1.2 Функции и классификация
видов предпринимательства
В рыночной экономике предпринимательство
выполняет общеэкономическую, ресурсную,
творческо-поисковую (инновационную),
социальную, организаторскую функции.
Отдельные ученые считают, что предпринимательству
свойственна и политическая функция,
которую осуществляют, как правило,
ассоциации (союзы) предпринимателей.
- Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.
- Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
- Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.
- Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
- Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.
- Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.
В теории предпринимательства
имеются различные подходы как при установлении
признаков, позволяющих классифицировать
предпринимательство, так и при определении
качественных и количественных характеристик
этих признаков, поэтому часто отнесение
той или иной предпринимательской деятельности
к тому или иному типу может являться относительно
«размытым», чрезмерно обобщенным. При
установлении типов (видов) предпринимательства
определяющее значение имеют объекты
предпринимательской деятельности, законность
ее осуществления, конечные результаты,
темпы роста, внедрение нововведений и
др.
Предпринимательскую деятельность
можно классифицировать по различным
характерным признакам.
- По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство развивается как частная и государственная собственность. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской).
- По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство.
- По распространению деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
- По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство.
- По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.
- По количеству участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское).
- По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.
С учетом направленности предпринимательской
деятельности, объекта капитала и
получения конкретных результатов
выделяются следующие виды предпринимательства:
- Производственное предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д.
- Коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности развивается относительно высокими темпами. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
- Финансово-кредитное предпринимательство является третьим видом. Это специализированная область предпринимательской деятельности, где предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами.
предпринимательство развитие
государственный поддержка
1.3 Роль предпринимательства
в экономике зарубежных стран
Экономика любого государства
не может нормально развиваться
без оптимального сочетания крупного,
среднего и малого бизнеса. Это доказывает
вся история экономического развития
ведущих стран мира.
Роль и значение малого
предпринимательства необходимо рассматривать
с нескольких позиций: экономической,
научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны
роль и значение малого бизнеса можно
определить с помощью таких показателей,
как:
- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
- доля малого бизнеса в экспорте продукции;
- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих
показателей, естественно, возрастает
роль малого бизнеса в экономике
страны. Например, в США на малые фирмы
приходится 54% всех занятых, 45% всех активов,
35% чистого дохода; в странах ЕС на малых
предприятиях трудится свыше 70% работающего
населения; в Японии на хозяйственные
единицы с числом занятых до 300 человек
(это 99,5% всех предприятий) приходится
78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой
продукции в обрабатывающих отраслях
промышленности. Доля малых предприятий
в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС —
67%, Японии — 55%.
Необходимо отметить, что
в бывшем СССР не уделялось должного
внимания развитию малого бизнеса, а
приоритет отдавался крупным
и средним предприятиям, что привело
в конечном итоге к монополизации
промышленного производства. С переходом
на рыночные отношения это стало
существенным тормозом для развития
национальной экономики.
Социальная значимость малого
бизнеса имеет разноплановый
характер. В результате развития малого
бизнеса она проявляется по следующим
направлениям:
- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
- улучшение качества обслуживания;
- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого
бизнеса имеет и иные различные
оттенки. Развитие малого бизнеса в
той или иной стране способствует
развитию позитивных процессов в
экономике (а как известно, политику и
экономику трудно отделить друг от друга),
демократизации общества, увеличению
политического веса на международной
арене, что, в свою очередь, приносит этому
государству не только политические, но
и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство
является неотъемлемой частью рыночной
экономики. Для него характерна особая
мобильность, гибкость и высокая
эффективность. Малые предприятия
могут создаваться в любом
секторе экономики в ответ
на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимущества
малого предпринимательства служат
стимуляторами для развития национальной
экономики, и поэтому государство
обязано оказывать существенную
поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий
имеются и уязвимые места. Главное
из них - малая величина индивидуального
капитала. Для подавляющего большинства
малых предприятий основным источником
стартового капитала или пополнения
средств, уже вложенных в бизнес,
является самофинансирование, и лишь
в случае достаточно успешного ведения
деловых операций появляется возможность
использовать банковский кредит. Однако
коммерческие банки всегда неохотно
взаимодействуют с малыми предприятиями,
потому что для них мелкие ссуды
менее выгодны, чем кредиты крупным
предприятиям, и сопряжены с гораздо
большим риском. Как свидетельствует опыт,
трудности доступа к коммерческому кредиту
порождают у многих малых предприятий
хроническую нехватку оборотного капитала,
что и становится причиной большей части
банкротств. Финансовое положение малых
предприятий особенно уязвимо в условиях
инфляции, поскольку в отличие от крупных
они имеют ограниченные возможности перекладывать
рост своих издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса
низкий уровень собственного капитала
в общем объеме финансовых ресурсов ведет
к повышенной зависимости от кредита.
На техническое перевооружение производства
требуются значительные средства, а получение
кредита связано с большим риском его
несвоевременного возврата, следовательно,
и банкротства. Но и эти негативные моменты
с лихвой перекрываются достоинствами
малого бизнеса.
2. Основные характеристики
бизнеса за рубежом и его
поддержка
2.1 Тенденции развития
предпринимательства в зарубежных странах
Предпринимательство в Испании.
Высокий уровень развития
малого предпринимательства способствовал
высокому уровню экономики страны.
Предприниматели обеспечили отсутствие
безработицы в стране и повлияли
на улучшение экономической ситуации
в стране в целом. Наибольшую часть
малых предприятий в Испании
составляет сельское хозяйство –
до 80%, остальные отрасли, такие как
строительство, промышленность, судостроение
составляют около 25-30%.