Словообразовательная синонимия в древненемецком языком

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является описание всей системы словообразовательных синонимов в сфере абстрактных существительных в древневерхненемецком языке, а также выявление общих черт и отличительных особенностей в области словообразовательной синонимии и отдельных словообразовательных типов древневерхненемецкого и готского языков. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач как:
– уточнить понятие словообразовательной синонимии;
– показать интерпретацию словообразовательной синонимии в когнитивной парадигме;
– установить типы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке;
– выявить наиболее продуктивные парадигматические соотношения словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке;
– сравнить степень распространенности словообразовательной синонимии в сфере абстрактных имен в древневерхненемецком языке;
– выделить ряд закономерностей, отражающих тенденции в развитии словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………7
1.1.Словообразование как отдельная подсистема языка…………………………………….7
1.1.1. Словообразование как наука…………………………………………………………....7
1.1.2. Объекты и задачи словообразования…………………………………………………..8
1.1.3. Типы словообразовательных процессов……………………………………………….9
1.1.4. Проблема мотивации…………………………………………………………………..13
1.1.5. Словообразовательное значение………………………………………………………15
1.1.6. Новые аспекты словообразования в когнитивной парадигме………………………16
1.2. Понятие синонимии……………………………………………………………………...18
1.2.1. Проблема определения синонима…………………………………………………....18
1.2.2. Когнитивный подход к проблеме синонимии………………………………………..20
1.2.3. Специфика значения синонимов………………………………………………………22
1.2.4. Классификация синонимов…………………………………………………………….23
1.3. Проблема словообразовательной синонимии…………………………………………..23
1.3.1. Ранние исследования явления словообразовательной синонимии………………….23
1.3.2. Новые подходы к изучению словообразовательных синонимов……………………25
1.3.3. Связь словообразовательной и лексической синонимии…………………………….26
Выводы по Главе 1……………………………………………………………………………..28
Глава 2. Словообразовательная синонимия в древневерхненемецкой системе существительных……………………………………………………………………………....29
2.1. Система словообразования абстрактных существительных в древневерхненемецком языке………………………………………………………………………………………….....29
2.2. Проблема словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке……… 30
2.3. Корпус словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….33
2.4.Описание пар словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….43
Выводы по Главе 2……………………………………………………………………………..53
Заключение …………………………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……………………………………………………………55
Список принятых сокращений………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМИЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 152.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) 

Факультет иностранных языков 

Кафедра английской филологии  

 

 

УДК 81-13 

 

 

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Зав. каф. английской филологии,

доктор пед. наук, профессор 
__________________ С.К.Гураль

«______»______________ 2012 г.

 

 

  

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СИНОНИМИЯ В ДРЕВНЕНЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

 

Ярапова Дарья Владимировна        

 

 

  

 

 

 

Руководитель:  
       

канд. филол. наук, доцент 
        

_____________ И.В. Новицкая        

 Автор работы:  
           
          __________ Д. В. Ярапова

 

 

 

 

 

 

Томск 2012  

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………7

1.1.Словообразование как  отдельная подсистема языка…………………………………….7

1.1.1. Словообразование как наука…………………………………………………………....7

1.1.2. Объекты и задачи  словообразования…………………………………………………..8

1.1.3. Типы словообразовательных процессов……………………………………………….9

1.1.4. Проблема мотивации…………………………………………………………………..13

1.1.5. Словообразовательное значение………………………………………………………15

1.1.6. Новые аспекты словообразования  в когнитивной парадигме………………………16

1.2. Понятие синонимии……………………………………………………………………...18

1.2.1.   Проблема определения синонима…………………………………………………....18

1.2.2. Когнитивный подход к проблеме  синонимии………………………………………..20

1.2.3. Специфика значения синонимов………………………………………………………22

1.2.4. Классификация синонимов…………………………………………………………….23

1.3. Проблема словообразовательной  синонимии…………………………………………..23

1.3.1. Ранние исследования явления  словообразовательной синонимии………………….23

1.3.2. Новые подходы к изучению  словообразовательных синонимов……………………25

1.3.3. Связь словообразовательной и лексической синонимии…………………………….26

Выводы по Главе 1……………………………………………………………………………..28

Глава 2. Словообразовательная синонимия в древневерхненемецкой системе существительных……………………………………………………………………………....29

2.1. Система словообразования  абстрактных существительных в  древневерхненемецком языке………………………………………………………………………………………….....29

2.2. Проблема словообразовательной  синонимии в древневерхненемецком языке……… 30

2.3. Корпус словообразовательных  синонимов в древневерхненемецком  языке…………………………………………………………………………………………….33

2.4.Описание пар словообразовательных  синонимов в древневерхненемецком  языке…………………………………………………………………………………………….43

Выводы по Главе 2……………………………………………………………………………..53

Заключение …………………………………………………………………………………….54

Список используемой литературы……………………………………………………………55

Список принятых сокращений………………………………………………………………..59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящая работа посвящена  исследованию словообразовательной синонимии  среди абстрактных  существительных  древневерхненемецкого языка. Изучением  этого явления в разное время  занимались филологи многих стран. Этот вопрос неоднократно поднимался в работах  таких лингвистов как Т.Н. Попова, М.Ф. Моисеенко, Э.А. Балалыкина, О.А. Осипова и других.

В языковой системе можно  выделить множество типов синонимических отношений, но под словообразовательной синонимией следует понимать такие  синонимические отношения, которые  возникают в результате закономерного  развития и взаимодействия словообразовательных типов в системе языка. Словообразовательная синонимия возникает на базе лексической  синонимии при обязательном наличии  общей производящей основы и общности типового (словообразовательного) значения, но развивается по законам системы  словообразования языка. Словообразовательная синонимия представляет собой результат  взаимодействия лексической и словообразовательной сторон языка, к возникновению словообразовательных синонимов приводят морфологические, лексико-семантические и словообразовательные процессы. В свою очередь, словообразовательная синонимия, явившись следствием определенных языковых процессов, сама становится причиной новых языковых процессов (Николаев 1979, с. 258).

Проблема  словообразовательной синонимии разрабатывается с  середины 50-х годов прошлого столетия, как проблема исторического словообразования, так и в синхронических исследованиях, и имеет большое значение, так  как данная синонимия отражает особенности  взаимодействия словообразовательных типов в словообразовательной системе  языка.

Большое количество работ, которые  связаны с исследованием вопросов словообразовательной синонимии, свидетельствует  о постоянном интересе к данному  явлению. В процессе исследования указанного явления поднимается широкий круг проблем, связанных с проявлением словообразовательной синонимии: предпринимаются попытки теоретического осмысления словообразовательных синонимов в системе языка и их интерпретации как связующего звена между лексической и словообразовательной системами языка, выясняются пути становления и развития отдельных словообразовательных типов и возможности их взаимодействия, решается вопрос о статусе словообразовательных  синонимов.

На разных этапах развития языковой системы словообразовательная синонимия подробно изучались на материале русского языка. Менее  активно проводились исследования синонимии словообразовательных типов  в других языках. Хотя некоторые  попытки изучения специфики появления  словообразовательной синонимии все  же предпринимались, они не носили системного характера. В связи с недостаточной  разработанностью проблемы словообразовательной синонимии в немецких языках, весьма актуальным представляется исследование вопросов теории словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке с опорой на теорию словообразовательных синонимов, представленную в отечественной словообразовательной науке.

Актуальность настоящего исследования определяется отсутствием системного описания явления словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке, как с исторической точки зрения, так и в синхроническом плане, а также значимостью исследования данного явления в сравнительном аспекте для дальнейшей разработки общих и частных вопросов словообразовательной синонимии.

Актуальность темы, обусловленной  общей направленностью современных  лингвистических исследований на выявление  закономерностей развития языков и  их сопоставление, на углубленное изучение частных вопросов словообразования и синонимии, определяет выбор объекта  исследования. В качестве объекта исследования послужила словообразовательная система древневерхненемецкого языка в ее субстантивном сегменте.

Предметом исследования, таким образом, являются словообразовательные синонимы с абстрактным значением древневерхненемецкого языка, характеризующиеся тождественным или близким лексическим значением, оформленные различными, но синонимическими словообразовательными морфемами (формантами), выделяющие общую производящую (мотивирующую) основу.

Целью данной дипломной работы является описание всей системы словообразовательных синонимов в сфере абстрактных существительных в древневерхненемецком языке, а также выявление общих черт и отличительных особенностей в области словообразовательной синонимии и отдельных словообразовательных типов древневерхненемецкого и готского языков. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач как:

–  уточнить понятие словообразовательной синонимии;

– показать интерпретацию  словообразовательной синонимии в  когнитивной парадигме;

– установить типы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке;

– выявить наиболее продуктивные парадигматические соотношения  словообразовательных синонимов в  древневерхненемецком языке;

– сравнить степень распространенности словообразовательной синонимии в  сфере абстрактных имен в древневерхненемецком языке;

– выделить ряд закономерностей, отражающих тенденции в развитии словообразовательной синонимии в  древневерхненемецком языке.

Методы исследования: основным методом, использованным в настоящей работе, является описательный метод. Также были использованы приемы классификации и количественного анализа при исследовании словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке. Это дало нам возможность выделить несколько словообразовательных типов.

Научная новизна  работы заключается в том, что системному изучению явления словообразовательной синонимии в древненемецких языках уделялось мало внимания, а имеющиеся исследования носят фрагментарный характер.

Практическая  ценность настоящей работы заключается в возможности использования полученных выводов и приводимых данных для дальнейшего изучения словообразовательной синонимии древневерхненемецкого языка и проведения комплексных сопоставительных исследований данного явления в разных языках.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых заканчивается краткими выводами, заключения, списка используемой литературы и списка принятых сокращений.

Во введении поставлена главная  цель работы, определены задачи, описаны  методы и приемы исследования, обозначена актуальность, научная новизна, а  также практическая ценность данной работы.

В первой главе мы рассмотрели  понятия словообразования и синонимии  как отдельные явления в языке, рассказали о первоначальных подходах к их изучению, а также об актуальном на сегодняшний день когнитивном  подходе. Затем мы рассмотрели явление  словообразовательной синонимии в  общем, и обозначили ее связь с  лексической синонимией.

Вторая глава посвящена  исследованию словообразовательных синонимов  среди существительных в древневерхненемецком языке.

В заключении мы обозначили достижение поставленных целей и  задач, а также сделали выводы, согласно полученным в ходе исследования данным.

       

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке

 

1.1.Словообразование  как отдельная подсистема языка

 

1.1.1. Словообразование  как наука

 

Так как темой данной дипломной  работы является словообразовательная синонимия, сначала следует рассмотреть  отдельно такие понятия как «словообразование» и «синонимия».

В лингвистической науке  сам термин словообразование неоднозначен. Под словообразованием понимается процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших  средств пополнения словарного состава  языка. Новые слова в языке  образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.

Термин словообразование обозначает также раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают непроизводные слова (лес, море и т.д.) и производные слова, образованные на базе существующих слов (лесной, морской и т.д.)

С точки зрения разных ученых словообразование имеет несколько  определений. Например, Е.И. Литневская утверждает, что словообразование –  это «процесс образования производных  слов и раздел языкознания, в котором  изучается производность, средства и способы образования слов». (Е. И. Литневская 1996, с. 123).

Следует отметить, что словообразование может быть синхронным и диахроническим. Диахроническое словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О.Н. Трубачев). Синхронное словообразование  изучает  современные отношения между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Например, такие русские слова как домик, садик с синхронной точки зрения являются производными от слов дом, сад. Эти слова образованы с помощью суффикса -ик. (Русская грамматика, §191).

 

 

1.1.2. Объекты и  задачи словообразования

 

Объектом словообразования является производное слово. Однако производные слова изучаются также и в других разделах лингвистики. В словообразовании, производные слова изучаются не как отдельные единицы, а в их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре. Таким образом, в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании, должны рассматриваться определенные группы слов (объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

Информация о работе Словообразовательная синонимия в древненемецком языком