Этнические учения Древнего Китая. Жизнь, Смерть, Бессмертие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых из стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, какими общество и государство должны быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие —государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Файлы: 1 файл

осн разл.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Слово философия  — греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно «любовь к  мудрости». “Любовь к мудрости”  всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности.

Рождение европейской  философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди  которых особое место принадлежит  Платону и Аристотелю. Особое внимание они уделили в своих трудах проблеме общества и государственного устройства.

Данная тема была, есть и будет одной из самых  сложных и противоречивых из стоящих  перед человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, какими общество и государство  должны быть «в идеале». При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие —государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Интерес к древнегреческим  философам Аристотелю (384-322 до н.э.) и  Платону (427 —347 до н.э.) не ослабевает в  наше время.

Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Естественно, интерес многократно усиливается, если этот человек — Аристотель или Платон.

«... Платон —один  из учителей человечества. Не будь его  книг, мы не только хуже понимали бы, кем  были древние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений»,—писал В.Ф. Асмус. К. Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древности”.

Целью нашей работы явилось изучение взглядов Платона и Аристотеля на проблему общества и государства.

 

 

1.ПЛАТОН

1.1. Жизнь Платона

О жизни Платона  достоверно известно немногое . Вначале  он был учеником Сократа. После казни  Сократа ( 399 г. до н. э. ) Платон уехал из Афин в Мегару , а оттуда в Кирену – к математику Феодору – и потом в Египет . В то время Египет считался высокоразвитым государством. Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта . Идеализированное изображение этого строя он развил в своей утопии – "Государство". По – видимому , важным этапом в жизни Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный греческий центр. При сиракузском тиране Дионисии Старшем Платон неудачно пытался вмешаться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины , а в следующем году основал там школу , получившую в честь героя Академика название "Академия". По учению Платона , мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего : чувственные вещи непрерывно возникают и погибают , изменяются и движутся . Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном , нечувственном мире "идея" .

1.2. Учение Платона

Учения Платона  носит теологический характер. Теология – учение о целесообразности. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала  там истинно сущее . Соединившись на Земле с телом , душа забывает то , что знала до своего падения на Землю . Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда- то созерцала . Человеческая душа независима от тела и бессмертна.

По Платону , мир чувственных вещей не отсечен  от мира "идей" : он стоит в каком  – то отношении к миру "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона находится "душа мира" . Чувственный мир – порождение мира " идей " и мира " материи " . Если мир "идей есть мужское или активное начало , а мир материи начало женское , или пассивное , то мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Каждая вещь чувственного мира "причастна" и к своей "идее" , и к " материи". Поскольку чувственная вещь "причастна" своей " идее " , делает вывод Платон , то она есть ее несовершенное , искаженное отображение или "подобие". Посредством "веры" воспринимаются веши в качестве существующих и утверждаются в этом качестве . "Подобие" у Платона выполняет функцию представления в сознании. Диалектика Платона , прежде всего учение о бытии или об идеях , имеет ярко выраженный онтологический характер. В соответствии с этим "диалектика", как ее понимает Платон , не только путь или метод познания , это прежде всего онтологические прообразы , причины вещей чувственного мира . По Платону , в предметах чувственного мира не только противоположности переходят друг в друга , но и совмещают противоположные качества .

Однако для  объяснения наблюдаемых явлений  недостаточно предположить существование  одних лишь идей. Ведь чувственные  вещи преходящи , изменчивы , лишены истинного  существования . Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием , но и каким – то образом и небытием. Выходит , что кроме бытия должно существовать также и небытие . Это небытие Платон отождествляет с материей . Благодаря существованию материи , или небытия , возникает множество чувственных вещей. Материя , которую Платон уподобляет "материи", "кормилице" , принимает в свое лоно вид (идею) и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида, каждой идеи во множестве чувственных вещей , обособленных друг от друга в пространстве. Учение это противостояло атомистическому материализму Демокрита, который был старшим современником Платона. Атомисты утверждали , что небытие существует ничуть не меньше , чем бытие. Но при этом бытие отождествляли с атомами , считая их телесными, а под небытием понимали пустоту , пространство, в котором движутся атомы.

Напротив , у  Платона бытие – бестелстные , нематериальные идеи , а материя  – небытие. При этом для Платона  идеи первичные материи ; понятием небытия уже предполагается как его условие – бытие: небытие тоже есть бытие , но только иное по отношению в данному . Виды ( идеи) Платона прежде всего бытие , а не понятие нашего ума , и существует они сами по себе , независимо от субъекта, от его сознания и познания.

В объективно-идеалистическую  основу системы взглядов Платона  вторгается дуализм , учение о противоположности  души и тела. Тело рассматривается  как темница души , а душа- как  бессмертная сущность небесного  происхождения, вселившаяся в телесную оболочку. Платон даже излагает систему доводов , доказывающих бессмертие души.

С представлением о природе души у Платона связано  и его понимание знания . Даже под бременем тела на Земле, вдали  от занебесной области , душа хранит истинное знание. Это воспоминание о нечувственном бытие , которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Область идей представляет , по Платону , систему , подобную пирамиде: на вершине пирамиде превыше знания и истины пребывает идея блага. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания : она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми , но и способность существовать и получать от нее сущность.

Учение об идее блага сообщает учению Платона о  бытии и о мире характер телеологического учения. Благо объявляется не только верховной причиной бытия , но вместе и целью .

Платон представляет , что бытие "иерархично" и состоит  из различных слоев и областей неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и  различие родов знания . Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции .

Низший сравнительно с идеями род бытия – предметы математического знания . Математические предметы родственны и идеям , и чувственным  вещам . Как и идеи , они неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Они постигаются умом , но не посредством интуиции, а посредством размышления .

Степень реальности- чувственные вещи – несовершенная  область вечного становления , генезиса и гибели . Чувственные вещи не могут быть предметом достоверного знания , а только мнение .

Низкий род  бытия – отображение чувственных  вещей . Постигаются эти отображения , или образы вещей , при посредстве воображения.

Согласно утверждению  Платона, ни мнение , ни воображение не дают истинного, достоверного знания. Как и сами чувственные предметы , мнения непрерывно изменяются. Чтобы возвыситься до знания , мнения должны быть связаны в единство или тождество. Связь это производится деятельностью самой души. В душе хранится память об истинах ,которые она созерцала в области истинно сущих идей – еще до своего падения на Землю и до своего заключения в телесную оболочку.

Платон создает  науку, которая позволяет истинно  познавать сущее. Наука это - диалектика . Платон доказывает , что бытие , поскольку оно рассматривается само по себе , едино, вечно , тождественно , неизменно , неподвижно , бездейственно и не подлежит страданию . Поэтому бытие должно характеризоваться противоположными свойствами : оно един и множественно , вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и не покоится , движется и не движется , действует и не действует, страдает и не страдает.

Осознание противоположностей в исследуемых предметах есть необходимое условие для пробуждения  души к размышлению .

Искусство пробуждать к исследованию и к размышлению  посредством открытия противоречий есть то , что Платон называет искусством диалектики.

Платон различает  содержание диалектики , это метод  познания, ведущий от осознания противоречия и не совершенного знания к постижению истинно сущего . Диалектика характеризуется у Платона как метод движения от данных предположений к их все более и более высоким основаниям, пока , наконец, познающий не дойдет до наивысшего основания. Это восхождение ума есть у Платона движение , совершающееся только в области мышления, отрешенного от всего чувственного.

Нечувственное восхождение по ступеням разума до высшей основы – только первая половина пути. Здесь ум вновь нисходит к  начальным – низшим – понятиям. Это так называемый метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В наследии Платона  интересны следующее моменты :

В научном познание, в практическом действии важна ответить на вопрос: что такое данная вещь, чем она отличается от других ? Идея вещи как раз и является ответом на данный вопрос. Идея вещи есть смысл вещи.

Идея вещи есть такая цельность всех отдельных  частей и проявлений вещи , которая  уже не делится на отдельные части  и представляет собой в сравнении  с ними новые качества. Стороны  треугольника , взятые по отдельности , не есть треугольник. Тем не менее из – за определенного объединения трех отрезков получается нечто новое- треугольник. Итак , идея вещи есть цельность всех составляющих ее частей.

Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявления вещи. Например, любой механизм может быть работающим, если все его части объединены одной идеей ( часы) . Идея – есть закон.

Идея не вещественна , тому свидетельство- история развития науки и практики     Итак, идея есть принцип осмысления вещей, их общая цельность , являющаяся законом их отдельных проявлений. Всеобщую закономерность, конечно, можно не называть идеей или совокупностей идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может .

В мировоззрении  Платона важное место принадлежит  его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том , каким должно быть совершенное  государство ( общежитие ) и каким  воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

По мнению Платона, все существующие государства принадлежат  к отрицательному типу, где главным  двигателем поведения людей оказываются  материальные заботы и стимулы. "Какого бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг к другу : одно – государство богатых , другое – бедных " .

По Платону , отрицательный тип государства  выступает в четырех формах : тимократия, олегархия , демократия и тирания.

Тимократия  – то есть власть основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению . В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя : правители пользуются почетом, войны свободны от земледельчиских и ремесленных работ . Однако со временем любители драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

Олигархия –  власть немногих над большинством , бедные не участвуют в  управлении. А в олигархии, во – первых , все занимаются самыми различными делами – и земледелием , и ремеслами , и войной. Во – вторых , это приводит к тому , что человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее  развитие олигархии приводит , по Платону , в ее худшую форму государственного устройства – в демократию . Это  власть и правление большинства, но правление в обществе , в котором  противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее . чем при олигархии . В этом обществе возникает зависть и злоба бедных к богатым. Неуклонно развиваясь , имущественная противоположность становится заметной даже во внешности тех и других. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию . Если восстание заканчивается победой бедняков , то они часть богатых уничтожают, часть изгоняют , а государственная власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества.

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран " улыбается и обнимает всех , с кем встречается , обещает многое в частном и общем , освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется молистивым и кротким в отношении ко всем. Тирану необходимо непрерывно затевать войну , чтобы простой народ чувствовал потребность в вражде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть , то тиран , если захочет удержать власть , вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей , " пока у него не останется ни врагов , ни друзей."

Информация о работе Этнические учения Древнего Китая. Жизнь, Смерть, Бессмертие