………55
Список принятых сокращений………………………………………………………………..59
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что словообразовательная синонимия – явление живое, широко распространенное в сфере абстрактной лексики. Проведенное нами исследование, направленное на обзорное описание словообразовательных синонимов в этой сфере, позволило выявить довольно богатый пласт производных слов, образованных от одной общей производящей основы с помощью разных формантов. Присоединение разных формантов, способных выражать одинаковое словообразовательное значение, к одной производящей основе является бесспорным фактом широких словообразовательных возможностей древневерхненемецкого языка. От одной производящей основы могут быть образованы два или более слов, соотносимых по словообразовательному и лексическому значениям.
Проблемы синонимии и ее отдельного сегмента – словообразовательной синонимии, имеют давнюю традицию исследований, как среди российских, так и зарубежных лингвистов. Результаты их работы позволяют сделать заключение о том, что словообразовательные синонимы – самостоятельные слова с помощью тех или иных словообразовательных средств, и в этом смысле все синонимы являются словообразовательными.
С точки зрения когнитивного подхода к синонимии, в основе этого явления, как и в основе познания мира человеком, находится процесс категоризации, т.к. человеку свойственно сравнивать все со всем, соответственно сходство и различие между объектами устанавливается в процессе сравнения.
В проанализированном материале древневерхненемецкого языка мы обнаружили 20 типов словообразовательной синонимии. Наиболее продуктивными парадигматическими соотношениями словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке являются: F īn ~ F ō (31 слово); F īn ~ N ja (23 слова); F īn ~ F i (16слов); F īn ~ F īn (8 слов); F ō ~ N ja (12 слов); F ō ~ Fi (9слов); F ō ~ M a (5 слов). Сопоставление результатом подобного анализа в готском языке показало, что в древневерхненемецком языке явление несколько шире, в силу различий, имеющихся в корпусах лексики исследуемых языков. На основе приведенных данных мы можем утверждать, что однокоренные словообразовательные пары наиболее распространены среди существительных ж.р., и меньше всего их обнаружено среди существительных ср.р. Также в обоих языках прослеживается наличие разных типов, способных формировать целые ряды словообразовательных синонимов.
Словообразовательная
Список используемой литературы
Список принятых сокращений
Гот. – готский
Двн. – древневерхненемецкий
Дн. – древненемецкий
Грамматические термины
м.р. – мужской род
ж.р. – женский род
ср.р – средний род
ПС – производное слово
сущ. – существительное
суф. – суффикс
F ō/i существительное ж.р. основ на ō/i
F īn существительное ж.р. основ на īn
F ō существительное ж.р. основ на ō
F i существительное ж.р основ на i
M an существительное м.р. основ на an
M a/i существительное м.р. основ на i
M i существительное м.р. основ на i
M a/i существительное м.р. основ на i
M a существительное м.р. основ на a
N a существительное ср.р. основ на a
N ja существительное ср.р. основ на ja
Информация о работе Словообразовательная синонимия в древненемецком языком