Этнические учения Древнего Китая. Жизнь, Смерть, Бессмертие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых из стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, какими общество и государство должны быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие —государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Файлы: 1 файл

осн разл.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Об онтологических воззрениях Аристотеля говорит и  его понимание движения. Движение у Аристотеля тесно связывается  с конкретными формами бытия . Он подчеркивает, что движение помимо вещей не существует . Аристотель считал движение вечным , оно всегда было и во всякое время будет.

Несколько противоречивы  взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам , следовательно , источником является само движение. С другой стороны , возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель ( Бог) служит внешней причиной всякого движения.

Аристотель  различает шесть видов движения : возникновение , гибель , увеличение , уменьшение , перемену и изменение места.

Движение Аристотель тесно связывал с изменением . Он приводит четыре главных вида изменений : относящихся к сущности , к количеству, качеству и месту . Движение, относящееся к сущности , не может быть признано действительным , потому что в нем нельзя найти " противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю , противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение , а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом : реализация , осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.

Процесс осуществления , то есть переход возможности в  действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи ( как возможности ) к осуществлению реализации формы ( как реальности ) .

Аристотель  уделяет внимание и анализу "пространства" и "времени". Во-первых , он видит  тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.

Пространство  Аристотель также связывает с  движением тел , признает его объективное  существование. Пространство понимается как особая необходимая реальность , которая может проявляться в  движении тел , существуя независимо от них.

Заканчивая онтологическую часть философии Аристотеля , остановимся на его учении о причинности. Он различает четыре основных вида причин : материальную , формальную , активную и, или воздействующую , и причину конечную , или целевую. Материальная причина содержится в самой первой материи , в ее характере. В этом смысле она выступает также , как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи "истинную реальность". Активная ( или воздействующая ) причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую , или конечную , причину , которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания  и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако все они имеют неодинаковое значение. Формальные причины являются наиболее важными , чем материальные причины – такой вывод следует из учения Аристотеля из пассивной материи и активной форме. Место , которое он отводит целевой ( или конечной ) причине – уступка теологии. Эта причина , собственно , делает возможным познание завершения развития , реализацию цели , которую Аристотель обозначает понятием " энтелехия".

Аристотель  считает , что душа присуще всем объектам, принадлежащим живой природе, то есть растениям, животным и человеку. В ряде работ он приходит даже к таким взглядам : "душа не существует без материи" , деятельность души обусловлена состоянием тела , что подтверждает определенную материалистическую тенденцию . Однако в "Политики" Аристотель говорит, что "одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела ; душа по своей сути является господствующим принципом , тело – принцип подчиненный " . С подобными мыслями можно встретиться в трактате "О душе" : "… душа есть причина и начало живого тела … душа есть причина как то , откуда движение , как цель и как сущность одушевленных тел ". Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

Душа , по Аристотелю , имеет три различных уровня : вегетативный – душа растений ( речь идет здесь об определенной способности к жизни ) ; чувственный , преобладающий в душах животных , и разумный , присущий лишь человеку.

Разумную душу Аристотель , характеризует как ту часть души , которая мыслит и познает. Восприятие , то есть способность ощущать , характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения неотделимы от тела , но разумная душа не связана с телесностью , она вечна. Разуму , наконец, "лучше не быть связанным с телом " . Этот довод использовался философами – идеалистами как во времена Аристотеля , так и в позднейшее время.

Как философ  Аристотель обязан был решать гносеологические проблемы. Основным и исторически  первым уровнем познания он считает чувственное познание. Благодаря ему мы познаем конкретное бытие ( первые сущности ) . При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным.

Если чувственный  уровень – основа познания , то постижение общих закономерностей ,общего является привилегией разума , который подобно чувствам , черпающим из реальности , существует за счет чувственного опыта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс  от простейших элементарных чувственных  ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова : ощущение , представление , опыт , усиленный памятью , искусство, наука , которая представляет вершину.

Научное познание , по Аристотелю , представляется как  вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания" , но лишь посредством познания единичного , и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание , мышление является самобытным , однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности . Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логики, - "Органон" ( органон – орудие ) . Логика Аристотеля развивалась в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями , мак и с его изучением природы и общества.

Аристотель  заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга  формулирования закона противоречия и  закона исключенного третьего. Эти  законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.

В теоретической  философии Аристотель вводит понятие "субстанция".

Под субстанцией  он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в сем – либо ином. Как таковое  бытие , не способное существовать ни в чем ином , субстанция никогда не может выступать в суждении , как его предикат, или атрибут , но только как его субъект.

Субстанцией , считал Аристотель, может быть только единичное  бытие. Только оно одно самобытно  в точном смысле этого слова. Он неуклонно  имеет в виду это бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. Другими словами , он полагает ,что существующее само по себе и потому совсем независимое от сознания , что бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытие и есть в этом смысле уже бытие как предмет понятия.

В плане бытия "форма" – сущность предмета. В  плане познания "форма" – понятие  о предмете.

Согласно Аристотелю , то , с чем может иметь дело знание , есть только понятие , заключающее  в себе существенные определения  предмета. Самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие и только бытие непреходящее, пребывающее .

У Аристотеля телеология становится последовательно объективной.

Предметы обладают не данной или предписанной им извне  целью , а сами , в самих себе , объективно имеют цель. Состоят они в реализации или в осуществлении "формы", понятия, таящегося в них самих. Но это и значит , что "цель" сводима к "форме" – к действительности того , что дано как возможность в "материи", предметов.

Причина движения и изменения – не основная и не несводимая: она также сводима к "форме" , ибо понятие о предмете , осуществленное в веществе ("материи"), и есть форма.

Если рассматриваются  отдельные предметы , то под "формой" и "материей" необходимо понимать просто то , из чего состоят эти предметы, иначе – их элементы.

В "форме" и "материи" следует видеть также  причины или принципы , исходя из которых мог бы быть объяснен весь мировой процесс. Под "материей" еще можно разуметь то , что подвергается изменениям , но "форму" в качестве "начала движения" уже нельзя определить как то , чего мир еще только достигает в своем процессе движения.

Если рассматриваются  уже не отдельные предметы природы , а вся природа в целом, то для  объяснения его необходимо допустить  существование , во – первых, "материи" мира и , во- вторых, "форма" мира , пребывающей вне самого мира.

По мнению Аристотеля , существует лишь один способ устранить  это противоречие : необходимо допустить , что происходящее в мире движение не только не имеет начала , но не имеет и конца, то есть вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного движения мира.

Перводвигатель  мира есть , согласно Аристотелю , Бог.

Из неподвижности  перводвигателя мира Аристотель выводит  как необходимое свойство Бога его  бестелесность. Всякая телесность , или  материальность , есть возможность  иного бытия , перехода в это новое , а всякий переход , по Аристотелю , есть движение. Но Бог , он же перводвигатель – неподвижное бытие; следовательно , Бог необходимо должен быть бестелесным.

Каждый предмет  материального мира есть , во-первых , "материя", то есть возможность  или средство реализации своего понятия  и , во-вторых, , "форма" , или действительность это возможности , или осуществления понятия. Так как Бог , по Аристотелю , - наивысшая действительность, то Бог есть ум.

В этом уме необходимо различать активный и пассивный  элементы. Активные элементы сказываются, когда мысль есть лишь деятельная.Но высшая деятельность мысли , по Аристотелю , - деятельность созерцания. Стало быть , будучи умом и высшей деятельностью , ум Бога есть ум , вечно созерцающий.

Итак , Бог, или  перводвигатель, есть созерцающий чистый ум.

Именно поэтому  Бог , как его понимает Аристотель , есть цель мира и всего мирового процесса , есть форма всех форм.

Учение это  – теология высшего бытия –  единая и единственная божественная бестелесная "форма" , "чистый" беспримесный ум, мыслящий собственную  деятельность мышления. Бог Аристотеля – как бы идеальный величайший и современнейший философ, созерцающий свое познание и мышление , чистый теоретик.

По своему предмету научное знание есть знание о бытии.

Аристотель  считал ,что предмет искусства  – производство вещей или произведений при помощи способности , определенной к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера это знание – созерцание предмета, теория , умоззрение. У науки есть общее с искусством, как и искусству , знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в большем смысле слова , сем опыт, оно сопровождается истинными суждениями. То , что в вещах показывает чувственное познание , то есть ощущение , зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. Напротив , то , что показывает в вещах научное познание , не зависит ни от пространства , ни от времени.

Для Аристотеля логика – не отдельная наука , а  орудие всякой науки. Аристотель называет логику "Аналитикой", ее основные учения : об умозаключении и доказательстве. Задача логики , как ее понимает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам , способным стать источником его объяснения. Из этого видно , что основной метод Аристотеля – "сведение".

В логических исследованиях  Аристотеля интересовали три проблемы:

вопрос о  методе знания , или диалектика;

вопрос о  двух основных методах выяснения  знания достоверного , эти методы –  определение и доказательства;

вопрос о  месте нахождения посылок знания, это индукция.

Аристотелевская индукция – не только путь от единичного к общему , но и метод противопоставления дедукции.

Восприятие ( или  ощущение) – способ бытия и соответственно познания, общий у человека со всеми  живыми существами. Способность удерживать часть воспринятого есть память. Из часто повторяющегося воспоминания об одном и том же возникает опыт. Из опыта же , то есть из всего общего , сохраняющегося в душе , берут свое начало навыки и наука. Навыки возникают , когда происходит процесс создания вещей ; наука – "если дело касается существующего".

Только определение  может превратить простое свидетельство  о факте в раскрытие сущности. И только доказательство способно превратить утверждение или отрицание существования  в причинное объяснение . Однако раскрыть эту сущность может только определение , для того же , чтобы выяснить связь сущности с ее действиями , требуется доказательство.

Важная часть  логики Аристотеля – теория силлогизма и доказательства. Очень важно  также его учение о понятие и о предложении ( суждении) .

Информация о работе Этнические учения Древнего Китая. Жизнь, Смерть, Бессмертие