Понятие и предмет деловой этики и ее значение в обществе и бизнесе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Этикет – установленный порядок поведения где-либо; ...свод правил поведения, нормы взаимоотношения людей в зависимости от их правового, социального, интеллектуального статуса; ...система правил поведения в общественных местах.

Файлы: 1 файл

Деловая этика.docx

— 25.83 Кб (Скачать)

Тема 1. Понятие и предмет деловой этики и ее значение в обществе и бизнесе.

Предмет и содержание курса, его  место в  системе  подготовки  менеджера.

2. Понятие социальных норм и  их основные функции.

3. Формальный и неформальный  социальный контроль поведения.

4. Нормы и нормативное поведение  в бизнесе.

1. Предмет и содержание курса,  его место в  системе   подготовки  менеджера

Курс «Деловая этика» –  одна  из  дисциплин  психологического  цикла,

читаемых кафедрой менеджмента.

     

Содержание  курса  -   изучение   правил   и   психологических

закономерностей  делового  поведения.

Курс   является межотраслевым: менеджмент,   социология,

психология, философия. По своему содержанию  курс  связан

с дисциплинами, касающимися  «человеческого  фактора»  в  управлении:

организационное поведение, менеджмент,  социально-психологические

методы управления, теория фирмы, управление персоналом, самоменеджмент.

     

Назначение курса: заложить  основы  понимания  правил  и  механизмов

регулирования  делового  поведения.  

Необходимость курса: разрешение затруднительных с точки  зрения  общения  ситуаций, развитие коммуникативных  навыков,  совершенствование  индивидуального  стиля поведения, формирование имиджа.

Этикет – установленный порядок  поведения  где-либо;   ...свод  правил поведения, нормы  взаимоотношения  людей  в  зависимости  от  их  правового, социального,  интеллектуального  статуса;  ...система  правил  поведения   в общественных местах.  
       
Деловой  этикет  –  важнейшая  сторона   профессионального   поведения делового человека, менеджера, предпринимателя. 
      
Деловое поведение – система   поступков   индивида,   связанная   с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами,  руководителями,  подчиненными,  коллегами.    
Деловое   поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений  и  принятие решений, способствующих деловому успеху.

Понятие социальных норм и их основные функции

Социальные нормы - основное средство саморегуляции  больших групп.  

 

С  помощью  этих  норм  социальные   группы,   вырабатывающие   их,

предъявляют своим представителям требования, которым должно  соответствовать  их  поведение,   направляют,   контролируют, регулируют,   оценивают   это поведение.

 

Нормативы выделяются и отделяются от спонтанно  возникающих  форм поведения и взаимоотношений,  служат  их  внешне  упорядочивающим  фактором.

 

Социальные  нормы  вырабатываются   с   учетом   интересов   групп,   систем общественных  отношений  и  представлений  их  членов  общества  о  должном, допустимом,   возможном,   одобряемом,   желательном,   приемлемом   или   о нежелательном.

С помощью социальных норм требования больших  групп переводятся в  эталоны,  модели,  стандарты  модального,  должного  поведения представителей этих  групп  и  в  такой  форме  адресуются  личности.   
 
Нормы представляют собой  «установления, модели, эталоны должного, с точки  зрения 
общества и социальных групп и их членов, поведения».

Социальные  нормы  выполняют  функции:  
регуляции, контроля, интеграции, упорядочения,  поддержания  процессов  функционирования  больших групп  как  социальных  систем,  образованных  в  результате  взаимодействия 
индивидов и малых групп.

Нормативная регуляция означает,  что  индивиду  или  группе   предписывается, «задается» определенный  —  должный  —  вид  поведения,  его форма, тот или иной способ достижения цели,  реализации  намерений, 
«задается» должная форма и  характер  отношений  и  взаимодействий  людей  в обществе,  а  реальное  поведение  людей  и  отношения  членов  общества   и 
различных социальных групп программируются и оцениваются  в  соответствии  с этими предписанными, «заданными» стандартами — нормами.

Социальные нормы 
включаются в систему социального  контроля  общества,  образуют  нормативно- 
ценностную систему культуры, обеспечивают существование  и  функционирование 
общественных    институтов,    являются    проводниками    социального     и 
институционального  контроля  и   управления

Социальные нормы как  канал   передачи 
социального опыта выполняют  такую социальную  функцию как, обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и  задач  общества с поведением и проявлениями личности.  
 
При осуществлении этой  функции  нормы 
оказываются включенными в  систему  внешних  и 
внутренних условий и средств регуляции поведения.  
 
Это  позволяет  нормам выполнять также функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания,  интеграции отношений в социуме.

Социальные   нормы 
обеспечивают  этическую  обусловленность  психических  свойств  и  поведения людей.  
Они являются проводниками социального и  институционального  контроля и управления.  
 
Наличие системы социальных норм позволяет выделить  нормальное и аномальное, отклоняющееся и противонормальное поведение.

3. Формальный и неформальный  социальный контроль поведения

М.И.  Бобнева  отмечает:  «Представления  о должном, идеалы, нормативные установления останутся прекрасными словами,  если  не

будут  обеспечены  эффективные  механизмы  их  воздействия  на  человека  и реализации в практике поведения людей».

Деловое поведение в большой  степени  регулируется  и  контролируется  обществом.   
 
Общество  и социальные группы воздействуют на личность с целью регуляции ее поведения  и приведения его в соответствие с общепринятыми  в  данной  общности  нормами. 
 
Это воздействие осуществляется  при  помощи  системы  социального  контроля, который  служит  решению  двуединой  задачи  –  достижению   и   поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой  является  контролируемый индивид, и в то же время обеспечение позитивного  развития  этой  социальной системы.

Система  способов  воздействия  общества  и  социальных  групп   на личность с целью регуляции  ее поведения и приведения его  в  соответствии  с общепринятыми  в  данной  общности  нормами  получила   название  социального  контроля.  
 
Социальный  контроль  — это   исторически   сформированная   или специально установленная система санкций общества  (класса),  посредством которой поведение индивидов или групп подчиняется социальной  общности, приводится в соответствие с интересами  социального целого.

Любая  система социального   контроля   предполагает,    
во-первых,   наличие   определенных общественно значимых стимулов деятельности (цели, идеалы, ценности)  и,   
во- вторых, определенную систему социальных норм, регулирующих  отношение  людей друг к другу, к государству и к существующим классам  (социальным  группам). 
 
Если нормы формулируют определенный  тип  должного  поведения  и  очерчивают границы  допустимых  его  вариантов,  то  социальный  контроль  обеспечивает соблюдение  этих  норм  членами  общества.  
 
Основная  функция   контроля   — стабилизация системы, сохранение ее качественной определенности,  содействие 
совершенствованию и достижению того или иного полезного эффекта.

По способу существования и  проявления  санкций  социальный  контроль может быть формальным (институционапизированным) и неформальным. 
       
Формальные нормы - это ожидания,  нормы  и  правила, выраженные в письменных правилах,  инструкциях,  указаниях,  зафиксированные  в соответствующих  документах и обеспечиваются специальными органами управления или контроля. В этом случае выполнение норм обеспечивается формально установленными санкциями. 
       
Групповые нормы,  складывающиеся  в  процессе  взаимодействия  членов малых  групп  и  отраженные  в  их  сознании, обозначаются   как неформальные.  Это   коллективные   традиции, обычаи, групповые  мнения.  Главная особенность неформального  социального  контроля: не  требует  каких-либо  официально утвержденных полномочий. Он основан не на должностном положении человека, а на его моральном сознании.

Воздействие социального  контроля  в  наибольшей  степени  ощущают  те индивиды, чье поведение может  быть охарактеризовано как отклоняющееся,  т.е. 
не отвечающее групповым нормам. 
 
В зависимости от того, каковы  интенсивность 
и знак этих отклонений, группа  применяет  те  или  иные  санкции  к  своему члену.  
 
Характер этих санкций, адекватность их использования в той  или  иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально- 
психологического развития данной конкретной группы.

Социальные  санкции  - оперативные   средства социального контроля, выполняющие  функции  интеграции  общества,  социальной группы, социализации их членов и применяемые к ним за конкретные  социальные действия.  
 
Различают социальные санкции: позитивные — поощрения за  действия, и  негативные  —  наказания   за   неодобряемые,   нежелательные   действия. 
 
Квалификация действий зависит от типа  общества,  группы  и  непосредственно определяется господствующими  в  них  ценностными  ориентациями  и  нормами. 
 
Обычно  негативное  санкционирование  (наказание,  принуждение)  существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение). Нарушение групповых норм 
воспринимается общностью как угроза самому ее  существованию  и  приводит  к немедленному наказанию.

Социальный контроль  
 
Социальные нормы  
 
Социальные ожидания

Существование социальных норм обусловливает  наличие  ожиданий  исполнения  этих  норм,  определяет  характер  социальных экспектаций. Ожидания связаны с социальной  позицией  личности  в обществе. Позиция – это определенные права и обязанности,  на которых строятся социальные ожидания.  
 
Общество ожидает от  каждого  человека поведения,  соответствующего  его  позиции и совокупности требований, норм, образцов  поведения.   
 
Занимая определенное место, человек находится в центре относящейся  к  нему  системы социальных  ожиданий.  В  основе  этих  ожиданий  лежат   нормы   поведения, фиксирующие меру  должного  и  регулирующие  взаимоотношения  между  людьми. 
 
Социальные экспектации - ожидания  выполнения  тех 
норм, которые установлены в обществе или группе.

4. Нормы и нормативное поведение  в бизнесе.

В деловой сфере социальное  поведение  людей  регулируется  с  помощью формальных  и  неформальных  социальных  норм  –   правовых, экономических, административных, технико-технологических  и  социальных  норм и установлений, касающихся  как  качественных  и  количественных  параметров

выпускаемой продукции или  оказываемой услуги, так  и  характера   совместной деятельности его сотрудников  и подразделений, и их взаимодействия с  внешней по  отношению  к   предприятию   средой   -   поставщиками,   потребителями, государственными структурами  и обществом в  целом.

Поведение каждого работника, отдельных  подразделений, их руководителей и  предприятия в целом регулируют и контролируют  формальные  и  неформальные социальные нормы.  
 
Формальные нормы  внутри  предприятия  - наборы  регламентов  управления,  охватывающих   все   системы   и   уровни 
управления; внешние  формальные   нормы –  
  правовые,  административные  и технические нормы федерального, регионального и ведомственного характера.  
 
Неформальные нормы –  это складывающиеся в процессе  взаимодействия  людей  и  отраженные  в  сознании людей  эталоны, правила  и требования поведения.

Объективная  основа  существующих  неформальных  норм.

Социальные  нормы  при  регуляции  трудовой  деятельности  будут приемлемы и действенны в том случае, когда  они  отражают  реальный  процесс взаимодействия людей в ходе выполнения  ими  производственной  деятельности.

Объективные  характеристики  деятельности,  ее  задачи  и   цели,   средства выполнения,  расстановка  и  связь  людей  в  ходе  ее  осуществления,  типы взаимодействий, которые необходимы  для  ее  выполнения,  стиль  и  характер отношений  людей,  вступающих  в  эти  взаимодействия,  -  все  это  создает объективную основу взаимоотношений людей,  наряду  и  на  основе  формальных норм (технических, административных,     экономических, правовых).

Объективность,   первичность,   заданность    производственного    процесса, определяющая тип взаимодействия людей и средств,  которые регулируют  эти взаимодействия, и создают объективную основу  вырабатываемых  здесь норм. 
 
Любые «произвольные» для данной основы нормы идут в  разрез  с  требованиями производственного процесса, и потому  будут  подвергаться  корректировке  не 
только с помощью прочих норм, но и самим производственным процессом.


Информация о работе Понятие и предмет деловой этики и ее значение в обществе и бизнесе.