Жизнь и учение Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что Сократ не оставил письменного наследства.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

I Биография Сократа...........................................................................................4

II Об отношении Сократа к демократии...........................................................6

III Софисты и философия Сократа....................................................................8

IV Учение и наказание Сократа.......................................................................11

Заключение.........................................................................................................14

Список использованной литературы...............................................................15

Файлы: 1 файл

Контрольная философия.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Уфимский государственный  университет экономики и сервиса

(УГУЭС)

 

 

 

 

Кафедра: « Философия  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « Философия  »

Тема:  Жизнь и учение Сократа

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Мухамадеева Г.Х.

Студентка гр ФЗК 32

№ зач.кн 1001304

Проверил:

 

Уфа 2012

 

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

 

I Биография Сократа...........................................................................................4

 

II Об отношении Сократа к демократии...........................................................6

 

III Софисты и философия Сократа....................................................................8

 

IV Учение и наказание Сократа.......................................................................11

 

Заключение.........................................................................................................14

 

Список использованной литературы...............................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Все это создает большие трудности при воссоздании подлинно исторической фигуры Сократа. В последующие времена, вплоть до наших дней, Сократа оценивали и оценивают по-разному.

Чтобы разобраться в  существе поставленной проблемы и разыгравшейся  вокруг нее идейно-философской борьбе, чтобы выяснить теоретическое содержание, смысл и значение учения Сократа, необходимо прежде всего рассмотреть  его взгляды в контексте социально-политической истории и идейно-духовной атмосферы Древней Греции периода его жизни и деятельности. Эта задача определила рамки и структуру настоящей работы. Автор ни в коей мере не претендует на бесспорность своих суждений, на окончательное решение «сократовского вопроса». Стремясь избежать предвзятости, он попытался выявить общий дух учения Сократа, определить смысл и значение его деятельности.

 

 

 

 

 

 

I Биография Сократа

 

Сократ родился в  Афинах в 469 или 470 году до нашей эры.

Отец Сократа, Софроникс, был каменотесом и, вероятно, зажиточным человеком. Об этом свидетельствует тот факт, что спустя сорок лет его сын отправляется на войну как тяжеловооруженный воин (гоплит).

Мать Сократа, Фенарета, была повитухой. Сын-философ сравнивает ее искусство с философским методом майевтики – Сократ, как и мать, принимает роды, но не у жен, а у мужей, и роды души, а не тела.

Обучает Сократа Анаксагор  из Клазомен, друг семьи, один из самых  знаменитых в то время философов, обучавший также Перикла.

Примерно 440 год до нашей эры – в Афинах эпидемия чумы. Перикл приглашает в город жрицу храма Аполлона Диотиму из Мантинеи для свершения церемонии очищения столицы Эллады. Сократ также присутствует при церемонии. Диотима посвящает его в мистерии Эроса. Подробно об этом написано у Платона в диалоге «Пир».

433 год до нашей эры  – начало Пелопонесской войны  (воюют Афины и Спарта, позже  в конфликт втягиваются все  греческие государства). Сократ уходит  на войну. 

432 год до нашей эры  – Сократ участвует в битве  при Потидеи, где геройски спасает жизнь своему другу Алкивиаду.

422 год до нашей эры  – Сократ участвует в битве  при Амфиполе. Афиняне проигрывают  эту битву, и им приходится  отступать. По легенде, воин  Сократ уходил назад, обратившись  лицом к врагу. 

О своем призвании быть философом Сократ узнает уже в зрелом возрасте от Дельфийского оракула. Один из друзей Сократа спросил: «Кто из эллинов самый мудрый?», на что оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Сократ ответил на это: «Я знаю лишь, что ничего не знаю».

Сократ не оставил  после себя никаких письменных работ. Он не записывает свои мысли, поскольку  считает, что единственная сфера  существования мудрости – живой  диалог. О философских взглядах Сократа  мы знаем благодаря его ученикам, в первую очередь Платону и Ксенофонту. Последние прославляют своего учителя уже после смерти. Сократ упоминается в комедиях Аристофана – эти упоминания были прижизненными, пародийными и саркастическими.

Уже пожилым человеком  Сократ (возможно, второй раз в жизни) вступает в брак с Ксантиппой, женщиной, до сих пор известной благодаря своему сварливому характеру. Несмотря не это, в браке рождается трое детей.

406 – 405 годы до нашей  эры – Сократ, до этого старавшийся  не принимать участия в политической  жизни Афин, становится членом афинского Совета пятисот. Судят полководцев, одержавших победу в битве у Аргинусских островов. Здесь Сократ отличается тем, что сначала с группой единомышленников, а потом и один, выступает против несправедливо вынесенного смертного приговора.

404 год до нашей эры  – Сократ снова проявляет свою  нетерпимость к произволу властей  и несправедливости. Он отказывается  подчиниться приказу Тридцати  тиранов, только что пришедших  к власти в Афинах, арестовать  невиновного человека, которого  правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости.

399 год – суд Афин  выносит Сократу смертный приговор. Его обвиняют в том, что он  «придумывает новых богов» (Сократ считал, что существует лишь единый бог) и «развращает молодежь» (передает собственные суждения ученикам). Сократ не признает своей вины. По закону в течение 30 дней после вынесения приговора он должен находиться в тюрьме. Ученики пытаются вызволить его оттуда, готовят побег. Сократ отказывается бежать. По истечении положенного срока он выпивает чашу с ядом цикуты и тут же умирает в окружении своих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Об отношении Сократа  к демократии

 

На философа большое значения оказала Пелопонесская война (431-404 гг. до н. э.), во время которой он жил. Сократ явился свидетелем величия и падения Афин. Его жизнь и деятельность протекали в один из напряжённейших периодов афинской и всей греческой истории. Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца, и проявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при отступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам.

Правда, пишет Кессиди, в вопросе об участии в политике государства, в деятельности его учреждений Сократ избрал весьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия в государственной жизни, мотивируя это принципиальным расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством «несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве». В то же время он не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей (посещение народного собрания, участие в суде присяжных и т. п.), налагаемых на него законами государства.

Власть, узнав о неприязни  Сократа к правительству, запретило  ему беседовать с молодыми людьми, угрожая в случае неповиновения  смертью.

Основу благополучия государства и нормального функционирования его учреждений Сократ видел в нерушимости законов, в повиновении граждан законам.

Сократ отводил решающую роль не столько форме правления (за исключением тирании, которую  он осуждал), сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству  государством. Сократ подвергал критике практику выбора должностных лиц по жребию.

И действительно, в Афинах V в. до н. э. одни должностные лица избирались путем голосования в народном собрании, другие — путем жеребьевки, и последнее рассматривалось, как  волеизъявление богов. Должности были годовые. По окончании срока полномочий все должностные лица должны были давать отчет о своей деятельности. И редко когда афинский гражданин не занимал в течение жизни какой-либо должности, подчас весьма ответственной.

Сократ учил, что глупо выбирать должностных лиц посредством бобов. «Подобные речи, говорили потом на суде, возбуждают в молодежи презрение к установленному государственному строю и склонность к насильственным действиям». Следовательно, Сократ — противник демократии (равноправия), «антидемократ». Сократ требовал ясного определения и самой демократии, и ее задач. Этим он ставил своих сограждан в затруднительное положение, приводил их в отчаяние и нередко вызывал недовольство и раздражение.

Уважая физический труд, Сократ придерживался убеждения, что «у людей больше нравственности» и справедливости тогда, когда они заняты «полезным трудом», а не тогда, когда ведут праздный образ жизни. Он признавал, что свобода и счастье заключаются в деятельной жизни, а не в том, чтобы только «есть и спать» и ничего не делать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Софисты и философия Сократа

 

Как известно, философия  как сфера духовной культуры получила свое наименование («любовь к мудрости») у древних греков.

Афины дали миру таких  «вечных спутников» человечества, как Сократ и Платон, Эсхил и Софокл, Аристофан и Еврипид, Фукидид, Фидий и Перикл.

В столицу Греции стремились почти все прославленные философы, ученые и ораторы, поэты, скульпторы и замечательные мастера-ремесленники. Здесь же появились софисты и приобрели популярность среди молодёжи.

Термин «софист» означал  «мастер», «умелец», «искусник» и прилагался ко всем видам ремесел и «художеств» (искусств).

Позже этот термин становится почетным наименованием людей, отличающихся способностями и талантом, познаниями и опытом в самых различных областях деятельности и культуры: «софистами» стали называть выдающихся государственных деятелей, законодателей и стратегов, философов, врачей и поэтов, архитекторов, музыкантов, актеров и т. д.

Софисты ставили вопрос о роли субъекта (человека) в процессе познания. Выдвинули идеи о субъективном характере человеческих представлений и оценок, идею, согласно которой истина (добро, прекрасное и т. п.) существует лишь для нас, людей. С этой точки зрения, нет и не может быть ничего истинного, справедливого или прекрасного вне и независимо от человека и общества. Но так как у разных людей, народов и групп общества — разные представления об истинном, справедливом и прекрасном, то отсюда следует, что сколько людей, столько истин, столько оценок и мнений о справедливом и прекрасном.

Против индивидуализма, субъективизма и релятивизма  софистов со всей решительностью выступил Сократ.

Связывало их то, что они  провозглашали человека центром  мироздания. В конечном счете, общим  для софистов и Сократа является то, что они ориентировали философию на постановку вопроса о сущности человека, его месте и назначении в мире.

Считая попытки интерпретировать мифы о богах и героях бесполезным  занятием, Сократ призывал обратиться к исследованию самих себя с тем, чтобы выяснить, каковы люди по своей природе и назначению, каков человек по своей сути и чего вообще он стоит. Этот вопрос Сократ считал единственно важным и серьезным, таким, по сравнению с которым все остальные теряют свою ценность. Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной проблемы, есть метод самопознания. Так понимал и истолковывал один из важных моментов учения Сократа его гениальный ученик — Платон.

Как-то раз, описывает  Платон, Сократ подошёл к одному из государственных мужей, считавшемуся весьма мудрым человеком и вступил с ним в беседу о справедливости, законе, власти и т. п. Результат беседы оказался довольно неожиданным: Сократ убедился в том, что «этот человек только кажется мудрым и многим другим людям, и особенно самому себе, но на самом деле не мудр». «Уходя оттуда, — продолжает Сократ у Платона, — я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому, что мы с ним, пожалуй, оба ничего хорошего и дельного не знаем, но он, не зная, воображает, будто что-то знает, а я, если уж не знаю, то и не воображаю».

Иначе говоря, по Сократу, человеческая мудрость состоит в  осознании своего неведения относительно «важнейших вопросов».

В действительности же мудр лишь бог, а человеку дано быть только любителем мудрости — философом.

При постановке целей  и задачи философии Сократ пользовался  дельфийским призывом «познай самого себя». В осуществлении этого  девиза Сократ усматривал свое жизненное  назначение и призвание.

Исходя из того, что  философ — это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал, как было сказано, испытывать «самого себя и других». Основным средством «испытания» он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем.

Тот факт, что Сократ не оставил письменного изложения своего учения, так же примечателен, как и форма его философствования — диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Он считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований бессмысленной. Даже смерть он воспринимал лишь как ожидаемую возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами и героями.

Информация о работе Жизнь и учение Сократа