Японская модель государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непре-рывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Японская модель…………………………………………………………….5
2. Японская модель государственного регулирования…………………..…6
3. Роль правительства в конкурентном успехе Японии ………………...….11
4. Японская модель конкурентоспособности …………...…………………..20
5. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии…………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………..………….………………26
Список литературы……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Частично готовая курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Роль правительства в конкурентном успехе Японии

 
Сравнение элементов объяснить различия между успешными и неуспешными отраслями японской экономики. Под влиянием правительством на успешные отрасли, которые показали двадцать конкурентоспособных отраслей японской экономики. Эти отрасли были выбраны из всех секторов экономики, где Япония считается особенно конкурентоспособной: машиностроение (робототехника, производство бытовых воздушных кондиционеров и швейных машин); электроника (полупроводники, видеомагнитофоны, факсимильные машины, домашняя аудиотехника, автомобильные аудиосистемы, пишущие машинки, оборудование для микроволновых и спутниковых коммуникаций), приборостроение (фотокамеры), материалы (углеродное волокно и синтетические ткани), транспорт (автомобили, грузовики, покрышки для грузовиков и автобусов, вилочные погрузчики) и товары для отдыха и досуга (музыкальные инструменты). Изучив эту широкую выборку конкурентоспособных отраслей, что признаки влияния правительства практически полностью отсутствуют. Здесь не было ни крупных правительственных субсидий, ни вмешательства в конкуренцию. Только одно исключение — производство швейного оборудования, достаточно старую отрасль, которая была объектом правительственного регулирования в первые годы после окончания Второй мировой войны. Тогда ставилась цель удовлетворить внутренний спрос на одежду и обеспечить занятость. Но даже в этой области Япония сегодня конкурентоспособна не в производстве бытовых швейных машинок, а в производстве промышленного швейного оборудования, которое не включалось в круг целевых отраслей и не получало поддержки правительства. Таким образом, модель правительственного регулирования не позволяет объяснить успехи Японии в международной конкуренции.  
Когда мы более глубоко проанализировали эти конкурентоспособные на международном рынке отрасли, то обнаружили, что правительство все же сыграло в них определенную роль, но не такую, как ожидалось. В некоторых из этих отраслей при помощи ряда инициатив правительство стимулировало возникновение раннего спроса на новую продукцию, помогая таким образом повысить их конкурентоспособность. Например, в производстве факсимильных машин компания NTT (в то время японская правительственная телефонная компания) активно поддерживала использование факсимильных технологий в офисах. В начале 1970-х Япония была одной из первых стран, которая разрешила передачу факсимильных сообщений по общим телефонным линиям. В 1976 году NTT утвердила несколько типовых моделей факсов (которые соответствовали стандартам NTT), и с этого момента уже не требовалось получать индивидуальные разрешения для каждого факсимильного аппарата, хотя многие другие страны в это время вообще запрещали подключение факсов. NTT также инвестировала существенные суммы в маркетинг факсимильной связи и создание выделенных телефонных линий. Правительственные структуры, такие как национальные силы самообороны, полиция, японские национальные железные дороги, служба прогноза погоды, были среди первых организаций, которые стали использовать факсы. Правительство и частный бизнес быстро согласились использовать для факс-машин международный стандарт G3, чтобы все аппараты могли быть совместимы друг с другом.  
В 1977 году MITI сократило срок амортизации факсимильных аппаратов с десяти до пяти лет, чтобы побудить пользователей покупать более дорогие модели, обладавшие большими возможностями. Японское правительство также поддерживало использование факсимильного оборудования, согласившись принимать документы по факсу. В 1985 году, например, Патентная служба признавала заявки, присланные по факсу, официальными документами. Служба регистрации патентов и торговых марок США, напротив, считала факсы документами без подписи и отказывалась их принимать. Хотя японское правительство признавало законными не все документы, присланные по факсу, его политика помогла утвердиться доверию к этому новому средству коммуникаций. В совокупности все эти меры помогли раннему созданию рынка для факсимильного оборудования, а это, в свою очередь, вызвало спрос на более сложные и совершенные модели факс-машин и побудило японские компании инвестировать в отрасль и совершенствовать свою продукцию.  
Похожая история произошла и в робототехнике. Для облегчения использования промышленных роботов средними и мелкими компаниями была создана Japan Robot Leasing Company. Две финансовые компании — Small Business Finance Corporation и The People's Finance Corporation — также предоставляли средним и мелким компаниям финансирование для того, чтобы они смогли приобретать роботов и обеспечить технику безопасности. Кроме того, были снижены нормы амортизации на высокопроизводительных роботов, управлявшихся компьютерами. Специальная налоговая скидка на амортизацию достигла своего пика в 1978-1979 годах, когда покупатели могли в течение первого года эксплуатации высокопроизводительных роботов списать 25% их стоимости. В 1982-1983 эта специальная скидка была снижена до 10%, а потом и совсем отменена, когда использование промышленных роботов стало распространенной практикой. Так же, как и в случае с факсимильной связью, японское правительство не только помогало сформировать ранний спрос, но и поддерживало спрос на более совершенные модели роботов, что побуждало производителей к инновациям и совершенствованию своей продукции. В Японии, как и везде, стимулировать спрос оказалось значительно более эффективной мерой, чем субсидировать предложение.  
В других случаях через установление высоких стандартов правительственное регулирование способствовало инновациям. Например, производителям бытовых воздушных кондиционеров нужно было выполнять весьма жесткие нормативы принятого в 1979 году Закона об энергосбережении, согласно которому к 1983 году требовалось сократить потребление электроэнергии в среднем на 17%. Реализация этого закона потребовала много усилий, направленных на уменьшение потребления энергии, одним из результатов которых стало изобретение ротационного компрессора. Это изобретение было технологическим прорывом, позволившим существенно сократить расход энергии. В дополнение к тому, что Япония стала мировым лидером в компрессорных технологиях, она также значительно повысила свою конкурентоспособность в других технологиях охлаждения, включая замораживание, а также стабилизацию состава и конденсацию воздуха.  
К рассмотренным выше мерам японского правительства, которые способствовали конкурентоспособности, можно добавить еще три: политику, направленную на получение «терпеливого» капитала, универсальную, весьма жесткую систему начального образования и выпуск большого числа квалифицированных инженеров. Хотя они и не упоминаются в традиционной модели, мы обнаружили их позитивную роль, анализируя примеры конкурентоспособных отраслей.  

 Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Эта модель объясняет особенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений,  
• Высокое качество и низкие затраты  
• Разнообразие моделей продукции и их характеристик  
• Система бережливого производства  
• Отношения к сотрудникам как к важному активу компании  
• Пожизненный наем  
• Лидерство на основе консенсуса  
• Прочные связи между компаниями  
• Долгосрочные цели  
• Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли  
• Тесные взаимоотношения с правительством  
• Высокое качество и низкие затраты

 
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Японские компании поняли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают затраты, но и служат лучшим методом достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование сборочных автоматов для производства электронной продукции японскими компаниями в начале 1980-х годов привело к беспрецедентно низкому уровню дефектности.  
• Широкое разнообразие моделей и их характеристик  
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.

 
• Система бережливого производства  
Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что позволило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.  
 
В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.  
Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и прибыли — кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в новые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.  
Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны — это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли — обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве — при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкуренции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция — напрасная трата ресурсов. Как обсуждалось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики правительства должно стать устранение препятствий для повышения производительности.  
Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки — одна из важнейших задач.  
Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции — вместе или по отдельности.  
Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает интересы частного бизнеса.  
До недавнего времени Япония проводила разумную макроэкономическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже самого масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэкономические основы производительности определяются двумя взаимосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.  
Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.  
Кризис иены, в результате которого стоимость японской валюты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики — низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные страны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции.  
Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально изменилась. Прошлые и нынешний кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины предыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же трудности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоровления экономики достаточно лишь мер финансового характера.  
В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, научиться экономить энергию и повысить качество продукции. В нынешнее время цель уже не так очевидна.  
Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлением повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, — не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-прежнему весьма тяжелы на подъем.  
 
Что может стать катализатором реальных перемен? Во-первых, по мере того как постепенно изживает себя старая традиция «перекрестного владения» собственностью других компаний, мешавшая перепродаже акций. Уже заметны признаки изменения ролей, которые играют эти новые акционеры. Возможно, самой важной из них будет обучение и стимулирование японских акционеров принимать более активное участие в управлении. Вероятным результатом станет большее внимание к прибыльности, более высокая готовность отказываться от неприбыльной продукции и бизнеса, повышенное внимание к показателям результативности, более прозрачная финансовая отчетность, а также более оптимальное управление.  
Во-вторых, все больше иностранных компаний выходят на японский рынок путем приобретения японских компаний. Низкие цены на акции и потребность в новых источниках финансирования улучшили возможности для контроля корпораций. В 1998 году иностранные компании купили (полностью или частично) или объединились с 85-ю японскими фирмами — рекордный показатель. В июне 1999 года, после ожесточенной двухмесячной битвы с Nippon Telegraph and Telecommunications, британская компания Cable & Wireless приобрела 53% акций японской компании International Digital Communications (IDC). Это было первым в истории Японии успешным враждебным поглощением. В начале 2000 года впервые в истории японская компания попыталась выкупить другую японскую компанию, Shoei.  
По мере того как в разные отрасли будут проникать акционеры с новыми взглядами на бизнес, компании будут ставить новые цели и применять новые подходы к конкуренции  
Например после того как в мае 1999 года Renault приобрела 37% акций Nissan и стала ее самым крупным акционером, она назначила директором по операциям Nissan Карлоса Госна. Nissan, которая семь из предшествующих восьми лет теряла деньги, продала свои доли в компаниях — поставщиках комплектующих и неприбыльных дочерних телекоммуникационных компаниях и занялась оптимизацией своей дилерской сети. Для топ-менеджеров Nissan была весьма необычной просьба Госна самостоятельно ездить на автомобилях конкурентов, чтобы сравнивать их с собственной продукцией.  
В-третьих, система кейрецу также меняется. В октябре 1999 года банк Sumitomo объявил о своем слиянии с банком Sakura по плану консолидации, в котором участвуют также International Bank of Japan, банк Fuji и банк Daiichi Kangyo. Похоже, что система кейрецу, в которой каждый из перечисленных выше банков был в кейрецу главным, ослабевает. То же происходит и с системой перекрестного владения акциями других компаний. Такие акции стали продавать. Надеемся, что это запустит цепную реакцию по созданию новых возможностей, включая новые способы финансирования и более четкие стратегии.  
Четвертый катализатор перемен — организационная реформа, осуществляемая правительством. Согласно Закону о реформе министерств центрального правительства, принятому в июле 1999 года, из 22 министерств и агентств центрального правительства останется 13, а к январю 2001 года число министров в кабинете должно сократиться с 20 до 17. Закон предусматривает создание нового экономического совета, в который войдет премьер-министр, а также внешние эксперты, не работающие в правительстве. Влияние премьер-министра на бюджет, который сейчас в основном разрабатывается Министерством финансов, будет усилено. Министерство финансов будет государственным казначейством, а большинство функций по контролю над финансовыми институтами будут переданы новому агентству.  
Данная организационная реформа еще не гарантирует перемен в экономической стратегии страны. Тем не менее, процессы реструктуризации правительства должны дать импульс новым идеям. Например, новый совет по экономической политике может определить новые приоритеты и соответствующим образом перераспределить бюджет. Если Министерство образования и Агентство по науке и технологии будут, как и планировалось, объединены, это поможет усилить фундаментальные научные исследования и улучшить техническое образование на всех уровнях.  
В-пятых, во многих японских компаниях к руководству приходит новое поколение топ-менеджеров. Это поколение меньше опасается смены давних традиций, чем его предшественники. Нынешние лидеры таких компаний, как Honda (президент Хироюки Ёсино), Toyota (председатель правления Хироси Окуда), Sony (президент Нобуюки Идеи), Orix (президент Ёсихико Мияути) и Softbank (президент Масаё-си Сон), имеют существенный опыт работы за рубежом. Поскольку новые топ-менеджеры лучше знакомы с международным бизнесом и пришли к руководству в нелегкий период финансовых трудностей и непростой конкурентной ситуации, есть большая вероятность, что они будут делать многие вещи иначе. У этих руководителей есть много общего, что отличает их от руководителей прошлого поколения.  
В-шестых, предпринимательские компании нового поколения становится крупнее, и некоторые уже пополняют ряды больших корпораций. Многие из них стремятся к высоким прибылям и обладают ясными конкурентными стратегиями. Они пользуются организационными моделями, которые никак нельзя назвать японскими.  
Главным катализатором перемен станет сам японский народ. Взгляды молодых рабочих отличаются от взглядов их отцов. Многие из них начинали свою трудовую карьеру во время длительной рецессии 1990-х годов и уже не ожидают, что система пожизненного найма защитит их. Они согласны связывать свою зарплату с результатами работы, лучше владеют информационными технологиями, более гибко справляются с переменами. Они смогут стимулировать перемены в своих компаниях и в правительстве.  
Все больше японцев вкладывает свои деньги в акции. При снижении доходности почтово-сберегательных депозитов и других традиционных способов сбережений японцы стали вкладывать свои деньги во взаимные фонды и акции. Превращение из вкладчиков в инвесторов в любом случае должно поменять точку зрения японцев на работу компаний.  
Многие полагают, что культурные традиции изменить очень сложно и что это помешает перестройке Японии. Они утверждают, что общество с такими сильными групповыми устоями, когда «торчащий гвоздь забивают первым», не сможет найти места в новой экономике. Тем не менее, многие аспекты экономической культуры поддаются изменениям. Множество привычных нам практик было создано законодательным путем. Японцы хорошо информированы о переменах, происходящих на Западе, а глобализация существенно ускоряет процессы гармонизации экономических систем.  
Все больше японских подростков подключается к Интернету. Японцы стали инвестировать часть своих сбережений в акции. Растет популярность Интернета и сотовых телефонов. Выпускники университетов устраиваются на работу в иностранные фирмы. Работающие женщины получают больше независимости. Все это может показаться скромными шагами, но это признаки совершенно новой модели конкуренции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Японская модель конкурентоспособности.

  
Япония испытывает, как представляется, нескончаемый спад. В 1998 году показатели экономического роста были негативными второй год подряд, чего ранее в послевоенной истории Японии никогда не случалось. В 1999 году роста практически не наблюдалось. Банковская индустрия также показывает лишь слабые признаки «выздоровления» после череды непогашения кредитов. Цены на недвижимость, которые взлетели в конце 1980-х годов, теперь упали на целых 78%. Фондовый индекс Nikkei, достигнувший своего пика в 38 915 иен в декабре 1989, в октябре 1998 упал ниже 13 000 иен, а в начале 2000 года поднялся всего до 20 000 иен. Уровень безработицы в 1999 году достиг рекордного уровня и впервые в истории оказался выше, чем в США.  
Учитывая глубину и устойчивость текущего экономического спада в Японии, удивительно, что мало кто ставит под сомнение действующую модель развития экономики этой страны. Все соглашаются, что определенные реформы нужны, но при этом господствует мнение, что, по сути, существующая модель вполне эффективна. Нужно только, чтобы правительство придало ей ускорение, выдав дополнительные крупные кредиты и стимулировав спрос. Формирующийся консенсус приписывает экономические проблемы Японии трем причинам. Первая — это то, что «лопнул» так называемый экономический «пузырь» необоснованно высоких цен на недвижимость и ценные бумаги. «Ударная волна» от взорвавшегося рынка недвижимости потрясла банковскую систему и другие отрасли экономики, затруднив получение кредитов. После того как стоимость залогов упала, выяснилось, что банки, корпорации и даже семьи оказались в долгах, что привело к снижению уровня потребления и инвестиций.  
Вторая причина — избыточное регулирование экономики и протекционизм со стороны правительственных министерств. Вмешательство правительства искажает экономическую активность компаний, повышает затраты, снижает их гибкость и, в конечном итоге, понижает конкурентоспособность.  
Третья причина заключается в правительстве. Подняв налоги, не сумев стимулировать внутренний спрос и слишком долго делая ставку на политику роста экономики за счет экспорта, японские бюрократы вели неправильную макроэкономическую политику. Когда японские компании столкнулись с ограничениями на экспорт своей продукции и были вынуждены расширять инвестиции в зарубежные страны, недостаточные внутренние инвестиции и медленный рост внутреннего спроса подорвали рост экономики.  
Мы согласны с тем, что стимулирование экономики и восстановление притока капитала были бы полезны. Но эти быстрые меры и коррекция макроэкономической политики сами по себе не сумеют восстановить здоровье экономики. Япония уже пробовала применить эту тактику и потерпела неудачу. Банк Японии снизил учетные ставки на краткосрочные кредиты до нуля. Почти 1,5 триллиона долларов, потраченные на социальные программы, налоговые льготы, помощь прогорающим банкам, правительственные займы для разоряющихся компаний и даже скидки для покупателей, почти не дали эффекта. Практически все эти меры оказались бесполезными.  
Так произошло потому, что причины «болезни» Японии лежали далеко не только в сфере макроэкономики. Проблемы Японии коренятся в микроэкономике, в том, как эта страна строит свою конкурентную политику в различных отраслях. Если японские политики и лидеры бизнеса надеются восстановить здоровье экономики страны в длительной перспективе, им необходимо заняться причинами, а не симптомами экономического спада. Это значит, что нужно начать с точного и обоснованного анализа причин экономических успехов Японии.  
Об этом проще сказать, чем сделать. Первое опирается на комплекс мер, проводившихся для стимулирования экономики японским правительством, второе — на особый стиль и приемы менеджмента японских корпораций. Оба этих объяснения так часто повторялись и воспроизводились, что глубоко укоренились в общественном мнении.  
Эта доминирующая точка зрения оказала глубокое влияние не только на Японию, но и на другие страны мира. Политики и лидеры бизнеса других стран попытались копировать «японскую модель» полностью или частично. По разным причинам политического и культурного характера было удобно думать, что Япония изобрела новую и по своей сути более развитую, управляемую и эгалитарную форму капитализма, чем западная. Прославленный японский «бюрократический капитализм» не есть причина успеха Японии. На самом деле он стоит у истоков неудач этой страны. суть проблемы в том, что японское правительство не верит в конкуренцию и поэтому вмешивается в экономику, что оказывается губительным для производительности и процветания нации. Распространенные представления о прошлых успехах японских корпораций гораздо более обоснованны, но и в них есть опасные пробелы. То, что когда-то было эффективным подходом к конкуренции, в условиях сегодняшнего глобального рынка уже не работает. Из-за неверного подхода к конкуренции японские компании подрывают свою прибыльность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии.

Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,5% населения земли и 0,3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2-м после США месте. На сегодняшний день Япония вместе с США и Западной Европой составляет "тройку" важнейших экономических центров мира. Валовый национальный продукт Японии составляет половину от ВНП США, а размер ВНП на душу населения в 2006 финансовом году - 32610 долларов, что примерно равно аналогичному показателю в США. (Приложение №2) На долю Японии приходится шестая часть мирового промышленного производства. Страна занимает первое место по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов. В 2006 г. произведено: стали - 98,5 млн. тонн, автомобилей - 12,4 млн. шт., электроэнергии - 580,2 млрд. кВт-ч, промышленных роботов - 12,6 тыс. шт., электронного и электронно-вычислительного оборудования - на 124,6 млрд. $. Практически завершилась адаптация японской экономики к "дорогой иене". Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. В сельском хозяйстве преобладает мелкое крестьянское землепользование. Обрабатывается 14,8% земельной площади. Основная сельскохозяйственная продукция - рис (сбор в 2006 г. - 14 млн. т). Другие отрасли - птицеводство, производство овощей и фруктов. Развито рыболовство. Улов рыбы в 2006 г. - 12,7 млн. тонн. [12] 
Железные дороги - 28 тыс. км, автодороги - свыше 1,1 млн. км, в том числе 42,8% с твердым покрытием, из них 3500 км - скоростные. Основные товары экспорта: машины и оборудование, электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты; импорта: промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо и продовольствие. Доля США в товарообороте Японии в 2006 г. равнялась 30,4%. 
Численность безработных, по данным на конец 2006 г., составила 1,56 млн. чел. 
Отличительной чертой современного размещения производительных сил Японии является наличие в нем ярко выраженных территориальных диспропорций, значительно более острых, чем в других основных капиталистических странах. [9, с.15] 
В условиях дефицита сырьевых ресурсов внешнеэкономические связи Японии традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Экспорт служил средством получения валюты, необходимой для оплаты жизненно важного импорта. Таким образом, внешняя торговля всегда являлась основной формой участия Японии в системе мировых хозяйственных связей. 
В последние годы, в виду структурной трансформации капиталистической экономики, произошло смещение акцентов и во внешнеэкономической стратегии Японии: японский экспорт сегодня уже не является единственным источником “добывания средств" для импорта. В то же время во внешнеэкономических связях Японии сохраняются существенные диспропорции. Вывозится в основном продукция обрабатывающей промышленности, причем более 40% всего экспорта приходится лишь на две группы товаров - изделия электроники и легковые автомобили. В импорте Японии по-прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива. Но вместе с тем, благодаря успешной экономии всех видов ресурсов, в структуре японского импорта неуклонно растет удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности. [4, с. 202] 
Рассмотрим те обстоятельства, которые в наибольшей степени влияют на формирование внешнеэкономической стратегии Японии. 
В первую очередь специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют факторы “внутреннего” порядка, а именно - структурная перестройка японского хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию. По прогнозам специалистов, к 2010 г. на долю Японии будет приходиться 12-13% общемировых расходов на науку и технику. 
Во-вторых, в последние десятилетия усиливается тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом. Экспорт капитала в данном случае - есть расширение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта. Он играет важную роль в выравнивании диспропорций во внешней торговле Японии. Кроме того, Япония активно наращивает “официальную помощь” развивающимся странам, которая позволяет ей “проторить дорогу” для последующего экспорта японских товаров. 
При этом Япония выносит за рубеж экологически опасные, энерго- и материалоёмкие производства, а также некоторые машиностроительные производства, развитие которых в Японии становится менее рентабельным. 
В-третьих, Япония вошла в число крупнейших экспортеров как предпринимательского, так и ссудного капитала. Объем прямых зарубежных инвестиций японских компаний на март 2006 г. составил 463 млрд. долл., а общая сумма зарубежных кредитных активов Японии над ее обязательствами в настоящее время превышает 1 трлн. американских долларов. Япония вкладывает капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты, обрабатывающую и добывающую промышленность. 
В-четвертых, одной из важнейших черт внешнеэкономической деятельности Японии является расширение ее участия в международной торговле технологиями. В то же время существенно укрепляются позиции Японии как экспортера технологий. По суммам поступлений от экспорта такого рода Япония уступает лишь США. В отраслевой структуре Японского экспорта технологий наибольшую долю занимают лицензии в области электронного и транспортного машиностроения (соответственно 27,9% и 23,7%), химии - 19,5%, строительных технологий - 6,8%. 
Несмотря на перечисленные выше изменения во внешнеэкономической стратегии Японии, японские корпорации продолжают рассматривать товарный экспорт как одно из необходимых направлений хозяйственной активности. С одной стороны, экспорт необходим Японии для реализации произведенной продукции. 
С другой стороны, по-прежнему сохраняется довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики. За счет внешней торговли Япония удовлетворяет свои потребности в сырой нефти, железной руде, никеле, хлопке, кукурузе, овечьей шерсти - на 99-100%; в коксующемся угле, медной руде, в бобах - более чем на 95%; в свинце, алюминиевых сплавах, в пшенице, соли - на 80-90%; в природном газе, цинке, лесе и лесоматериалах, в сахаре - на 60-70% и т.д. [13] 
Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции. Еще более показательны лидирующие позиции Японии на рынках высокотехнологичной продукции: 90% мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики и др. 
Следует заметить, что с самого начала послевоенной экспортной экспансии японские корпорации стремились концентрировать свои усилия на вывозе довольно ограниченных групп наиболее конкурентоспособной продукции. Такой продукцией стали счетно-вычислительные машины, автомобили, транспортное оборудование. Около 50% японского экспорта приходилось лишь на 6 позиций - конторское оборудование, аудиовизуальную аппаратуру, оборудование связи, интегральные схемы, легковые автомобили, научную и оптическую аппаратуру. 
Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). Она захватывает передовые позиции на рынке вычислительной техники, включая рынок средств управления промышленными процессами. 
В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов. 
В целом же можно сказать, что позиция Японии в международном разделении труда приобретает все более ярковыраженный характер “горизонтальной" специализации. Расширение внутреннего спроса в большей, чем раньше, степени покрывается за счет импортных поставок готовой продукции как промежуточного спроса - материалов, запчастей, комплектующих, так и готовых изделий производственного и потребительского назначения. В то же время товарная структура экспорта приобретает все более диверсифицированный характер. 
Что же касается японского импорта, то его десятью основными товарами являются: сырая и неочищенная нефть, текстильные товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой продукции возросла доля текстильных изделий, одежды и угля. 
В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1%; Южная Корея - 6,1%; Германия - 5,1%; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4%; Канада - 3,2%; Великобритания - 3,1%; Индонезия - 2,9% и Гонконг - 2,8%. Эти страны являются основными контрагентами Японии как по экспорту, так и по импорту товаров. [6, с.11] 
Новой формой сотрудничества в последние годы стали внешнеэкономические отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Размещение российско-японских СП в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнером Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Россия экспортирует нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В заключение можно  сделать следующие выводы. Япония доказала главную суть постиндустриального  общества - не обязательно страна должна обладать богатой сырьевой базой  для того, чтобы процветать. 
Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших экономических центров. Экономика Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы. 
На развитие экономики огромное влияние оказали следующие факторы: эффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д. 
Надо отметить, что особенностями современной экономики Японии являются: редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники. 
Эти факторы в последнее время дополняются следующими: 
Гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединение всех на традиционных японских ценностях; 
Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива; 
Действующей антивоенной Конституции Японии, которая декларировала три неядерных принципа - не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП; 
Выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины 20 века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики. 
Необходимо отметить, в японской модели широко используются психологические традиции населения, сформировавшееся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как: 
жесткая дисциплина; 
исключительное трудолюбие; 
удивительная аккуратность; 
настойчивость, терпение; 
минимальные потребности; 
ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму); 
преданность работодателю; 
подчинение и уважение старших; 
понимание своего места; 
желание учиться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Японская модель государственного регулирования