Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство – это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты исследования предпринимательства за рубежом.
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела.
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства.
1.3 Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран.
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка.
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах.
2.2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства зарубежом.
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
Заключение
Библиография
Голоссарий

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.35 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГБОУ ПО «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО  И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра « Экономика и менеджмент»

Дисциплина «Предпринимательская деятельность»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Зарубежный  опыт развития предпринимательства  и его поддержка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕНЗА 2011

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты исследования  предпринимательства за рубежом.

1.1 Сущность и история развития  предпринимательского дела.

1.2 Функции и классификация видов  предпринимательства.

1.3 Роль предпринимательства в  экономике зарубежных стран.

2. Основные характеристики бизнеса  за рубежом и его поддержка.

2.1 Тенденции развития предпринимательства  в зарубежных странах.

2.2 Проблемы и перспективы развития  предпринимательства зарубежом.

2.3 Направления государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства в зарубежных  странах.

Заключение

Библиография

Голоссарий

 

 

Введение

 

Предпринимательство – это  способ хозяйствования, который в  результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями  называли предприимчивых людей, действующих  на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным  операциям. В дальнейшем к предпринимательству  стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли  и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства  как оформившегося устойчивого  явления относят к XVII веку. Оно  развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом  возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

С психологической точки  зрения основной чертой предпринимателя  является такой тип мотивации, как  потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных  идей. Для того чтобы быть преуспевающим  предпринимателем, нужны специфические  способности и соответствующие  мотивы поведения. Предприниматель - это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

 

1. Теоретические аспекты  исследования предпринимательства  за рубежом

 

1.1 Сущность и история  развития предпринимательского дела

 

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних  веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением  капитализма тяга к богатству  преобразовывается в желание  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают  цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.

Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для  торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600г., была создана английская Ост-Индская  торговая компания, в 1602г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670г. – компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения.

Вместо этого широкое  развитие приобретают средние и  крупные фирмы. Постепенно мотив  получения максимальной прибыли  становится определяющим. В это время  появляется новая специальность  – менеджер – руководитель и  организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее  сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над  всеми ними как бы возвышается  менеджер, освободившийся от большинства  функций и сосредоточившийся  на руководстве производством и  его организации. Понятия «предприниматель»  и «предпринимательство» впервые  применил английский экономист конца XVII–XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ.

Позже французский экономист  конца XVIII – начала XIX вв. Ж.Б.Сей сформулировал определение предпринимательской деятельности как комбинирование, соединение трех классических факторов производства, таких как земли, капитала, труда.

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятиями, управляемыми одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе к  малым относятся предприятия  с оборотом менее 40 млн. евро, либо имеющие  общий баланс менее 27 млн. евро. По численности  персонала к микропредприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 9 человек к малым предприятиям - с числом работающих от 10 до 49 человек, к средним предприятиям - с числом работающих от 50 до 249 человек. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с численностью до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как«малые» от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как «крупные».

В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  в 1988г. В этот период к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающем: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы -25, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

Преимущества малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые  и средние предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них высок  уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто  производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию  значительному числу наемных  работников. Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению  практических знаний. Малые и средние  предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Недостатки малого предпринимательства

Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

  • более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении собственным делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малого бизнеса  США главными причинами неудач чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;
  • неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты.

Частыми причинами банкротств малых фирм являются:

  • запущенность бизнеса;
  • плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы;
  • катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малого бизнеса на успех  повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых  фирм, более удачливы в бизнесе, чем  мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в  управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или  четырех лиц, шансы на выживание  выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать  малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и  принципов организации предпринимательства  в будущем. Однако в силу объективного наличия менее благоприятных  условий хозяйствования, чем у  крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются  меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной  поддержке в соответствии с федеральной  и региональными программами  поддержки и развития малого предпринимательства.

Информация о работе Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка