Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Предпринимательство – это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования предпринимательства за рубежом.
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела.
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства.
1.3 Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран.
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка.
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах.
2.2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства зарубежом.
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
Заключение
Библиография
Голоссарий
Была разработана Европейская
хартия для малого бизнеса Европы.
В данном документе правительства
европейских стран признали значительный
потенциал малых предприятий
и подчеркнули важность создания
благоприятных условий для
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах
В странах - членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.
Средний бизнес – важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия – это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание.
Средний бизнес – это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП.
Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной – скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий. Программы по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а также программы по развитию международных связей европейских предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые и средние предприятия.
В экономической политике Евросоюза большое внимание уделяется поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях.
Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность персонала за последние 3 года выроста на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на таких предприятиях составил 115% за период 2002 – 2005гг.
В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).
Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:
Национальная политика в
странах-членах ЕС имеет своей целью
предоставление лучших условий для
бизнеса, увеличения конкурентоспособности
и обеспечения роста
В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства в каждой стране ЕС разрабатывается министерством экономики и/или министерством промышленности и торговли. Другие министерства также участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики и пр.). Они оказывают помощь МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.
Торгово-промышленные палаты
занимаются обучением и повышением
квалификации, технологическим
Примером информационной
поддержки является портал для МСП
- http://ec.europa.eu/
Существуют и
Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов как из стран – членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus. Есть и программа Эразмус Мундус (Erasmus Mundus), по которой можно получить финансовую поддержку для обучения и практики в стране ЕС. Недавно программа Эразмус отметила важный рубеж – количество ее студентов превысило 2 млн. за 22 года.
В последние несколько
лет в Европе широкое распространение
получили интерактивные инструменты
поддержки – порталы, вебинары, видеоконференции,
видео- и аудио технологии. Пример - сайт
―Train to gain‖ в Великобритании http://www.traintogain.gov.uk/
Еще один пример программы поддержки МСП - Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в 2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем.
Заключение
Средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Среднему бизнесу оказывается адресная поддержка со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. В частности, предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность господдержки могла бы быть выше.
Прямых данных об оценке эффективности учебных программ для среднего бизнеса нет, однако есть свидетельства и примеры того, что в настоящее время на Западе имеется достаточно большой выбор учебных программ и курсов для средних предприятий — как традиционных, так и с использованием Интернет и его интерактивных сервисов. При этом предприятия отдают предпочтения краткосрочным курсам, возможности получить новые знания и информацию через Интернет, а также в ходе делового общения с коллегами и партнерами.
Голоссарий
Бизнес - организованная Собственником на свой страх и риск деятельность для получения финансовых результатов посредством организации процессов по созданию потребительской ценности и обмена ее на деньги или другие блага в процессе продажи.
Информация о работе Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка