Основные подходы к моральным проблемам в этике бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин; объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы. Этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой понимается и практическая реализация указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

Файлы: 1 файл

Реферат - Подходы к проблемам в этике бизнеса.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:   Этика и культура управления

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОРАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ В ЭТИКЕ БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила:  студентка группы  УГ-503

 

                                                                                         Акимкина И.А.

 

                                                              Руководитель:  Бургвиц С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск  2012

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин; объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы. Этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой понимается и практическая реализация указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - деловая этика. Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.

Этика бизнеса как прикладная область  знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.

В этике бизнеса сложилось три  основных подхода к моральным  проблемам бизнеса, опирающихся  на четыре этических направления:

1) религиозная этика;

2) утилитаризм;

3) деонтическая этика (этика  долга);

4) «этика справедливости».

Религиозный подход строится в основном на истинах и заповедях христианского учения: "Не лги", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и т. д. Предприниматель при решении любых моральных проблем обязан руководствоваться некоторыми абсолютными нравственными ценностями. Тем не менее, использование исключительно религиозного подхода в современных условиях оказывается неприемлемым. Причинами такого ограничения становятся:

• глобализация;

• несовместимость некоторых религиозных  канонов и догм целям бизнеса.

Процессы глобализации усиливают связи между людьми, исповедующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуцианство. Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбора, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков - пример недобросовестной наживы, а денежные средства - "презренный металл". Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение. В России на становление предпринимательства оказало значительное влияние православие. Один из первых литературных источников - "Домострой", автор которого протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует поведение купцов в соответствии с нормами православия; затрагивает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара. В России также существовала (и существует по сей день) особая оценка эффективности работы. Например, наиболее эффективной считалась та, которая могла продавать свои товары по ценам ниже своих конкурентов, иногда за счет недоплаты собственному персоналу. Тогда как за рубежом, например во Франции, товар должен быть продан по максимально высокой цене, пусть даже в меньших количествах. Еще одну особенность русской организационной культуры представляет отношение к конкурентам. Как правило, деловых отношений в обычном понимании в этом вопросе не было. Тогда как в западных культурах конкурент - это враг номер один. В России не принято также было наводить справки о кредитоспособности покупателя или других деловых сведениях, выказывая таким образом недоверие, и даже заходить в чужой амбар, чтобы случайно не раскрыть какую-нибудь коммерческую тайну. Соблюдение таких правил в современных условиях сыграло негативную роль, поскольку российские бизнесмены в силу своей доверчивости оказались не готовыми к жестким выпадам, принятым в западной культуре в отношении конкурентов, промышленному шпионажу и т. д. Характерной чертой российского предпринимательства, "связанной с соборным мироощущением русского человека, с верой в предпочтительность достижения любых целей через единение, с неприятием буржуазного эгоизма", является "широкое распространение артельных форм в разных областях народного хозяйства. Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют артели, организованные в сфере обслуживания предпринимательской деятельности: кассиры, исполнители денежных поручений, хранители товарных складов, биржевые маклеры. Артель не только давала таким людям определенные гарантии на случай непредвиденных обстоятельств, но и ручалась за своих членов перед клиентами, а значит, должна была заботиться о поддержании определенного уровня предоставляемых услуг".

Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оценить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии:

• степень соответствия образа действия и существующих законов;

• степень полезности и вредности действия. Т

Таким образом, Бентам считает  возможным количественное измерение  благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит, - определения действия с максимальной чистой прибылью или с минимальными расходами.

Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия. Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в защиту своих идей:

• теория утилитаризма согласуется  с природой человека, склонного руководствоваться  соображениями о пользе и вреде  своего поступка в отношении себя и других людей;

• имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйственную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния. Критики теории обращают внимание на следующие недостатки этой теории:

• трудность количественного  измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в целом без увязки результата с результатами распределения полученных благ между отдельными лицами;

• невозможность количественного  измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин "страховое возмещение", поскольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утраты человеком трудоспособности);

• невозможность прогнозирования  размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований);

• несовместимость моральных  категорий: права и справедливости.

Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма - скрытой  формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается  в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сводится только к определению максимальной полезности, например договоренности о цене с конкурентами.

Деонтическая  этика (этика долга) оказывается наиболее эффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:

• неразрывная связь  с обязанностями;

• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;

• возможность оправдания и защиты.

Основой для данного  подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его  категорический императив, который  формулируется так: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом '*. В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок - это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуации действовали подобным образом. Это, в свою очередь, требует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на себя) любого действия. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения. Развитие идей этики долга послужило основанием для разработки концепции прав человека и демократических основ.

Концепция этики справедливости связана исключительно с отношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справедливости служат моральные права индивида. Суть концепции состоит в том, что человек - это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип - равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг - это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив. Тем не менее положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трактовки понятия "справедливость":

• эгалитаристический;

• капиталистический;

• коммунистический;

• Д. Ролза.

Эгалитаристичесщй подход (эгалитаризм - от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут  служить причиной для неравного  к ним отношения. Поэтому распределение  благ общественного достояния должно быть равномерным. Капиталистический подход - справедливость в этом случае подразумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие. Коммунистический подход - справедливость в рамках уравнивания всех членов общества (независимо от способностей). Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге "Теория справедливости" (1971), основан на двух принципах: • равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав; • неравенства по социально-экономическим показателям, в рамках которого должны соблюдаться условия доступности обращения каждого к властным структурам и обеспечение возможности извлечения максимальной прибыли наименее привилегированными лицами. Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и особенности современных культур вынуждают использовать различные этические системы, принципы и ценности, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

В заключение остается добавить: чем больше предпринимателей в России заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности. А рост числа людей, "чтущих этический кодекс", поставит Российское государство на один уровень со странами, где давно существует цивилизованный рынок.


Информация о работе Основные подходы к моральным проблемам в этике бизнеса