Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство – это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты исследования предпринимательства за рубежом.
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела.
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства.
1.3 Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран.
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка.
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах.
2.2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства зарубежом.
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
Заключение
Библиография
Голоссарий

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.35 Кб (Скачать)

В Испании существует множество  программ, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое  внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие  в социальной политике страны путем  создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании большое  внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы  развития малого предпринимательства  основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие.

Государство содействует  поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных  организаций и фондов. Такие организации  делятся на две группы.

  • К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями.
  • Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании.

К положительным сторонам развития малого предпринимательства  в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации  малого предприятия и получения  лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают  участие в развитии малого предпринимательства  страны.

Малое предпринимательство  в Германии.

Малое предпринимательство  в Германии является одним из важнейших  секторов экономики. Правительство  осуществляет поддержку малого предпринимательства  как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные  программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.

Правительство Германии предоставляет  льготы для получения кредита  для развития малого предпринимательства  для следующих объектов:

  • предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;
  • предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;
  • малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;
  • предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;
  • малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.

К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства  в Германии относятся: «Концепция развития научно-технической политики по отношению  к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование  сбережений для открытия собственного бизнеса». С помощью первой программы  осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением  проектов «start-up».

Малое предпринимательство  Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с  эпохи зарождения капитализма, в  стране появились первые крупные  предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями  предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и  производства. В настоящее время  ТПП функционируют на уровне государственных  организаций, которые обязывают  всех субъектов малого предпринимательства  стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся  к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству  Германии.

Развитие малого предпринимательства  в Японии.

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области  технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка  малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике  Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует  заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных  технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое  предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование  рыночной стоимости выпускаемой  продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных  цен, субъекты малого предпринимательства  лишаются права осуществления своей  деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству  Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать  вывод, что в Японии существуют хорошие  условия для развития малого предпринимательства.

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают  активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них  займы и оказывает помощь в  получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных  гарантий. Вместе с тем при государственной  поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных  центрах и предоставляется квалифицированное  консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые  предоставляются субсидии, кредиты  на специальных льготных условиях и  займы относятся:

  • усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;
  • внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
  • содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
  • разработка и внедрение новых видов продукции;
  • создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.

Предпринимательство в Сингапуре.

Сингапур является крупнейшим мировым центром переработки  нефтяных продуктов и производства полупроводников. Многие специалисты  считают, что Сингапур – лучшее место  для осуществления предпринимательской  деятельности. В стране широко развита  рыночная экономика и финансовая инфраструктура, ведь именно здесь  расположены представительства  более 3000 крупнейших компаний мира.

Основные причины процветания  экономики и предпринимательства  в Сингапуре:

  1. Наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Существует льготное налоговое законодательство в отношении к малого предпринимательства, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций. Также отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.
  2. Основой малого предпринимательства Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других. Эти сферы услуг предоставляют рабочие места для подавляющей части населения страны, составляющей до 70-80%. Большинство жителей Сингапура занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, некоторые владеют акциями и другими ценными бумагами различных компаний. Таким образом, средний класс в Сингапуре составляет около 80% от общего числа населения.
  3. Созданы приемлемые условия для открытия малого предпринимательства и для осуществления непосредственной деятельности, которые описаны в законодательных актах и подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на малые и средние предприятия, начинающие свой бизнес.

В соответствии с проводимыми  исследованиями CNN Time Warner Group, Сингапур занимает 5-е место по развитию малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство  в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии  рабочих, которое не должно превышать  двухсот. Данную группу делится на две  категории.

  • Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов.
  • Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок.

В Сингапуре функционирует  около 140 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что  составляет около 90 процентов всех предприятий страны. Малое предпринимательство  обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения страны, обеспечивая прирост около 5-6 процентов  в год.

Такое развитие малого предпринимательства  было бы невозможно без поддержки  государства. Правительство Сингапура  заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства  с целью их конкурентоспособности  на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре  занимается специально созданное агентство  «Spring», которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления:

  • развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства;
  • предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям;
  • оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;
  • контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров;
  • совершенствование структуры малого предпринимательства;
  • подготовка кадров для управления малым предпринимательством.

В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые  включают специальные займы, страхование  кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность  рабочих на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные  льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку  и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию.

Правительство Сингапура  финансирует в большой степени  обучение и повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере  малого предпринимательства. Для этого  функционируют государственные  и некоторые частные учебные  заведения.

Несмотря на наличие в  Сингапуре государственных контролирующих органов, наблюдающих за выполнением  стандартов в различных отраслях экономики, бюрократия чиновников в  стране сводится к минимуму. Следует  заметить, что вероятность получения  взятки должностным лицом исключается  практически на 100%. Чиновникам Сингапура  запрещено принимать любые подарки.

 

 

2.2 Проблемы и перспективы  развития предпринимательства зарубежом

 

Уровень развития бизнеса  напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как  в странах - членах ЕС не менее 30. В  России доля малых фирм в общем  числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия  малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Развитие бизнеса на зарубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует  развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые  технологии и улучшать эффективность  производства, эффективность всей экономики  ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование  интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий  для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности  малого бизнеса.

Основные цели регулирования  и поддержки малого бизнеса в  Европе:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более
  • глубокого экономического сотрудничества.

Информация о работе Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка