Особенности этического поведения государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:32, реферат

Краткое описание

Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу с целью:
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать особенности формирования этики государственного служащего

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Понятие этика…………………………………………………………………..
Этический кодекс………………………………………………………………
Особенности этики государственного служащего……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат Этика..docx

— 29.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Понятие этика…………………………………………………………………..

Этический кодекс………………………………………………………………

Особенности этики  государственного служащего……………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

  Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит  так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего  – нравственных убеждений и принципов  поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических  ценностных ориентаций и высокой  нравственности.

  Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении этики государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.

  Объектом  исследования являются этический кодекс (на примере Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области).

  Предметом исследования выступают особенности этики государственного служащего.

  Цель  исследования заключается в определении особенностей этики.

  Цель  исследования реализуется на основе решения следующих задач:

  1)         Проанализировать научную литературу с целью:

  -           дать определение понятию «этика»

  -           выделить ее структурные элементы

  2)         Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего

  3)         Проанализировать особенности формирования этики государственного служащего

Базой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры.

  Для решения поставленных задач был  использован метод анализа научной  и современной литературы по данной проблеме.

  Понятие этика

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе  ценностей, посредством которой  человек определяет для себя, что  хорошо и что плохо, честно или  нечестно, справедливо или несправедливо. Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность)

Этика – это  наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.),получило название Мораль.

  Таким образом, этика – это наука  о поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия  как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком  смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Таким образом, можно выделить основные требования этики государственного служащего: 

    • Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.  
    • Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.  
    • Ответственность. Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

  Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт.

  Этические нормы – система общих ценностей  и правил этики, соблюдение которых  требуется от государственного служащего.

  Этический кодекс

  Основные  принципы и правила поведения  формируются сегодня в этических  кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой  отрасли (профессиональные кодексы).

  Профессиональные  этические кодексы – утверждения  о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих  к определенной профессии, разработанные  с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

  Этический кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

Решением  Совета по противодействию коррупции  при Губернаторе Томской области  был принят Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области. В третьей главе данного кодекса перечислены следующие правила этики государственных служащих Томской Области:

24. Государственному служащему необходимо  исходить из конституционных  положений о том, что человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.  
25. Государственный служащий при исполнении возложенных на него должностных обязанностей воздерживается от:  
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;  
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;  
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.  
26. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.  
27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

     В силу того, что в кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

    • служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
    • призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой
    • является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;
    • выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

  Этический кодекс государственного служащего  призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

  Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

  Таким образом, профессиональный этический  кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства. 
 
 

Особенности этики государственного служащего

 В условиях государственной службы сложились  специфические возможности для  формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

    • с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
    • с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

  Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие  особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице.

  Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная  солидарность», всегда воспитывались  и воспитываются в крупных  стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и  ответственность государственного служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий  период воспитание государственного служащего  упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность  государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.

Таблица: Особенности этики государственного служащего

1      становление и  развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и  стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)
2      уровень этики  государственных служащих зависит  от личностных характеристик
3      уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;
4      содержание  профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной  составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;
5      содержание  профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом взаимосвязано с качеством и формой профессионального образования;
6      социальная  адаптация государственного служащего  к общественным преобразованиям  находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;
7      этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;
8      уровень этики  государственного служащего не зависит  от степени карьерных предпочтений;
9      уровень этики  в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;
10        на оценку уровня этики государственного служащего  населением влияют:

  а) объективные причины – наличие  в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации

  б) субъективные причины – предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

11      социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики  государственного служащего;
12      этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;
13      информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения  к государственной службе в целом  и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

Информация о работе Особенности этического поведения государственного служащего