Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:01, контрольная работа
Переход российской экономики от административно-командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов и продолжающийся по настоящее время, выявил значительное количество проблем, требующих своего разрешения в рамках формирования новой государственности нашей страны.
Одной из наиболее острых проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда.
Контроль за системой рабочих мест мог бы быть установлен посредством введения программирования занятости населения в качестве основополагающей функции соответствующих структур управления на всех территориальных уровнях.
Программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо определить прежде всего ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования — определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы.
Показатель ожидаемой
экономической активности населения
зависит от ряда взаимосвязанных
факторов: от состояния экономики, развития
демографической ситуации, изменений,
происходящих в экономически неактивных
видах деятельности населения (обучение,
военная служба, домашнее хозяйство).
Так, например, переход на эффективное
развитие экономики приведет к рационализации
структуры занятости населения
в экономике и обусловит
Определяемые на этапе
программирования параметры ожидаемой
в перспективном периоде
При этом обязательность этой процедуры целесообразно закрепить в законе о занятости, а вердикт оценки приемлемости законодательно возвести в статус основы принятия (непринятия) выбранных приоритетов в структурно-инвестиционной, кредитно-финансовой, налоговой и других составляющих социально-экономической политики государства, через которые регулируется экономика.
Аналогичным образом должна быть определена и предельно допустимая величина средней продолжительности периода безработицы. Дело в том, что при одних и тех же масштабах, например, среднегодовой безработицы средняя продолжительность ее периода может существенно различаться. Он зависит от оборота рабочей силы на рынке труда (потока выхода граждан на рынок труда в поисках работы, среди которых основную часть составляют бывшие работники предприятий и организаций, и оттока граждан с рынка труда, основную часть среди которых составляют трудоустраивающиеся граждане). Другими словами, продолжительность периода безработицы зависит главным образом от изменений в системе рабочих мест (их ликвидации, освобождения и приращения).
Важность данного показателя
определяется тем, что он указывает,
является ли безработица застойной
или, напротив, представляет собой мобильный
резерв рабочей силы, которым «питается»
развивающаяся экономика
Ожидаемая безработица может считаться приемлемой, если в рамках проводимого экономического курса:
• средняя продолжительность
ее периода не выше законодательно
установленной предельно
• гарантируется ее полное и своевременное финансовое обеспечение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Другими словами, приемлемой является безработица, которая представляет собой экономически обоснованный (по финансовым возможностям) и относительно мобильны (с точки зрения продолжительности периода) резерв активной рабочей силы, периодически переобучаемой с учетом потребностей экономики.
Программирование занятости
населения в экономике
• прогноза демографического
развития с целью определения
ожидаемой численности
• предлагаемого сценария
социально-экономического развития страны
с целью определения: масштабов
экономической неактивности трудоспособного
населения для расчета
В случае если ожидаемая безработица признается неприемлемой, предлагаемый сценарий социально-экономического развития страны подлежит обязательной корректировке. Существует два основных способа достижения приемлемых параметров безработицы. Первый связан с воздействием на систему рабочих мест в экономике, прежде всего путем ликвидации устаревших неэффективных рабочих мест и приумножения новых, прогрессивных. Второй способ предполагает регулирование экономически неактивных видов деятельности населения с целью увеличения их масштабов.
Экономическая неактивность
трудоспособного населения
В целях успешной реализации политики занятости следовало бы радикально изменить действующую систему финансирования регулирующих мер в области обеспечения занятости, разделить средства на пособия по безработице и средства на политику, проводимую в сфере занятости. Первые следует формировать на основе страховых принципов, причем за счет не только взносов работодателей, но и самих работников и использовать строго по назначению на материальную поддержку зарегистрированных безработных. Проблему финансирования политики занятости населения следовало бы решать за счет как части взносов работодателей в фонд занятости, так и средств бюджетов всех уровней, законодательно устанавливая расходы на политику занятости в процентах к ВВП.
В настоящее время статус
безработного получают около 65 — 70% незанятых
граждан, обращающихся в службу занятости.
Среди безработных почти 35% составляет
молодежь в возрасте 16-29 лет. Столь
значительный процент молодежи среди
лиц, получающих статус безработных, свидетельствует
о том, что государство не владеет
ситуацией с подготовкой
Проблему содействия трудоустройству безработных служба занятости решает, на первый взгляд, достаточно успешно. Так, начиная с 1995 г. доля лиц, имеющих статус безработных, в потоке трудоустроенных выше, чем доля лиц, признаваемых безработными, в потоке обращения незанятых. Но общественные работы как вид занятости радикально не решают проблему безработицы конкретного человека, поскольку носят временный характер и не всегда соответствуют профессиональным склонностям безработного. При внешнем благополучии в сфере социального обслуживания безработных, проявляющемся в относительном увеличении объемов их трудоустройства, одновременно растет средняя продолжительность
безработицы, удельный вес хронических безработных, продолжительность
безработицы которых составляет более 1 года..
Негативная динамика итоговых показателей работы органов службы занятости на фиксированном рынке труда с данным контингентом обусловлена их относительно слабыми возможностями в плане трудоустройства наименее защищенных категорий безработных[6]: молодежи, у которой нет опыта работы и достаточной квалификации; инвалидам, которых неохотно берут на работу работодатели. Их трудоустройство, как показывают приведенные ниже расчеты, не адекватно их доле в числе лиц, получающих статус безработных.
И если молодежь активно
откликается на предложение службы
занятости пройти курс переподготовки
(в общей численности
Анализ показывает, что
форма активной работы с
В совершенствовании нуждается также система материальной поддержки безработных она призвана стимулировать лиц данной категории к поиску работы, вызывать у них чувство неудовлетворенности своим положением и побуждать к активному поведению на рынке труда. Однако ныне действующий в России порядок установления и выплаты пособия по безработице этому не способствует. Напротив, он «консервирует» пассивность безработного и таким образом провоцирует сознательное использование периода безработицы для бездействия в течение относительно продолжительного времени.
Заключение
Существенная особенность товара «труд» заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.
В связи с этим необходимо
отметить особенности рынка труда,
которые заключаются в
во-первых, специфичен сам товар, который продается и покупается - это способности человека, его навыки, опыт, квалификация, с помощью которых он производит какой-то продукт или выполняет работу;
во-вторых, труд в отличие от обычных товаров, покупается не для удовлетворения индивидуальных запросов потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию или услугу.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
При сокращении внутреннего
валового продукта в 1991 –1999 годах на
42,5% численность занятых
На основе анализа и
прогноза социально-экономического развития
на краткосрочную перспективу
В этой связи важнейшей
мерой регулирования
Список используемой литературы:
1. Куликов В.В. Современная экономика труда: Монография. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
2. Российский экономический журнал. – 2006. - №12.
3. Павленков В.А. Рынок труда: Учебник. – М., 2002.
4. Вопросы экономики, 2003, №4
5. Экономист, 2007, №3
6. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. - М.: РЭА, 2006.
7. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009.
8. Старовойтова Л. И.
Занятость населения и её
9. Российское
10. Рынок труда. Учебник под общей редакцией Булгакова В. С. «Экзамен», М., 2003г.