Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является описание всей системы словообразовательных синонимов в сфере абстрактных существительных в древневерхненемецком языке, а также выявление общих черт и отличительных особенностей в области словообразовательной синонимии и отдельных словообразовательных типов древневерхненемецкого и готского языков. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач как:
– уточнить понятие словообразовательной синонимии;
– показать интерпретацию словообразовательной синонимии в когнитивной парадигме;
– установить типы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке;
– выявить наиболее продуктивные парадигматические соотношения словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке;
– сравнить степень распространенности словообразовательной синонимии в сфере абстрактных имен в древневерхненемецком языке;
– выделить ряд закономерностей, отражающих тенденции в развитии словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………7
1.1.Словообразование как отдельная подсистема языка…………………………………….7
1.1.1. Словообразование как наука…………………………………………………………....7
1.1.2. Объекты и задачи словообразования…………………………………………………..8
1.1.3. Типы словообразовательных процессов……………………………………………….9
1.1.4. Проблема мотивации…………………………………………………………………..13
1.1.5. Словообразовательное значение………………………………………………………15
1.1.6. Новые аспекты словообразования в когнитивной парадигме………………………16
1.2. Понятие синонимии……………………………………………………………………...18
1.2.1. Проблема определения синонима…………………………………………………....18
1.2.2. Когнитивный подход к проблеме синонимии………………………………………..20
1.2.3. Специфика значения синонимов………………………………………………………22
1.2.4. Классификация синонимов…………………………………………………………….23
1.3. Проблема словообразовательной синонимии…………………………………………..23
1.3.1. Ранние исследования явления словообразовательной синонимии………………….23
1.3.2. Новые подходы к изучению словообразовательных синонимов……………………25
1.3.3. Связь словообразовательной и лексической синонимии…………………………….26
Выводы по Главе 1……………………………………………………………………………..28
Глава 2. Словообразовательная синонимия в древневерхненемецкой системе существительных……………………………………………………………………………....29
2.1. Система словообразования абстрактных существительных в древневерхненемецком языке………………………………………………………………………………………….....29
2.2. Проблема словообразовательной синонимии в древневерхненемецком языке……… 30
2.3. Корпус словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….33
2.4.Описание пар словообразовательных синонимов в древневерхненемецком языке…………………………………………………………………………………………….43
Выводы по Главе 2……………………………………………………………………………..53
Заключение …………………………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……………………………………………………………55
Список принятых сокращений………………………………………………………………..59
Создание новой словоформы зависит от внутренних ощущений говорящего, от созданного образа и ассоциаций, которые рождают этот образ в определенной ситуации, что является основанием для категоризации этого образа. Процесс создания образа и отнесение его к какой-либо категории происходит одновременно в сознании человека. Само же сознание не имеет четких границ, в связи с этим провести черту между естественными категориями невозможно, т. к. их границы размыты, и они свободно пересекаются на периферии.
В когнитивном аспекте синонимия понимается как ментально-языковая категория, организованная по принципу естественной категории, ядром которой являются наиболее типичные реакции, зависящие от социального фактора, а на периферийном уровне, где находятся индивидуально - ассоциативные связи, происходит взаимодействие с другими категориями.
Таким образом, можно сформировать понятие синонимии в рамках когнитивной парадигмы: под синонимами понимаются языковые единицы, построенные на основе процесса категоризации, объединенные единым гипостазированным признаком. Синонимию можно определить как ментально-языковую категорию, реализующую познавательную деятельность человека. Так как в значении сосредотачивается бесчисленное количество смыслов, эти признаки, являясь содержательно различными, обуславливают вхождение одного и того же слова в различные синонимические ряды, провоцируя образование синонимических полей.
1.2.3. Специфика значения синонимов
Одним из важнейших свойств любого языка, определяющих возможность выразить одну и туже мысль различными способами и при этом передать разнообразные индивидуальные оттенки, является его вариантность, понимаемая широко, а именно:
а) возможность выбора слова или формы (как в области лексики, так и в области синтаксиса, морфологии, различающихся по обозначающему, а не по обозначаемому;
б) возможность использовать для обозначения мысли эти параллельные формы, беря их одновременно из различных областей языка. Говорящими отчетливо создаются близкие и тождественные явления в различных областях языка, возможность их полного смыслового совпадения в определенных условиях (контекст, речь в целом), с одной стороны, а с другой - возможность свободного выбора и употребления близких и тождественных форм для выражения тонких различий.
При рассмотрении синонимов необходимо исходить из тех общих особенностей и свойств языка, как средства общения, сообщения и воздействия, с которыми связано наличие синонимов, и их использование в речи говорящих; необходимо также учитывать своеобразие, специфику лексического состава и источника его синонимии. Состав лексических синонимов языка, их характер, особенности синонимических связей и отношений зависят в значительной степени от специфики всего лексического состава и способ выражения значений в слове в данном языке. По утверждению П.С. Александрова, главное назначение синонимии, не в создание слов, идентичных по своему содержанию, но различных в своем языковом выражении, а в том самом семантическом оттенке, в выделении какой-то особенности в обозначаемом явлении, не представленной другой синонимичной формой (Александров 1967, с.38-42).
Таким образом, появление синонимов в языке обуславливает различие на фоне семантического сходства. Также существует мнение, что в языке, как и в жизни, нет абсолютно тождественных явлений: каждое тождество изначально содержит в себе отличительные черты.
1.2.4. Классификация синонимов
Многие ученые полагают, что синонимы отличаются друг от друга компонентами содержания слова, но более заметным и актуальным может быть один из компонентов. Выделяются три вида синонимов:
1. Синонимы понятийные, или идеографические. Они отличаются друг от друга прежде всего лексическим значением. Такое различие проявляется и в разной степени обозначаемого признака, и в характере его обозначения, и в объеме выражаемого понятия, и в степени связанности лексического значения. Например, миниатюрный (маленький, изящный) и игрушечный (маленький, ненастоящий).
2. Синонимы стилевые, или функциональные. Они отличаются друг от друга сферой употребления. Прежде всего — это слова разных стилей литературного языка; среди стилевых синонимов противостоят друг другу синонимы- поэтизмы и синонимы- просторечные слова. Например, поэтическими синонимами прилагательного боевой выступают традиционно-поэтические слова бранный и ратный, а существительного деньги – просторечное слово гроши. Среди функциональных синонимов имеются также диалектизмы, архаизмы и варваризмы (иноязычные слова). Иноязычные слова, как уже было отмечено, особенно часты среди терминологической и технической лексики: китаист (китаевед) – синолог, самолет – аэроплан, вакантный – свободный, классифицировать (систематизировать) – группировать. Среди синонимов-диалектизмов надо отличать общеупотребительные диалектизмы и узкообластные слова.
3. Синонимы эмоционально-оценочные. Своеобразие эмоционально-оценочных синонимов состоит в том, что, отличаясь от нейтральных синонимов оттенком значения и сферой употребления, они открыто выражают отношение говорящего к обозначаемому лицу, предмету или явлению. Оценка эта бывает положительной или отрицательной, причем сопровождается, как правило, эмоциональной экспрессией. Например, ребенка можно торжественно назвать дитя, ласкательно мальчуган и мальчонка, презрительно мальчишка (Сиротина 1960, с.36).
1.3. Проблема словообразовательной синонимии
1.3.1. Ранние исследования явления словообразовательной синонимии
Проблема словообразовательной синонимии активно разрабатывается с середины XX века, и то, что синонимические словообразовательные отношения, несомненно, имеют большое значение в языковой системе, находит подтверждение в многочисленных работах и статьях, посвященных вопросам синонимии в словообразовании. В настоящее время к перечню российских исследователей, которые занимались рассмотрением вопросов словообразовательной синонимии на материале русского и других языков, таких как Ю.Ю. Авалиани, Н.Д. Бережан, В.В. Виноградов, З.П. Данилова, С.А. Емельянова, Э.В. Казанская и др., можно добавить фамилии зарубежных ученых-лингвистов, которые также уделяли внимание изучению явления словообразовательной синонимии: H.-J. Grimm, H. Jelitte, S. Mengel, H. Wellmann и др. В одних работах авторы ставили задачи широкого теоретического обобщения по поводу изучаемого явления, в других работах рассматривались случаи конкретного проявления словообразовательной синонимии.
При
исследовании словообразовательной синонимии
на материале русского языка подробно
изучается вопрос о сущности данного
языкового явления, о том, какие
лексические единицы следует
отнести к разряду
Среди наиболее значительных исследований по вопросам словообразовательной синонимии необходимо выделить работы казанских ученых, таких, как В. М. Марков и его учеников, которые разрабатывали вопросы словообразовательной синонимии не только в историческом, но и в синхроническом плане, а также московских ученых: Н. М. Шанского и авторов новых академических грамматик (1970, 1980), предпринявших попытку рассмотреть словообразовательную синонимию в синхроническом аспекте. Исследования данного явления затрагивали вопросы истории и развития отдельных словообразовательных синонимических типов, изучались вопросы функционирования словообразовательных синонимов в определенный исторический период развития языка и в различных функциональных стилях языка, разрабатывались как теоретические основы данного явления, так и частные случаи словообразовательной синонимии, например, родовой синонимии в сфере образований нулевой суффиксации. Некоторые работы посвящались проблемам разграничения словообразовательных синонимов как самостоятельных слов и вариантов одного и того же слова.
Затрагивая эту проблему, большинство авторов сходятся на том, что словообразовательные синонимы – самостоятельные слова, а не варианты одного и того же слова. Во многих исследовательских работах отражение находит и ряд других проблем: установление сходства и различия между синонимами одного корня, одной основы, выявление синонимичных аффиксов, развитие синонимических отношений производных слов в зависимости от многозначности производящих слов, степень семантической близости словообразовательных синонимов, семантические и стилистические различия, дифференциация по сферам употребления. Они придерживаются мнения, что все синонимичные пары образованы как самостоятельные слова с помощью тех или иных словообразовательных средств, и в этом смысле все ( не только однокоренные или однословные, но и разнокоренные) синонимы являются словообразовательными. Несмотря на терминологические разногласия, все ученые осознают важность исследований по данной проблеме и своеобразие явления словообразовательной синонимии.
1.3.2. Новые подходы к изучению словообразовательных синонимов
Явление словообразовательной синонимии еще до конца не изучено: нет обобщающего исследования по теории данного явления, отсутствует и последовательное описание истории развития словообразовательной синонимии. С точки зрения объективного подхода к рассмотрению вопросов словообразовательной синонимии представляется необходимым установить последовательность развития учения о словообразовательной синонимии. И поскольку в языке можно выделить несколько типов синонимических отношений, то необходимо уточнить понятие словообразовательных средств, определить сущность данного явления, установить соотношение словообразовательных средств, словообразовательных синонимов и вариантов слова, однокоренных синонимических образований, лексических синонимов.
Наряду с многочисленными
1.3.3. Связь словообразовательной и лексической синонимии
Словообразовательная синонимия связана с лексической синонимией, она является ее разновидностью, поэтому нельзя рассматривать словообразовательную синонимию в отрыве от реализации ее в слове, как это делает, например, Н.М. Шанский, сводя словообразовательную синонимию к синонимии изолированных словообразовательных средств. Как явление лексическое словообразовательная синонимия проявляется в словах, которые имеют общую основу, но разные производящие форманты. Так, непременными составляющими словообразовательной синонимии становятся различные аффиксальные морфемы с идентичным словообразовательным значением и тождественные производящие основы, которые создают базу лексической синонимии. Именно обязательная для словообразовательных синонимов общность производящих основ обеспечивает общность их значений, что тесно связывает словообразовательную синонимию с лексической синонимией. Как лексическая, так и словообразовательная синонимия основаны на общности номинативной функции словарных единиц. Словообразовательные синонимы, являясь лексическими синонимами, относятся к одной части речи и могут характеризоваться различной степенью синонимичности: они могут быть абсолютными по значению синонимами и могут подразделяться на стилистически нейтральные и стилистически маркированные. В плане семантических изменений словообразовательная синонимия подчиняется тем же закономерностям, что и лексическая. Так, в процессе развития языка происходит дифференциация значений синонимов, суждение или расширение их значений. Но словообразовательные синонимы обладают и рядом специфических черт:
1) пределом словообразовательной синонимии является не слово, а словообразовательный тип, так как словообразовательная синонимия, будучи особым типом словообразовательных отношений, отражает взаимодействие словообразовательных типов, а не слов;
2) словообразовательные синонимы объединяются типовым словообразовательным значением;
3) словообразовательная синонимия основана
на словообразовательно-
Выводы по Главе 1
Подводя
итог, можно утверждать, что словообразование
как таковое рассматривается
в двух аспектах: как сам процесс
образования слов и как раздел
лингвистической науки. Суть словообразовательных
процессов заключается в
Основным
понятием словообразования является словообразовательная
мотивация, т.е. отношение между двумя
однокоренными словами. Одно из слов,
связанных отношениями
Отдельные
образования, принадлежащие к полностью
или частично синонимичным типам
и характеризующиеся общим
Также
важным понятием словообразования является
словообразовательное значение. Словообразовательное
значение определяется при помощи «семантического
вычитания»: как повторяющиеся
Информация о работе Словообразовательная синонимия в древненемецком языком