Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, контрольная работа
Данная тема была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых из стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, какими общество и государство должны быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие —государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.
ВВЕДЕНИЕ
Слово философия — греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно «любовь к мудрости». “Любовь к мудрости” всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности.
Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Особое внимание они уделили в своих трудах проблеме общества и государственного устройства.
Данная тема была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых из стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, какими общество и государство должны быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие —государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.
Интерес к древнегреческим философам Аристотелю (384-322 до н.э.) и Платону (427 —347 до н.э.) не ослабевает в наше время.
Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Естественно, интерес многократно усиливается, если этот человек — Аристотель или Платон.
«... Платон —один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений»,—писал В.Ф. Асмус. К. Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древности”.
Целью нашей работы явилось изучение взглядов Платона и Аристотеля на проблему общества и государства.
1.ПЛАТОН
1.1. Жизнь Платона
О жизни Платона достоверно известно немногое . Вначале он был учеником Сократа. После казни Сократа ( 399 г. до н. э. ) Платон уехал из Афин в Мегару , а оттуда в Кирену – к математику Феодору – и потом в Египет . В то время Египет считался высокоразвитым государством. Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта . Идеализированное изображение этого строя он развил в своей утопии – "Государство". По – видимому , важным этапом в жизни Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный греческий центр. При сиракузском тиране Дионисии Старшем Платон неудачно пытался вмешаться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины , а в следующем году основал там школу , получившую в честь героя Академика название "Академия". По учению Платона , мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего : чувственные вещи непрерывно возникают и погибают , изменяются и движутся . Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном , нечувственном мире "идея" .
1.2. Учение Платона
Учения Платона носит теологический характер. Теология – учение о целесообразности. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее . Соединившись на Земле с телом , душа забывает то , что знала до своего падения на Землю . Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда- то созерцала . Человеческая душа независима от тела и бессмертна.
По Платону , мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей" : он стоит в каком – то отношении к миру "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона находится "душа мира" . Чувственный мир – порождение мира " идей " и мира " материи " . Если мир "идей есть мужское или активное начало , а мир материи начало женское , или пассивное , то мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Каждая вещь чувственного мира "причастна" и к своей "идее" , и к " материи". Поскольку чувственная вещь "причастна" своей " идее " , делает вывод Платон , то она есть ее несовершенное , искаженное отображение или "подобие". Посредством "веры" воспринимаются веши в качестве существующих и утверждаются в этом качестве . "Подобие" у Платона выполняет функцию представления в сознании. Диалектика Платона , прежде всего учение о бытии или об идеях , имеет ярко выраженный онтологический характер. В соответствии с этим "диалектика", как ее понимает Платон , не только путь или метод познания , это прежде всего онтологические прообразы , причины вещей чувственного мира . По Платону , в предметах чувственного мира не только противоположности переходят друг в друга , но и совмещают противоположные качества .
Однако для объяснения наблюдаемых явлений недостаточно предположить существование одних лишь идей. Ведь чувственные вещи преходящи , изменчивы , лишены истинного существования . Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием , но и каким – то образом и небытием. Выходит , что кроме бытия должно существовать также и небытие . Это небытие Платон отождествляет с материей . Благодаря существованию материи , или небытия , возникает множество чувственных вещей. Материя , которую Платон уподобляет "материи", "кормилице" , принимает в свое лоно вид (идею) и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида, каждой идеи во множестве чувственных вещей , обособленных друг от друга в пространстве. Учение это противостояло атомистическому материализму Демокрита, который был старшим современником Платона. Атомисты утверждали , что небытие существует ничуть не меньше , чем бытие. Но при этом бытие отождествляли с атомами , считая их телесными, а под небытием понимали пустоту , пространство, в котором движутся атомы.
Напротив , у Платона бытие – бестелстные , нематериальные идеи , а материя – небытие. При этом для Платона идеи первичные материи ; понятием небытия уже предполагается как его условие – бытие: небытие тоже есть бытие , но только иное по отношению в данному . Виды ( идеи) Платона прежде всего бытие , а не понятие нашего ума , и существует они сами по себе , независимо от субъекта, от его сознания и познания.
В объективно-идеалистическую основу системы взглядов Платона вторгается дуализм , учение о противоположности души и тела. Тело рассматривается как темница души , а душа- как бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную оболочку. Платон даже излагает систему доводов , доказывающих бессмертие души.
С представлением о природе души у Платона связано и его понимание знания . Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области , душа хранит истинное знание. Это воспоминание о нечувственном бытие , которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Область идей представляет , по Платону , систему , подобную пирамиде: на вершине пирамиде превыше знания и истины пребывает идея блага. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания : она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми , но и способность существовать и получать от нее сущность.
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения. Благо объявляется не только верховной причиной бытия , но вместе и целью .
Платон представляет , что бытие "иерархично" и состоит из различных слоев и областей неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и различие родов знания . Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции .
Низший сравнительно с идеями род бытия – предметы математического знания . Математические предметы родственны и идеям , и чувственным вещам . Как и идеи , они неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Они постигаются умом , но не посредством интуиции, а посредством размышления .
Степень реальности- чувственные вещи – несовершенная область вечного становления , генезиса и гибели . Чувственные вещи не могут быть предметом достоверного знания , а только мнение .
Низкий род
бытия – отображение
Согласно утверждению Платона, ни мнение , ни воображение не дают истинного, достоверного знания. Как и сами чувственные предметы , мнения непрерывно изменяются. Чтобы возвыситься до знания , мнения должны быть связаны в единство или тождество. Связь это производится деятельностью самой души. В душе хранится память об истинах ,которые она созерцала в области истинно сущих идей – еще до своего падения на Землю и до своего заключения в телесную оболочку.
Платон создает науку, которая позволяет истинно познавать сущее. Наука это - диалектика . Платон доказывает , что бытие , поскольку оно рассматривается само по себе , едино, вечно , тождественно , неизменно , неподвижно , бездейственно и не подлежит страданию . Поэтому бытие должно характеризоваться противоположными свойствами : оно един и множественно , вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и не покоится , движется и не движется , действует и не действует, страдает и не страдает.
Осознание противоположностей
в исследуемых предметах есть
необходимое условие для
Искусство пробуждать к исследованию и к размышлению посредством открытия противоречий есть то , что Платон называет искусством диалектики.
Платон различает содержание диалектики , это метод познания, ведущий от осознания противоречия и не совершенного знания к постижению истинно сущего . Диалектика характеризуется у Платона как метод движения от данных предположений к их все более и более высоким основаниям, пока , наконец, познающий не дойдет до наивысшего основания. Это восхождение ума есть у Платона движение , совершающееся только в области мышления, отрешенного от всего чувственного.
Нечувственное восхождение по ступеням разума до высшей основы – только первая половина пути. Здесь ум вновь нисходит к начальным – низшим – понятиям. Это так называемый метод восхождения от абстрактного к конкретному.
В наследии Платона интересны следующее моменты :
В научном познание, в практическом действии важна ответить на вопрос: что такое данная вещь, чем она отличается от других ? Идея вещи как раз и является ответом на данный вопрос. Идея вещи есть смысл вещи.
Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи , которая уже не делится на отдельные части и представляет собой в сравнении с ними новые качества. Стороны треугольника , взятые по отдельности , не есть треугольник. Тем не менее из – за определенного объединения трех отрезков получается нечто новое- треугольник. Итак , идея вещи есть цельность всех составляющих ее частей.
Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявления вещи. Например, любой механизм может быть работающим, если все его части объединены одной идеей ( часы) . Идея – есть закон.
Идея не вещественна , тому свидетельство- история развития науки и практики Итак, идея есть принцип осмысления вещей, их общая цельность , являющаяся законом их отдельных проявлений. Всеобщую закономерность, конечно, можно не называть идеей или совокупностей идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может .
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том , каким должно быть совершенное государство ( общежитие ) и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.
По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к отрицательному типу, где главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. "Какого бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг к другу : одно – государство богатых , другое – бедных " .
По Платону , отрицательный тип государства выступает в четырех формах : тимократия, олегархия , демократия и тирания.
Тимократия – то есть власть основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению . В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя : правители пользуются почетом, войны свободны от земледельчиских и ремесленных работ . Однако со временем любители драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.
Олигархия – власть немногих над большинством , бедные не участвуют в управлении. А в олигархии, во – первых , все занимаются самыми различными делами – и земледелием , и ремеслами , и войной. Во – вторых , это приводит к тому , что человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее
развитие олигархии приводит , по Платону
, в ее худшую форму государственного
устройства – в демократию . Это
власть и правление большинства,
но правление в обществе , в котором
противоположность между
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран " улыбается и обнимает всех , с кем встречается , обещает многое в частном и общем , освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется молистивым и кротким в отношении ко всем. Тирану необходимо непрерывно затевать войну , чтобы простой народ чувствовал потребность в вражде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть , то тиран , если захочет удержать власть , вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей , " пока у него не останется ни врагов , ни друзей."
Информация о работе Этнические учения Древнего Китая. Жизнь, Смерть, Бессмертие