Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:52, курсовая работа
В развитой рыночной экономике заработная плата — это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда, величина, которой определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и ее предложением. Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата, и, наоборот, чем выше ее предложение, тем ниже заработная плата. Известны несколько рыночных моделей формирования конкретных ставок зарплаты, но это предмет экономической теории.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятия и критерии в сфере оплаты труда, направления
ее совершенствования…………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия в сфере оплаты труда…………………………….5
1.2. Организация тарифной оплаты труда и основные направления
ее совершенствования. ………………….……………………………….10
1.3 Формы и системы оплаты труда………..…………………………....17
2.Механизм и организация заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………….24
2.1 Регулирование заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………………………24
2.2 Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………………………27
3. Тенденции и перспективы оплаты труда в Республике Беларусь…..….….30
3.1. Особенности оплаты труда в Республике Беларусь …………..…...30
3.2. Пути совершенствования заработной платы……………………….32
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованных источников……………………………………….......36
Предприятия торговли могут также применять достаточно обоснованную и широко применимую на практике систему оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджета.
Работникам
предприятий торговли в установленном
порядке предоставляется
При
пятидневной рабочей неделе работника
предприятий и организаций
2.Механизм и организации и регулирования заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой
2.1 Механизм регулирования заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой
В условиях перехода к рыночной экономике предприятия ищут новые модели оплаты труда, ломающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. Однако прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых условиях, нужно определить, что же такое заработная плата, т.к. многие экономисты и практики настойчиво доказывают, что вместо понятия «зарплата» следует употреблять понятие «трудовой доход». Однако, наиболее принципиальным является не искать новое в терминологии, а более обстоятельно выявить суть и свойства экономической категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта, распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку. Здесь доказывается только источник заработной платы, к тому не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того заработная плата распределяется только по количеству и качеству труда. Но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Далее, не учитываются изменения в отношениях собственности разгосударствления и приватизации. И, наконец, определение заработной платы, как части совокупного общественного труда, национального дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива. С учетом вышеуказанного, рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода ( чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Переход к рыночной экономике избавляет от коренного порока административно-командной системы распределения, состоящего в разрыве функций производства и распределения (предприятия создают национальное богатство, государство его распределяет). Функции распределения передаются непосредственным производителям или частному владельцу предприятия. Только собственник отныне вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве и других окончательно определило судьбу централизованно устанавливавшихся ранее механизмов формирования заработной платы. В новых условиях децентрализованная форма распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия. В отношениях непосредственно оплаты труда стало играть главную роль возникновение организованных форм рынка труда. Величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса на нее, стоимости и цены на рынке труда.
Все вопросы оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень почасовой оплаты, с переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда.
Бюджет работника должен обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и покупку дома, квартиры, оплаты бытовых услуг и т.д., т.е. определенное в зависимости от сложности труда, квалификации работника качество жизни.
В развитых странах существует два уровня обеспечения социальной ориентации заработной платы.
Первый регулируется государством. Прямое его влияние на уровень заработной платы выражается в виде установления минимального гарантированного уровня оплаты труда. Косвенное влияние связано с индексацией стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции, роста цен. Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в отдельных случаях рыночной экономике тенденции экономии на затратах на рабочую силу, второй основной уровень реализации социальной функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях.
В
настоящее время в странах с развитой
рыночной экономикой (Германия, Чехия,
Австрия) роль тарифа снижается, все больше
наблюдается использование повременной
оплаты труда. Также наблюдаются огромные
перекосы в оплате труда как по отраслям,
так и внутри их по профессионально-
Итак, чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.
Основная
задача организации заработной платы
состоит в том, чтобы поставить
оплату труда в зависимость от коллектива
и качества трудового вклада каждого
работника и тем самым повысить стимулирующую
функцию вклад каждого.
2.2 Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной
Для того, чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.
задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклад каждого.
Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой предполагает :
достижения работников и специалистов предприятия;
Вопросы организации оплаты труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда ее принципов, которые необходимо базировать на следующих экономических законах: законе о возмещении затрат на воспроизводство рабочей силы , законе стоимости.
Основные принципы регулирования заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой:
действием таких экономических законов, как закон повышающейся
производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этого
следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.
Реализация этих принципов в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
Заработная плата, будучи основным источником доходов трудящихся,
является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся.
Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Например, в строительстве в качестве показателей производительности труда используется либо выработка одним рабочим определенного количества продукции за установленный период, либо трудоемкость производства единицы определенного вида работ.
Обычно
оплата труда регулируется
и контролируется компетентными
государственными органами.
3. Тенденции и перспективы оплаты труда в Республике Беларусь
3.1. Особенности регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или и (натуральной) форме, которые наниматель обязан выплатить работникам за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. С одной стороны, она является основным источником дохода работников, с другой - элементом стимулирования к высокоэффективному труду.
Исходя из значимости заработной платы порядок ее установления регулируется не только рынком труда и руководством предприятия, но и государством. Необходимость государственного регулирования оплаты труда вытекает из социальной функции государства.
Основными элементами государственного регулирования оплаты труда в РБ являются:
Известно
2 способа регулирования оплаты труда-
это государственное
Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. В настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы, закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.
Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора,- тем шире радиус этого соглашения.
Особенности регулирования труда работников отдельно по отраслям представлены в Комментариях к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Глава 27. Особенности регулирования труда работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий.
Системы
оплаты и стимулирования труда в РБ,
в том числе повышение оплаты за работу
в ночное время, выходные и праздничные
нерабочие дни, сверхурочную работу и
в других случаях устанавливаются работодателем
с учетом мнения выборного профсоюзного
органа данной организации", т.е. путем
принятия локальных нормативных актов,
не иначе. Таким образом, работодатель
не имеет право выбора, он должен установить
систему оплаты и стимулирования труда
локальным нормативным актом.