Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство – это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты исследования предпринимательства за рубежом.
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела.
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства.
1.3 Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран.
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка.
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах.
2.2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства зарубежом.
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
Заключение
Библиография
Голоссарий

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.35 Кб (Скачать)

Была разработана Европейская  хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства  европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий  и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных  попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя  были не очень удачными. Положения  Европейской хартии были учтены в  Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование  малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного  и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые  юридические модели (Европейская  акционерная компания, Европейский  пул экономических интересов), которые  позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые  отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных  государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и  через специальные программы, которые  реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке  малого бизнеса осуществляется из Структурных  фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый  бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать  на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам  преодолевать стагнационные явления в экономической сфере

 

2.3 Направления государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства в зарубежных странах

 

В странах - членах ЕС насчитывается  более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее  большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.

Средний бизнес – важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия – это  финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее  предприятие имеет свою стратегию  развития, а ее руководство уделяет  разработке стратегии ключевое внимание.

Средний бизнес – это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и  экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких  предприятий, а также знаний и  квалификации персонала наиболее высок  в секторе МСП.

Поддержка таких предприятий  должна быть не просто адресной – скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки  средних предприятий, набор и  качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий. Программы по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а также программы по развитию международных связей европейских предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые и средние предприятия.

В экономической политике Евросоюза большое внимание уделяется  поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими  категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости  выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях.

Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность  персонала за последние 3 года выроста  на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на таких предприятиях составил 115% за период 2002 – 2005гг.

В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе  и финансовая, поддержка (налоговые  и кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).

Основными направлениями  политики ЕС в отношении МСП являются:

  • упрощение нормативной базы, административных процедур;
  • участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в ЕС;
  • финансовая поддержка МСП, создающих новые рабочие места;
  • содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;
  • устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;
  • повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;
  • культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

Национальная политика в  странах-членах ЕС имеет своей целью  предоставление лучших условий для  бизнеса, увеличения конкурентоспособности  и обеспечения роста предприятий. При этом заметен уход от поддержки  в форме займов и дотаций и  переход к поддержке в форме  консультационных и информационных услуг. Одной из главных задач  Европейского Союза является претворение  в жизнь принципа «социального и  экономического слияния», направленного  на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем  развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и  менее обеспеченные слои общества в  ЕС следует поддерживать в первую очередь.

В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства в каждой стране ЕС разрабатывается министерством экономики и/или министерством промышленности и торговли. Другие министерства также участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики и пр.). Они оказывают помощь МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.

Торгово-промышленные палаты занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием, стимулированием международной  торговли и сотрудничества, выдачей  сертификатов качества, предоставлением  деловой информации. Частные финансовые учреждения - коммерческие банки, венчурные  компании предоставляют кредитную  поддержку МСП, а частные исследовательские  и консалтинговые структуры консультируют  по различным вопросам менеджмента, маркетинга, технологий.

Примером информационной поддержки является портал для МСП - http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm, на котором  дается обширная информация о политике и конкретных инструментах поддержки  в странах-членах ЕС, законодательству, особенностях налогообложения, поиску партнеров, условиях участия в программах поддержки и пр. Примером программ для инновационного бизнеса является Рамочная программа ЕС по повышению  конкурентоспособности и развитию инноваций - Competitiveness and Innovation Framework Programme (CIP).

Существуют и специализированные программы, направленные на обучение и  повышение квалификации. Например, Темпус (Tempus) – одна из программ Европейского сообщества, которая финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования.

Мобильность студентов, преподавательского и административного состава  вузов как из стран – членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus. Есть и программа Эразмус Мундус (Erasmus Mundus), по которой можно получить финансовую поддержку для обучения и практики в стране ЕС. Недавно программа Эразмус отметила важный рубеж – количество ее студентов превысило 2 млн. за 22 года.

В последние несколько  лет в Европе широкое распространение  получили интерактивные инструменты  поддержки – порталы, вебинары, видеоконференции, видео- и аудио технологии. Пример - сайт ―Train to gain‖ в Великобритании http://www.traintogain.gov.uk/, предлагающий для МСП консультирование, индивидуальные и групповые учебные программы, а также финансовую поддержку обучения.

Еще один пример программы  поддержки МСП - Континентальная  сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в 2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем.

 

Заключение

 

Средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в  объемы производства, ВВП и занятость. Среднему бизнесу оказывается адресная поддержка со стороны государства  и частных коммерческих и финансовых структур. В частности, предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность господдержки могла бы быть выше.

Прямых данных об оценке эффективности  учебных программ для среднего бизнеса  нет, однако есть свидетельства и  примеры того, что в настоящее  время на Западе имеется достаточно большой выбор учебных программ и курсов для средних предприятий  — как традиционных, так и с  использованием Интернет и его интерактивных  сервисов. При этом предприятия отдают предпочтения краткосрочным курсам, возможности получить новые знания и информацию через Интернет, а  также в ходе делового общения  с коллегами и партнерами.

 

  • Библиография

  •  

    1. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – Учебное пособие / Под ред. Л.Е. Бесовского. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 222 с.
    2. Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования // Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2007. - С.186-198
    3. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 497 с.
    4. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.
    5. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 160 с.
    6. Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный. – М.: Кооперация Спутник +, 2005. – 199 с.
    7. Зайцев О. Опыт поддержки малого предпринимательства: особенности современной отрасли микрокредитования в странах Латинской Америки //Банк. практика за рубежом. - Киев, 2006. - N2. - С.58-66.
    8. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 453 с.
    9. Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. – М.: МГУП, 2006. – 150 с.
    10. Финансы предприятия: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с.

     

    Голоссарий

     

    Бизнес - организованная Собственником на свой страх и риск деятельность для получения финансовых результатов посредством организации процессов по созданию потребительской ценности и обмена ее на деньги или другие блага в процессе продажи.

    Информация о работе Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка